Статьи

Ворошиловские стрелки против "Новой Византии": как первый советский маршал Турцию спас

Ворошиловские стрелки против "Новой Византии": как первый советский маршал Турцию спас

Частные военные компании стали не просто выгодным бизнесом, но и инструментом неофициального продвижения государственной политики. И придумали этот метод уже давно. 100 лет назад Ленин распорядился уволить со всех постов нескольких видных большевиков во главе с товарищами Фрунзе и Ворошиловым, которые частным порядком поехали воевать в Турцию, чтобы сбить спесь с Британской империи. Владимир Тихомиров рассказывает, как первый советский маршал частным образом помог Турции в битве с Грецией. 

Проект новой Византии

Вообще-то это был российский проект — заветная мечта всех славянофилов: все освобожденные славянские народы, как ручейки полноводной реки, сливаются в новой Византийской — вернее, Греко-Российской — империи со столицей в древнем Царьграде.

Российская империя рухнула прямо на пороге осуществления мечты, к которой панслависты продирались полвека. Уже была подготовлена десантная операция, уже был сформирован геройский полк для взятия Стамбула, состоящий из одних кавалеров Георгиевских крестов. И в этот момент высшего напряжения всех сил империя рухнула в революционное безумие, увлекая за собой в пропасть миллионы мужиков…

Рухнула не без деятельного участия Лондона, где вовремя разглядели и оценили всю опасность британской короне от возрожденной Византии. Шутка ли, а вдруг эти русские станут контролировать половину Средиземноморья?! Поэтому Российская империя, не ожидавшая от союзников удара в спину, была уничтожена, а вот идею славянофилов в Лондоне взяли на вооружение, решив создать свою "Византию".

Раздел Османской империи

Реализацию этого проекта британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж доверил тогдашнему премьер-министру Греции Элефтериосу Венизелосу — самому харизматичному греческому политику начала ХХ века, который на протяжении 23 лет — с перерывами — становился премьер-министром 8 раз. Венизелос ради "Великой Греции" был готов целовать штиблеты всем британским генералам, которые после войны фактически приговорили Османскую империю к расчленению.

Элефтериос Кириаку Венизелос | Фото: wikipedia

Внешнее управление и распад империи османов был официально закреплен в Мудросском перемирии, заключенном 30 октября 1918 года. По нему войска Антанты официально заняли все побережье Мраморного моря и проливов Босфор и Дарданеллы — союзникам тогда был остро необходим проход для своих судов в Черное море, где тогда разворачивался первый акт новой Русской смуты.

Также Турция обязана была немедленно демобилизовать армию, передать союзникам все турецкие военные корабли, вывести свои гарнизоны из Ирана, Закавказья и Аравии; контроль Антанты устанавливался над турецкими железными дорогами, телеграфом, всеми турецкими портами, в которых было запрещено принимать любые немецкие, австрийские или болгарские суда. Кроме того, Антанта зарезервировала за собой право оккупации "любых стратегических пунктов, в случае если бы создалось положение, которое угрожало бы безопасности союзников".

Но самое главное, что по условиям Мудросского перемирия Турция лишалась оккупированных к этому времени войсками Антанты территорий Сирии, Палестины, Ирака и Аравии, которые переходили под протекторат Британской империи. Также турки теряли все европейские владения, включая Константинополь, который официально переходил Греции.

Таким образом, бывшая Османская империя теряла более 66% территории и треть населения.

Но и этого Венизелосу показалось мало. Он отчаянно интриговал, пытаясь убедить англичан вернуть в состав новой Византии древние греческие города на западном побережье нынешней Турции. Прежде всего Венизелос жаждал Смирны — единственного христианского города в Турции, в котором греки превосходили турок в 2 раза. Получив благословение премьера Ллойд Джорджа, греки отправились в поход.

Расправа в Смирне

15 мая 1919 года в порт Смирны вошла греческая эскадра, в городе высадилась греческая пехотная дивизия полковника Зафириотиса.

