Статьи

Ликвидация останков: как коммунисты разоблачали церковь, вскрывая мощи святых

Ликвидация останков: как коммунисты разоблачали церковь, вскрывая мощи святых

100 лет назад, 30 июля 1920 года, Совет народных комиссаров принял постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе", которое стало первым актом беспрецедентных гонений на церковь. После установления диктатуры пролетариата именно церковь осталась единственным местом, объединяющим противников нового режима. Но Ленин понимал, что прямые репрессии не подойдут — они только увеличат количество сочувствующих ей. И решил "разоблачить" священников, подорвать доверие к церкви как к институту. Ленин прекрасно знал, что именно кампания по вскрытию мощей станет самым сокрушительным ударом по церкви с точки зрения рядового прихожанина. Владимир Тихомиров рассказывает, как шла борьба с мощами и к чему привела.

Культ мощей

Почитание мощей как святыни ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений собрания христиан были строжайше запрещены, но толерантный к чужим богам римский закон делал одно исключение: последователи любых культов и любых религий могли собираться вместе для совершения похоронных обрядов. Поэтому первые христианские общины стали собираться в катакомбах — на могилах христианских мучеников, и именно на могилах и совершались первые христианские литургии с причастием Святых Даров. Римский епископ Феликс в III веке нашей эры постановил, чтобы литургия совершалась не иначе как на мощах мучеников. На Пятом Карфагенском соборе это правило было распространено уже на всю христианскую церковь. Более того, собор постановил, чтобы ни один храм не строился иначе как на мощах мученика, которые располагались под алтарем. Но поскольку к тому времени гонения на христиан уже прекратились, могил мучеников стало не хватать на все строящиеся храмы. Тогда отцы церкви приняли решение об "антиминсах" — так назывались особые церковные платки из дорогой парчи, в которые были зашиты микроскопические частицы мощей святых мучеников. Такие платки помещались на алтарь, и только на антиминсе священник мог совершать литургию с освящением Святых Даров — причем это правило в православной церкви действует до сих пор.

Престол перед литургией в старообрядческом храме | Фото: Г. Чистяков

Особая роль мощей в богослужении привела и к появлению среди неграмотных прихожан своего — параллельного — культа мощей, которым в народе стали приписывать некие особые магические свойства и способность совершать чудеса. Показательна история разграбления могилы Николая Чудотворца — епископа города Миры в Ликии, когда в 1087 году купцы из итальянского города Бари разграбили и вскрыли гробницу святого и унесли часть костей. Возможно, они унесли бы все, но им помешали разгневанные местные жители. Второй раз гробницу разграбили венецианцы, которые, узнав про "подвиг" барян, решили, что с помощью мощей святого жители Бари получат преимущество в торговой войне с Венецией. 

Надо сказать, что духовенство только способствовало распространению этого культа мощей, ведь микроскопическая частица нетленного тела святого могла сделать любую икону "чудотворной" и, следовательно, в разы увеличить поток прихожан. Согласитесь, куда легче показывать крестьянам, какие мощи святых следует целовать по праздникам, а какие — при болезнях, чем терпеливо нести Слово Божие заблудшим людям.

Мощи Николая Чудотворца | Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

В итоге культ мощей в народе выродился в некую смесь языческих верований и примитивного оккультизма — словом, в нечто совсем противоположное духу и смыслу христианской веры. Так, знаток простонародного лечения доктор медицины Гавриил Попов в 1903 году писал: 

Чрезвычайно интересным врачебным актом является подлезание под раку св. мощей и под чудотворные иконы. Верование в целебность этого акта в большей или меньшей степени распространено в очень многих местах и составляет довольно обычное явление многих крестных ходов. Ко времени такого хода, особенно если в нем участвует какая-нибудь почитаемая местная икона, по пути его раскладывают больных, взрослых и детей, чтобы над ними прошли и пронесли иконы, здоровые же с этой целью приседают... Другим неканоническим способом использования святынь, как писали с мест, оказалось использование почитаемых икон от зубной боли. Считалось, что для облегчения мук икону следует погрызть...

Тонкий расчет Ленина

Ленин знал психологию толпы и четко рассчитал удар. Дело в том, что в древности на гробницах святых писали: "лежит телом" (то есть тело полностью сохранилось) или "лежит мощми" (сохранились только кости или даже отдельные кости, ибо тело почившего святого было прежде рассечено для изъятия святых мощей для церковных нужд). Об этом подробно говорилось в брошюрах Священного Синода "О почитании святых мощей", но только кто читал эти брошюры, если в Российской империи более 80% населения не умели читать?!

