Мнение

Красный свет в конце тоннеля: каким получился сериал "Пассажиры"

Красный свет в конце тоннеля: каким получился сериал "Пассажиры"

24 декабря на онлайн-сервисе START выходит новый российский сериал “Пассажиры” от создателей топовых шоу современности – начиная со “Шторма” и заканчивая “Содержанками”. В главной роли – Кирилл Кяро (”Эпидемия”), а также россыпь звёзд российского кино, от Сергея Гилева до Юлии Ауг. Иван Афанасьев посмотрел этот необычный сериал, который запросто может попасть и на зарубежные стриминг-сервисы, и рассказывает о его достоинствах и недостатках.

Уже как-то неудобно в очередной раз говорить о том, что российская сериальная индустрия идёт семимильными шагами вперёд, преодолев долгий путь от тележвачки с федеральных каналов и бесконечных шоу про ментов до конкурентоспособной индустрии, способной проложить себе дорогу даже на Netflix. Успех “Эпидемии” может положительно сказаться и на рыночных перспективах сериала “Пассажиры”, в котором главную роль исполняет Кяро.

Американский зритель (основной потребитель сериальной продукции на мировом рынке) знает Кирилла не только по отмеченному Кингом сериалу про пандемию загадочной болезни, но и по первому официально купленному для линейки Netflix Original ТВ-триллеру “Лучше, чем люди”. Так что у шоу “Старта” есть все шансы оказаться третьим проектом актера на сервисе, благо сюжет там универсальный – а так и до Голливуда куда ближе, чем тому же Саше Петрову. Проблема лишь в том, что показанные журналистам первые две серии “Пассажиров” вызывают неоднозначные эмоции.

Андрей – водитель такси, но непростого. Он перевозит не людей, а души умерших, которые “подбирает” буквально через пару минут после их смерти. Те ничего не могут поделать – стоит ему “принять заказ”, и они оказывается в салоне его раритетной “Волги” жёлтого цвета. Разумеется, не все сразу осознают, что происходит и как они здесь оказались, – одна из функций Андрея в том, чтобы объяснить клиентам новые правила игры. Куда он их везёт? Сам он никогда не знает, более того – конечная точка отправления появляется на его навигаторе не сразу.

Перед этим пассажирам придётся слегка раскрыть душу, проговорить давнюю (и не очень) душевную травму, которая удерживает их на свете, – и только после этого, освободившись, увидеть другой свет, тот, что в конце тоннеля. В каждой серии Андрею предстоит отвозить новых посетителей: в первой это муж и жена, которые давно друг друга не любят, во второй – затюканный одноклассниками подросток, решившийся на жуткое преступление. Параллельно с этими маленькими историями мы, похоже, узнаем что-то и о главном герое – которого, оказывается, видят не только “души”, но и вполне обычные люди.

Простая и очень удобная завязка, пришедшая в голову авторам, по слухам, из поста на развлекательном сайте “Пикабу”, универсальна тем, что такой сюжет можно снять вообще где угодно – хоть на Фарерских островах. И поэтому такой контент можно запросто отправить собирать дивиденды за рубеж. Коммерческая привлекательность “Пассажиров” очевидна, и вслед за “Майором” Юрия Быкова идея сериала может быть продана в другие регионы; до этого в основном было наоборот – наши “портили” хорошие зарубежные идеи, от скандинавского “Моста” до американского “Как я встретил вашу маму”.

По своей завязке новое шоу START напоминает популярный в США телесериал “Пациенты” (кстати, являющийся адаптацией израильского варианта). Там тоже действие почти не выходило за пределы комнаты мрачного психоаналитика, который пять дней в неделю решал проблемы клиентов, а на выходных пытался совладать с собственными семейными неурядицами и шёл к психиатру. Здесь вместо кабинета – машина, вместо мягкого кресла – заднее сиденье, а вместо мозгоправа – в меру ироничный Харон, между заказами заедающий кофе на заправках хот-догами.