Турецкий гарнизон Смирны (900 солдат и 30 офицеров), зная об условиях перемирия, без единого выстрела сложил оружие перед греками. Как писал британский журналист Джайлс Милтон, Смирна была самым космополитичным городом на свете, где прекрасно уживались люди самых разных национальностей и религий. Но, как выяснилось, турки совершенно напрасно понадеялись на благородство греков: уже на следующий день полковник Зафириотис приказал расстрелять всех пленных солдат — якобы в отместку за годы насилий и угнетений греков в Анатолии.

Греческие войска в Смирне в мае 1919 года

Но это было лишь прологом грядущего насилия, когда греки начали интенсивно занимать всю прибрежную полосу малоазиатского побережья Турции — Адрианополь, Ушак, Бандырму, Бурсу.

Но именно резня в Смирне стала самым мощным стимулом для консолидации турецких националистов, которыми руководил бывший командующий 5-й армией генерал Мустафа Кемаль-паша, вошедший в историю как Ататюрк.

В июле 1918 года, в разгар греческой оккупации побережья, в Эрзеруме был созван конгресс националистов, где бывший командующий 5-й армией генерал Кемаль-паша был избран руководителем освободительного движения. Впрочем, в то время на планы турецких националистов никто в мире не обратил никакого внимания. В конце концов, отряды "младотурков" были больше похожи на крестьянское ополчение, пусть и разбавленное демобилизованными турецкими военнослужащими. Да одна дивизия Антанты была способна стереть этих крестьян в порошок.

Но постепенно численность отрядов "младотурков" росла, и когда два года спустя — в январе 1920 года — националисты впервые после поражения Турции в войне решили созвать меджлис (парламент), то британцы, доселе равнодушно наблюдавшие за агонией турецкой государственности, не на шутку встревожились и приняли меры. На рейд Стамбула прибыла и бросила якоря английская средиземноморская эскадра адмирала Фримантла в составе пяти линкоров и четырех эсминцев.

Британские войска в Стамбуле в 1920 году

Турки, сделав вид, что не поняли этого прозрачного намека, продолжили гнуть свою линию. Вскоре парламент, в котором из 120 депутатов 75 были сторонниками Кемаля, принял "Национальный обет" — декларацию независимости Турции и целостности турецкой территории. Союзники в ответ высадили в Стамбул части британской морской пехоты под командованием генерала Милна. Морпехи разгромили штаб турецкой армии и арестовали практически всех депутатов меджлиса, которых вывезли в концлагерь на Мальте.

Но Ататюрка было уже не остановить.

Партия войны в Греции

Он перенес столицу в Анкару — сонный провинциальный город с населением около 40 тысяч человек, с узкими кривыми улочками, с древним и пыльным базаром, с дымящимися котлами с лепешками на каждом углу. Главное достоинство города состояло в его расположении в центральной части страны. До Средиземного моря — 500 километров по Анатолийской равнине, где можно было не опасаться ни морпехов, ни британских линкоров с их мощными пушками.

В апреле в Анкаре состоялось открытие Великого Национального собрания Турции, объявившего себя Верховным правительством страны вместо низложенного султана Мехмеда VI Вахидеддина, который в Турции считался британской марионеткой.

Далее Национальное собрание признало Турцию светской президентской республикой, а президентом Турции был избран Мустафа Кемаль-паша.

Мустафа Кемаль Ататюрк | Фото: globallookpress.com

Взбешенные англичане тут же уговаривают Грецию начать наступление вглубь турецкой территории. 22 июня греки силами двух армейских корпусов из района городов Смирна и Маниса выступают в новый поход. И буквально за две недели греческие войска оттеснили отряды турецкого ополчения на расстояние 120-150 километров от побережья.

Но тут против "Великой Греции" выступили сами греки. В ноябре 1920 года на парламентских выборах партия Элефтериоса Венизелоса, ратующего за войну с турками до полной и окончательной победы, потерпела сокрушительное поражение. 