Поэтому даже многие священники, получившие только семинарское образование, относились к мощам святых, отталкиваясь от собственных представлений. И в сознании большинства прихожан существовала некая аксиома: мощи — это нетленные тела почивших святых, которым должно воздавать такое же почтение, как и иконам. Ключевое здесь слово "нетленное". И хотя отцы церкви множество раз объясняли, что сама по себе нетленность не должна и не может быть обязательным условием святости; что святость человека определяется вовсе не степенью сохранности его останков, а его жизнью и служением Богу; что почтения заслуживают и полностью истлевшие останки святых.

Но народ из всех этих объяснений понимал и принимал только то, что мощи — значит нетленные. Все остальное — подделка и обман. Так что Ленин четко сыграл на этой народной вере. Он прекрасно понимал, что одновременное вскрытие мощей на местах должно было вскрыть "обман" церкви — то, что большинство мощей, согласно народным поверьям, окажется "ненастоящими".

Пробные вскрытия

В январе 1919 года большевики начали вскрытия в виде эксперимента. Статистика такова. За год было произведено 63 вскрытия. В 29 гробницах были обнаружены истлевшие кости либо части скелетов. В 16 гробницах — мумифицированные останки людей, в 18 гробницах — куклы из воска, в которые были вставлены отдельные кости.

Например, такие останки нашли при обследовании гробницы с мощами святых Петра и Февронии в Муроме: "Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие: бедра, плечевые кости, череп".

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии | Фото: mirtesen.ru

В 2-х раках не было обнаружено ничего.

Вот, например, протокол вскрытия мощей святого Артемия Веркольского в Архангельской губернии: 

Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

Агенты ОГПУ докладывали: 

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами "вот как нас до сего времени обманывали" начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "Довольно нас дурачить!" ... Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "Я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого.

Также никаких костей не было обнаружено в раке св. Авраамия Ростовского. Вот цитата из протокола: 

Обнаружено несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.

Но не будем сходу обвинять церковь в подделке мощей. Скорее всего, прихожане храмов, узнав заранее о намерении большевиков произвести вскрытие, просто спрятали тела святых, подменив останки чем под руку подвернулось.

Разоблачение в Лавре

Когда в марте 1919 года власти приняли решение вскрыть гробницу с мощами великого русского святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, монахи и прихожане начали собирать подписи под прошением к Совету народных комиссаров не вскрывать раки. С письмом к Ленину обратился сам патриарх Тихон, но ответа так и не дождался.

Организованную публичную акцию назначили на вечер пятницы 11 апреля — после вечерней службы. Ввиду возможных беспорядков мобилизовали роту курсантов, у колокольни и соборов выставили посты, а входы в обитель перекрыли патрули красноармейцев и чекистов. В присутствии представителей губернских и местных властей, членов "технической комиссии", двух медиков-специалистов, верующих и монахов во главе с наместником лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) была разобрана рака с мощами преподобного Сергия. Все происходившее снимали на кинопленку, эти кадры сохранились до наших дней. Из протокола: 

По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа, справа, виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань... нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью...

Комиссар Сергей Волков вспоминал: 

Уже далеко за полночь мне удалось выбраться через калитку в Успенских воротах. Сначала я оказался среди конных и пеших красноармейцев, которые удерживали толпу, пытавшуюся прорваться в Лавру. Протиснувшись между ними и потеряв в давке несколько пуговиц с пальто, я очутился в многотысячной кипящей толпе. Под темным небом происходило что-то невероятное. Отовсюду неслись глухой говор, споры, резкие выкрики, долетавшие со стороны Святых ворот, отрывки молитвенного пения, ржание коней, истерические женские голоса, истошный визг и брань. Толпа состояла из множества групп, которые соединялись, растекались, сливались с другими и снова распадались на новые группы. Видя, что я вышел из ворот, ко мне сразу бросилось несколько кучек женщин, по-видимому, узнавших меня по службам в академическом храме, где я исполнял должность церковного старосты.
– Вы были в соборе? Что там? Что нашли? Какие мощи?..
– Мощи целы, но сохранились только кости Преподобного...
– Врет он! — перебил меня какой-то мужчина в солдатской шинели. — Вместо мощей доску нашли!
Что тут началось!
— Молчи, окаянный! Безбожник! Гнать тебя в шею!..
— Что вы его слушаете?! Бейте его! Бейте! Окружающие бросились на мужчину, размахивая кулаками, и он побежал...

