В США перед выборами 3 ноября опять обвиняют Россию во вмешательстве. Доказательств нет, но кому они нужны в эпоху постправды. Байден называет Трампа "щенком Путина" — и его сторонникам этого достаточно. Впрочем, тема не новая. Ей не четыре года, как можно было бы подумать, а уже почти 70 лет. Владимир Тихомиров — о тех временах, когда обвинения Москвы во вмешательстве имели хоть какие-то основания.
Коммунистический процесс
Первый раз о влиянии русских на выборы в Вашингтоне задумались в августе 1954 года, когда Конгресс США специальным актом объявлял Коммунистическую партию США вне закона. В документе говорилось, что хотя Компартия считается политической силой, в реальности она представляет "инструмент заговора с целью свержения правительства Соединенных Штатов". Еще раньше, в 1940 году, был принят "Акт Смита" — закон, определяющий как преступника любого, кто "сознательно или умышленно защищает, подстрекает, консультирует или преподает об обязанности, необходимости, желательности или правильности свержения правительства Соединенных Штатов". Тогда считалось, что "Акт Смита" направлен против японской и немецкой "пятых колонн". Но реально этот закон начал работать только с началом Холодной войны. Причем за доказательствами американским спецслужбам далеко ходить не надо было.
Достаточно было открыть программу Коммунистической партии США. Первый параграф гласил:
Коммунистическая партия США посвящена борьбе за социализм в этой стране. Этот документ — руководство к действию на пути к Социалистическим Соединенным Штатам Америки.
И только за эти строки более 140 лидеров КП США были привлечены к суду.
Первый процесс состоялся в 1948 году, когда под арестом оказался чуть ли не весь состав ЦК во главе с генеральным секретарем Юджином Деннисом. Обвинение состояло в том, что они "устроили заговор с целью пропаганды и обучения принципам марксизма-ленинизма". Книги "Коммунистический манифест" Маркса и Энгельса, "Государство и революция" Ленина и "Основы ленинизма" Сталина были представлены в качестве доказательств их деятельности.
Процесс длился 9 месяцев. В итоге большинство обвиняемых получили по 5 лет тюремного заключения. Уже через год сели все адвокаты обвиняемых — за "неуважение к суду".
В 1951 году были арестованы еще 23 лидера американской Компартии, включая самого известного американского коммуниста Гэса Холла.
Вожак американских коммунистов
Гэс Холл (настоящее имя Густав Арво Халберг) родился в начале века в многодетной семье финских иммигрантов в штате Миннесота. Его отец, Матт Халберг, был одним из основателей Американской коммунистической партии. Поэтому уже в 15 лет Гэс бросил школу, вступил в Компартию и пошел работать на лесопилку.
Довольно быстро он стал известным среди рабочих вожаком. Уже в 20-е годы Гэс Холл завоевал известность среди американских левых, став организатором крупных забастовок и протестов рабочих сталелитейной промышленности в родной Миннесоте.
Это был звездный час американских левых: численность Компартии в Соединенных Штатах в те годы доходила до 100 тысяч человек, в стране как грибы росли общества помощи Советскому союзу, сотни добровольцев отправлялись помогать строить коммунизм первому государству рабочих и крестьян.
Одним из таких добровольцев и был Гэс Холл. Но в Москве его "переориентировали". Дескать, такие боевые парни нам нужны в самой Америке. С 1931 по 1933 год Холл жил в Москве и учился в Институте Ленина — правда, об этом "секретном" периоде в жизни главного американского коммуниста не сохранилось практически никаких данных.
В 1933 году Холл вернулся в США и включился в политическую борьбу против профсоюзов — дескать, Американская федерация трудящихся не может и не хочет защищать интересы рабочих и безработных в период Великой депрессии. Вскоре коммунистам удалось встать во главе движения протеста.
Сам же Холл перебрался в Янгстоун в штате Огайо, который тогда считался одним из центров сталелитейной промышленности США и одним из самых пролетарских городов во всей Америке. В Янгстоуне Холл стал одним из основателей "Организационного комитета сталелитейщиков" и профсоюза "Объединенных сталелитейщиков Америки". Также он руководил "Маленькой стальной забастовкой" 1937 года, а в 1938 году даже выставил свою кандидатуру на пост мэра города от Коммунистической партии.
Кстати, именно в Янгстоуне он официально сменил имя: был Густав Халберг – стал Гэс Холл. Практически то же самое, но короче и запоминается любому американскому рабочему. Выборы Гэс проиграл. В стране тогда самым популярным политиком был президент-демократ Франклин Делано Рузвельт, предложивший американцам "Новый курс".
Суть политики Рузвельта была проста: принять некоторые социалистические эксперименты ради сохранения экономики страны и прочного гражданского мира. В итоге "Новый курс" Рузвельта практически уничтожил все перспективы американских коммунистов.
Во время Второй мировой войны Гэс Холл пошел добровольцем на флот и служил на острове Гуам. После демобилизации в 1946 году он решил снова вернуться к политической деятельности, тем более что после победы во Второй мировой войне советские коммунисты вновь набрали популярность на Западе. Но на сей раз американские власти сделали ставку на силу: уничтожить "красную угрозу" в США было поручено сенатору Джозефу Маккарти — законченному параноику и алкоголику, которого побаивался даже президент Эйзенхауэр. В историю США время диктата сенатора Маккарти вошло как "маккартизм".
В июле 1951 годy Гэс Холл был арестован по обвинению в заговоре с целью насильственного свержения администрации Соединенных Штатов. В тюрьме Холл провел практически все 50-е годы.