Еще одним ударом по "партии войны" стала смерть греческого короля Александра, которому едва исполнилось 33 года. Во время прогулки в королевском саду его укусила бешеная обезьяна, от которой король защищал свою овчарку. Спустя три недели король умер от бешенства.

После смерти короля премьер-министр Венизелос заявил о создании республики, но его идея была отвергнута. И в Грецию вернулся прежний король — Константин I, который в 1917 году за свою прогерманскую позицию под давлением англичан был вынужден оставить престол в пользу сына. Условием возвращения на трон британцы назвали продолжение войны с турками, и Константин I в декабре 1920 года приказал греческим солдатам начать наступление на Анкару.

Помощь заклятого врага

Но Кемаль Ататюрк умело воспользовался паузой и попросил военной помощи на севере — у бывшего самого заклятого врага бывшей Османской империи. Еще летом Кемаль отправил телеграмму в Москву с просьбой о признании своего правительства. Он писал: 

Турция обязуется бороться совместно с Советской Россией против империалистических правительств для освобождения всех угнетенных, изъявляет готовность участвовать в борьбе против империалистов на Кавказе и надеется на содействие Советской России для борьбы против напавших на Турцию империалистических врагов.

И Ленин без промедления отправил в Анкару положительный ответ.

Конечно, между Турцией и большевиками было немало нерешенных вопросов — взять хотя бы армянские территории или вопрос принадлежности вооружения и имущества бывшей русской Кавказской армии, оставленного на территории Армении в декабре 1917 года. Но дюжина русско-турецких войн была на время забыта — обе страны нуждались друг в друге. Более того, советские дипломаты взялись решить вопрос с армянскими националистами-дашнаками, вставшими у руля власти в Армении после распада Российской империи.

В ходе Первой мировой войны турки устроили массовые этнические чистки армянского населения на своей территории, обвинив в обратном армянских боевиков, которые теперь требовали отмщения и устраивали "чистки" в отношении турков. Большевики сделали ход конем: советские войска вошли в Армению и Грузию, объявив создание в этих странах национальных социалистических республик.

В марте 1921 года между Турцией и Россией был подписан Московский договор, в котором были зафиксированы новые границы государств.

Подписание Московского договора 16 марта 1921 года | Фото: wikipedia

Конечно, сегодня многие историки сравнивают этот договор с позорным Брест-Литовским миром, ведь и в Закавказье советское правительство уступило Турции обширные районы. Но здесь, как и в Брест-Литовске, свою роль сыграла вера большевиков в "мировую революцию", в результате свершения которой они намеревались установить контроль не только над всеми утраченными землями, но и над странами бывших соперников.

Кроме того, Московский договор позволил добиться признания РСФСР в исламском мире – ведь в те годы Османская империя была лидером мусульман, что позволило установить советский контроль над Закавказьем и обезопасить южные границы. Также Советская Россия получила гарантии свободного выхода из Черного моря. В обмен кемалистская Турция получила от Советской России материальную и военную помощь — 10 миллионов рублей золотом.

"ЧВК" Ворошилова

Летом 1921 года греческие войска (96 тысяч солдат, 560 пулеметов, 346 орудий) под личным командованием короля Греции перешли в наступление против турецкой армии Кемаль-паши, которая тогда насчитывала всего 50 тысяч штыков и сабель. Уже к августу греки вышли непосредственно на подступы к Анкаре, причем до столицы турецких "мятежников" им оставалось пройти всего-то 40 километров.