Мощи Сергия Радонежского конфисковали. Их вернули церкви только после решения Сталина прекратить гонения на православие в 1943 году.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского

Много лет спустя доктор геолого-минералогических наук Павел Флоренский, внук и тезка известного священника, философа и богослова в интервью журналу "Наука и жизнь" рассказал семейное предание о том, как его дед отсек главу преподобного "копьецом" и заменил ее на череп князя Трубецкого, извлеченный из родовой усыпальницы под Троицким собором. Когда возникла угроза изъятия останков Сергия Радонежского и их уничтожения, отец Павел Флоренский и реставратор Юрий Олсуфьев, занимавшиеся составлением описи предметов старины в Троице-Сергиевой лавре, сумели незаметно подменить главу преподобного Сергия и спрятать ее. Сами Флоренский и Олсуфьев погибли в годы большевистского террора, но святыню сохранили священники храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове. В победном 1945 году главу преподобного передали патриарху Алексию I, а в Троице-Сергиеву лавру святая реликвия вернулась только в 1946 году.

Ликвидация во всероссийском масштабе

Опыт 1919 года решено было растиражировать. И 30 июля 1920 года вышло постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе".

Вскоре участь мощей преподобного Сергия Радонежского разделили останки многих других особо почитаемых на Руси святых. Так, в Тамбовской губернии уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с мощами Серафима Саровского. Инициатором этой акции выступил мордовский поэт, переводчик "Интернационала" на мокшанский язык Захар Дорофеев. Вскоре изъятые мощи перевезли в Москву. В столице они выставлялись напоказ поначалу в Центральном антирелигиозном музее, потом в Музее религиозного искусства в бывшем Донском монастыре, а позже были отправлены в Ленинград — в запасники Музея истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Только в 90-е годы мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в основанный им Дивеевский монастырь.

Мощи Серафима Саровского в Дивеево | Фото: diveevo-tur.ru

Но далеко не всегда музейная "судьба" мощей святых гарантировала их сохранность. Их могли, к примеру, выбросить при реставрации, приняв за обыкновенный мусор в церковной утвари и сделав помету об "изменении веса" предмета.

Не доживали до музеев и раки из драгоценных металлов. Например, в Донском монастыре была изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского, направленная затем на переплавку.

Власть постаралась превратить глумление над останками людей в мощную пропагандистскую кампанию. Каждое вскрытие мощей в обязательном порядке снимали на пленку, чтобы затем возить эти фильмы по стране и показывать народу в новых клубах. Причем в ряде случаев вскрытие проходило с намеренным кощунством — например, при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого.

Впрочем, сохранились и свидетельства иного рода. Так, нетленные останки святителя Иоасафа Белгородского, умершего в середине XVIII века, озадачили даже кощунников – его мощи сразу же были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава. Туда же были отправлены и нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого, епископа Черниговского.

Итоги "мощной" кампании

А где же был народ, почему он не защищал свою церковь? Во-первых, защищал: в ходе антицерковной кампании 1920 года было зарегистрировано почти полторы тысячи случаев, когда люди вставали на защиту святынь. Многие инциденты были кровавыми. Так, настоятеля Александро-Свирского монастыря расстреляли за то, что он отказался подписывать протокол о том, что якобы мощей в раке не было.

С другой стороны, богоотступничество действительно было массовым. Многие попали под влияние прессы — в советских газетах развернулась массовая кампания, обвиняющая священнослужителей в многолетнем обмане верующих.

Изъятие ценностей у церквей в 20-е годы

Главный редактор антирелигиозного журнала "Революция и церковь" Петр Красиков писал: 

Необходимо теперь календарь почистить. Рабочий первый шаг уже сделал. Он вскрыл мощи — оказалась труха. Рабочий должен сделать второй шаг. Необходимо заполнить календарь пролетарскими революционными именами. У нас много своих мучеников, у нас есть то, чего нет ни в одной религии: герои труда и революции...

Кампания по вскрытию мощей оказалась прелюдией к фактическому запрещению и уничтожению церкви. Следом началась кампания по изъятию церковных ценностей и ликвидации священников. Взялись большевики и за календарь: уже 1 мая 1920 года в Петрограде прошла первая "Красная Пасха" — "Мистерия освобождающегося труда", в которой участвовали более 2-х тысяч человек. А через несколько лет в стране победившего атеизма появились и свои "мощи" — в специальной стеклянной гробнице у самой Кремлевской стены.