Трейлер 3 сезона сериала "Пациенты"

И вместе с мыслью, что “наши” придумали ещё один сюжет, который можно запросто выносить на суд мировой общественности, приходит осознание того, что если по уровню самих задумок и воплощения их в жизнь мы вполне себе прогрессируем, то вот с интересными персонажами у нас по-прежнему беда. Пилотный эпизод “Пассажиров” – это вообще, пожалуй, лучший пример того, как пилоты делать не надо. Банальнейший конфликт (разлюбившие друг друга супруги выясняют, кто, кому и с кем изменял и что теперь с этим делать) разбивает хорошую задумку вдребезги.

И дело тут даже не в самой прозаичности такой завязки – хорошие актёры Даниил Белый и Юлия Снигирь будто не понимают, зачем им всё это играть. В итоге превращая шоу в пародию на любую хрестоматийную мылодраму с телеканала “Россия-1”, от которых вся уважающая себя современная сериальная индустрия пытается отдалиться как можно дальше. Не хватает только популяризированного блогером BadComedian видеомема “да я люблю тебя!”. И, если бы весь сериал был таким, это был бы грандиозный провал.

Но вторая серия выглядит чуть лучше – как раз в силу того, что такой конфликт выглядит куда злободневнее, чем бесконечные выяснения отношений не очень интересных мужа и жены. Там есть и актуальность, и кое-какая психодрама (видимо, тема школьной травли всегда будет отзываться в сердцах россиян), и даже попытка сделать “вертикальный” сериал “горизонтальным”, т. е. добавить в нанизанные друг на друга отдельные истории какой-то сквозной сюжет.

Правда, двадцать минут нехитрой исповеди в стиле “психологии для чайников” особо ситуацию не спасают – в “Пациентах” историю каждого клиента главного героя нам раскрывали на протяжении пяти-шести индивидуальных серий того же хронометража. Здесь мы не успеваем ни привязаться к героям, ни прочувствовать момент их “раскаяния” или разрешения проблемы – просто потому, что мы ничего о них не знаем, они скорее походят на архетипы, чем на людей. Понятно, что таким образом авторы пытались охватить более широкую аудиторию, но в итоге получается, наоборот, узковато.

Но главная проблема заключается в том, что самым невыразительным выглядит именно “Харон”, т. е. Андрей в исполнении прекрасного актёра Кирилла Кяро. Большую часть времени он либо объясняет правила “поездки”, либо повторяет их: “маршрут до конечной точки ещё не построен”, “давайте копнём чуть глубже!”, “вы не выйдете отсюда, пока не озвучите, что вас держит”. Либо проговаривает прописные истины, напоминая морализатора: “зачем ты стрелял?”, “зачем ты ему изменила?”, “африканские дети голодают, а ты…”. Понятное дело, что за две серии персонажа не развить так, чтобы мы тут же им прониклись и стали уважать (точнее, можно и так, но русским пока ещё предстоит научиться), но у его героя даже нет никаких отличительных черт характера. Какой-то иронии, особенных манер, слов, привычек.

Просто вспомните самого заезженного персонажа российского ТВ последних двух десятков лет – подполковника Давида Гоцмана из “Ликвидации”, с его одесскими панчлайнами в духе “не тяни кота за подробности”. В конце концов, можно было просто подсмотреть у конкурентов – Тихомиров в “Последнем министре” как минимум сочетал в себе сразу три противоречащих друг другу качества: напускной правдоруб, хитрозадый пройдоха и трус-конформист. Андрей из “Пассажиров” на его фоне выглядит как манекен из ЦУМа – да что там, на нём хотя бы одежда висела красивая.

Короче говоря, предварительные выводы таковы: “Пассажиры” – сериал с хорошей задумкой, но посредственной реализацией. Который тем не менее вполне может оказаться для кого-то увлекательным и даже, простите за это слово, глубоким. Другое дело, что казаться – это свойство многих предметов, а свойство быть таковым – есть далеко не у всех.