Греки движутся к Анкаре, август 1921 года

Но планам Константина не суждено было сбыться. В результате сражения у реки Сакарья, которое продолжалось 22 дня — с 23 августа по 13 сентября 1921 года — греки потерпели тяжелое поражение. За сражение у Сакарьи Кемаль получил титул "Гази", то есть "Непобедимый". Правда, эта победа была "пирровой": турецкая армия находилась уже на последнем издыхании, лишившись всякой возможности продолжать военные действия. Запасы патронов и снарядов были исчерпаны, лошадей не хватало, амуниция пришла в полную негодность. Но самое главное, подошли к концу все запасы продовольствия, и турецкая армия находилась на грани голода. Греки и британцы это прекрасно знали и не спеша готовились нанести последний удар. Но тут в Турцию и прибыла делегация из Москвы, изменившая всю ситуацию на фронте.

Руководил советским посольством сам прославленный командарм Михаил Фрунзе, воевавший с басмачами в Средней Азии, а затем освобождавший Крым. Правда, официально Фрунзе был командирован как "Михайлов" - некий представитель Украинской ССР.

Вместе с ним в Турцию в ранге военного советника был направлен и "товарищ Климов" — бывший комиссар и создатель Первой Конной армии Климент Ворошилов.

Если товарищ Фрунзе ехал как дипломат, пусть и украинский, Ворошилов со своими помощниками приехал фактически на правах частных лиц. Вернее, частной военной компании, никак формально не связанной с властями СССР.

Климент Ворошилов

5 ноября 1921 года посольство во главе с Фрунзе убыло из Харькова. Ехали не морем, а проследовали поездом по сухопутному маршруту Ставрополь, Баку, Батуми. В Баку Михаил Васильевич встретился с секретарем ЦК Компартии Азербайджана Сергеем Кировым.

Из Батуми посольство отправилось в Трапезунд, а оттуда по морю в Самсун — как обычные туристы. Правда, как вспоминал адъютант Фрунзе Лука Колядко, необычным было то, что пассажирский пароход сопровождали две турецкие канонерские лодки с грузом боеприпасов и оружия, направленного в счет дружеской помощи советского правительства молодой Турецкой республике. А сзади шел пароход "Георгий", нагруженный тоннами золота — трюм был забит царскими золотыми рублями.

Из Самсуна в Анкару посольство ехало сухопутным маршрутом. Командарм Фрунзе ехал по Турции в советской военной форме и кавказской бурке, вызывая всеобщее любопытство. Переход посольства до Анкары занял целых 12 дней, в течении которых Фрунзе внимательно знакомился со страной.

В деревнях почти нигде нет мужского населения — все или перебиты, или находятся на фронте, — писал он в Москву. — Работают старики, женщины или подростки, материальные средства истощены, нет рабочего скота, нет транспортных средств. Процент пустующей земли составляет не меньше 50.

Переговоры с турецкой стороной прошли без проблем. Мирный договор Турции с Украиной был заключен, турки получили все находившееся в Новороссийске минное и артиллерийское имущество, винтовки и боеприпасы. Всего за год в Турцию было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов и т.п. Также были переданы два эсминца "Живой" и "Жуткий".

В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов.

В это время Климент Ворошилов и Семен Аралов занимались подготовкой турецких войск к наступательным операциям. Надо сказать, что опыт красных командиров высоко ценился в Турции — ведь они разбили царскую армию, которая считалась непревзойденной.

Ворошилов и Фрунзе в Стамбуле

И вскоре советская подготовка показала блестящие результаты — в частности, в битве при реке Сакарье турки сумели разбить многократно превосходившие по численности отряды греческой армии.

Надо сказать, что король Константин был уверен в скорой победе, поэтому заранее пригласил британских офицеров на торжественный обед в Анкару. Но Ворошилов настоял на том, чтобы разместить позиции турецкой обороны на нескольких высотах — так что штурмующие греки попадали под плотный огонь сразу с нескольких холмов. Также было предусмотрено, что обороняющиеся турки могли переходить с одного холма на другой.

В итоге турки смогли остановить греческое наступление в 40 километрах от столицы. Это была последняя крупная битва. Греческая армия была измотана до предела, солдаты просто бросали оружие и уходили домой.