Москва ставит на последнего
После освобождения Холл продолжил борьбу. В 1959 году он стал Генеральным секретарем Коммунистической партии США, поставив себе задачу восстановить партию после ее разгрома.
Четыре раза выставлял свою кандидатуру для участия в президентских выборах. Однако ни разу ему не удалось набрать и одного процента голосов. Самый большой результат Гэс Холл получил в 1976 году – 86 тысяч голосов, став последним из семерых кандидатов.
Тем не менее Москва продолжала поддерживать Холла и регулярно выделяла ему деньги — на "борьбу за права" американских трудящихся. В Москве в партийных архивах сохранились отчеты, позволяющие определить объемы "дружеской финансовой помощи".
- 1958 год — 210 тысяч долларов;
- 1959 — 250 тысяч долларов;
- 1960— 200 тысяч долларов;
- 1961 — 280 тысяч долларов;
- 1962— 400 тысяч долларов;
- 1963 — 530 тысяч долларов;
- 1965 — 1 миллион долларов;
- 1966— 700 тысяч долларов;
- 1970 — 1 миллион долларов.
Деньги из Москвы возил чемоданами спецкурьер Морис Чайлдс — близкий друг Холла. Только после краха СССР американские власти признались, что Чайлдс был агентом ФБР.
Один из самых известных советских журналистов-международников Валентин Зорин вспоминал:
То, что американская компартия в политическом плане ничего собой не представляет, в ЦК было хорошо известно. О реальном положении дел Старую площадь информировали и наши дипломаты, и КГБ. Но у нас были фетиши. Происходит съезд КПСС — XXIII, XXIV и т. д. В президиуме сидят генеральные секретари братских компартий. Французский есть, британский есть. Как же можно, чтобы не было американского генсека?!
Правда, сам Гэс Холл жил в спартанской обстановке. У него с женой была очень скромная двухкомнатная квартира в многоэтажном доме в Нью-Йорке — в квартале нижней части среднего класса. От советского посольства он получал нормальную по американским меркам зарплату — примерно на уровне высококвалифицированного рабочего.
"Свободу Анджеле Дэвис!"
В 70-е годы в Москве решили сделать ставку на новое поколение американских коммунистов — в частности, на борцов за права чернокожих. И новой звездой американских левых в те годы стала Анджела Дэвис — представительница зажиточной афроамериканской семьи, она стала достаточно влиятельной в США интеллектуалкой левого толка.
Анджела Ивонн Дэвис родилась в 1944 году в Алабаме. В школе она училась на "отлично" и мечтала стать учительницей. Потом поступила в Университет Массачусетса, стала членом марксистского кружка. Она училась и во Франции, где тесно общалась с террористами из "Красных бригад" и лидерами Пражской весны 68-го.
Вернувшись в США, Анджела вступила в компартию США. И ее тут же уволили из Калифорнийского университета. Анджела переквалифицировалась в правозащитники. В тюрьме Сан-Квентин она встретила Джорджа Джексона, активиста организации "Черные пантеры". Анджела влюбилась и решила освободить любимого.
7 августа 1970 года во время судебного процесса над Джексоном в зал суда ворвался 17-летний брат обвиняемого Джонатан. Как выяснило следствие, пистолет, которым был вооружен Джонатан Джексон, был куплен Анджелой Дэвис.
Девушку арестовали. И тут же в советских газетах была развернута пропагандистская кампания в ее защиту.
Реакционные силы Америки выбрали меня в качестве мишени преследования и травили, потому что я коммунистка и революционерка и вместе с миллионами угнетенных борюсь за свободу! — цитировал "Огонек" слова Анджелы Дэвис.
"Руки прочь от Анджелы Дэвис!" — требовали шахтеры, хлеборобы и школьники.
Все 18 месяцев, пока шел процесс, Дэвис была в фокусе внимания стран соцлагеря. Знаменитый лозунг в поддержку Дэвис звучал с высоких трибун, на заводских и комсомольских собраниях. Шумиха приняла мировой масштаб и пошла активистке на пользу: суд присяжных признал ее невиновной.
После того как Анджелу оправдали, она по личному приглашению Брежнева приехала в Советский Союз и даже получила предложение остаться в Москве навсегда.
В 1991 году, когда перестройка похоронила "самую свободную страну мира", Анджела вышла из состава компартии США и основала собственную организацию "Бюро по переписке" — коммунистический союз феминисток. Скандальная слава позднее сошла на нет, и ныне 76-летняя Дэвис занимается защитой прав заключенных и женщин. Она профессор Калифорнийского университета в городе Санта-Круз.
Гэс Холл скончался в 2000 году от сахарного диабета, оставив после себя двоих детей и троих внуков.
Коммунисты сегодня
Компартия США по-прежнему существует, в 2014 году она насчитывала около 3000 членов по всей стране. У американских коммунистов, которых сейчсас возглавляют Россана Камброн и Джо Симс, есть неплохой офис в престижном районе недалеко от Уолл-Стрит. Здание было приобретено на советские деньги в 70-е годы, когда оно стоило не так дорого. Часть помещений Компартия сдает, чтобы содержать свою газету People's World, однако влияния в левых кругах у нее крайне мало.
В президентских выборах нынешнего года коммунисты уже не принимают активного участия, но ведут свою собственную кампанию против Трампа:
Для нас это в первую очередь возможность распространять наши взгляды, рассказывать людям о причинах кризиса в США, — говорит Россана Камброн.
По ее словам, она и ее партия верят в революцию, "пусть она случится и не сегодня".