Отречение от Греции

Не сумев достичь военного решения, Греция обратилась к союзникам за помощью, но в начале 1922 года Великобритания, Франция и Италия решили, что Севрский договор не может быть приведен в исполнение и должен быть пересмотрен. Вскоре итальянские и французские войска эвакуировали свои позиции, оставив греков фактически на произвол судьбы.

В марте 1922 года греки предложили перемирие. Но теперь уже сам Мустафа Кемаль отказался от каких-либо соглашений и активизировал свои усилия по реорганизации турецких вооруженных сил для последнего наступления на греков.

В августе 1922 года турецкие войска перешли в наступление против греческих войск по всему фронту. У "младотурков" под ружьем было около 85 тысяч солдат, у греков – почти вдвое больше, но численность армий уже не играла никакой роли. Греческий фронт обрушился практически сразу, греческие дивизии были разрознены и разбиты по частям. И за месяц "младотурки" освободили практически все города до самого побережья.

Кровавое возвращение турков в Смирну в 1922 году. На фото - охваченные огнем здания и люди, пытающиеся спастись | Фото: wikipedia

Британский журналист Джайлс Милтон писал, что последним городом турки освободили Смирну.

Все началось 6 сентября 1922 года, когда отступающая греческая армия вошла в город, направляясь к кораблям, которые должны были доставить их домой, в материковую Грецию. С ними ушла местная греческая администрация, оставив Смирну неуправляемой и беззащитной. Когда город начал заполняться сотнями тысяч греческих и армянских беженцев, спасающихся от неизбежных турецких репрессий, стало ясно, что надвигается гуманитарная катастрофа. Генри Моргентау, бывший посол США в Турции, призвал Великобританию заявить о себе, если она не заинтересована в смерти всех этих христиан... Но настоящая катастрофа произошла, когда турецкие силы — умышленно, по словам многочисленных очевидцев, — подожгли город, заливая армянский квартал бензином. Отчаявшись спастись от огня, сотни тысяч людей заполнили узкую набережную, где они были заперты турецкими солдатами и оставались без еды и воды. Тысячи людей умерли от голода и болезней или покончили жизнь самоубийством, прыгнув в море, где трупы вскоре образовали густую массу. Все это время американские и британские линкоры стояли на якоре в гавани, но отказывались вмешиваться...

В катастрофу вмешались Ворошилов с военными советниками, настоявшими, чтобы турки выпустили из горящего города мирных жителей. 

Остатки греческих войск эвакуировались на острова Хиос и Лесбос, где вскоре вспыхнуло восстание среди солдат. За несколько дней волнения достигли и материковой Греции. Вскоре король Константин вторично отрекся от престола.

* * *

В 1928 году в Стамбуле на площади Таксим благодарные турки поставили памятник Основанию Турецкой Республики работы Пьетро Каноника. По левую руку от Мустафы Кемаля Ататюрка стоят его военный советник Климент Ворошилов и посланник Михаил Фрунзе. Так Ататюрк постарался отблагодарить советских военных специалистов за спасение Турции.

Тот самый монумент в Стамбуле

Второй раз Ворошилов побывал в Турции в конце октября 1933 года — на праздновании десятой годовщины Турецкой республики.

Делегацию Страны Советов охраняли с особой тщательностью. Дело в том, что после разгрома Деникина и Врангеля в Турции осели чины белых армий, преимущественно из солдат и младших офицеров. Многие из них мечтали отомстить Ворошилову. Поэтому военный парад проходил не в городе, а в долине на фоне гор. Советская делегация находилась на праздничной трибуне, увитой лавровыми венками. Перед началом парада Мустафа Кемаль Ататюрк вместе с Ворошиловым на машине объехали воинские подразделения, которые отдали честь первому красному маршалу. На трибуне Кемаль стоял рядом с Ворошиловым и сам лично давал ему пояснение всему происходящему.

Уже после парада правительство Турции приняло решение о присвоении одной из улиц города Измир имени Ворошилова.