26 марта в онлайн-сервисе "КиноПоиск HD" вышел первый сериал из его собственной линейки — политическая комедия "Последний министр" режиссера Романа Волобуева, у которого на счету два полнометражных фильма — "Холодный фронт" и "Блокбастер". Иван Афанасьев называет несколько причин, чтобы посмотреть этот сериал, а также рассказывает, почему этот контент в полной мере можно назвать изоляционным.
В выдуманном министерстве перспективного планирования умирает руководитель в летах, за свою карьеру не сделавший ровным счетом ничего. На замену отъехавшему в мир, свободный от политики, необходимо выбрать нового председателя — желательно максимально "марионеточного", ведь деятельность этого органа власти явно ограничивается распиливанием бюджета. На должность приглашают Евгения Тихомирова — экс-мэра в отставке, умудрившегося до событий фильма потопить собственный городок под названием Малая Пышма. В момент, когда к нему приходят с чудесным предложением, он держит в руках томик "Идиота" Достоевского — казалось бы, соответствуй. Вместо этого Тихомиров берется за штудирование Столыпина и решает привести дела в аморфном министерстве в порядок. Правда, довольно скоро это превращается в сказку про Иванушку-дурачка, пожаловавшего к боярам.
Конечно, стоит сразу осечься и сказать, что это не то чтобы жесткая политическая сатира, каким были, скажем, "Плутовство" Барри Левинсона или сериал "Вице-президент", не острая драма с выворачиванием кишок власти в духе "Всей президентской рати" или "Карточного домика", и уж тем более не заявка на протест в духе "Дзеты" Коста-Гавраса. Это такая вполне себе гоголевская пародия на власть, довольно много наследующая от кинематографа Паоло Соррентино (даже заставка с помпезно шагающим по помещению министерства Тихомировым намекает на "Молодого папу", а сам фильм не стесняется заимствовать у "Изумительного" и "Великой красоты"). Фирменный волобуевский киноманский почерк чувствуется сразу наравне с легким эпатажем, который проступает уже в самой структуре сюжета. И в то же время это явно более интересное творение, чем те же чисто ситкомовские "Домашний арест" или "Год культуры". "Последний министр" в первую очередь человеческая комедия о дантевском идеалисте, который проходит через все семь кругов политического ада.
Можно в целом смотреть сериал и особо не искать посторонние смыслы. В отсмотренных на момент написания обзора пяти сериях присутствует все, что нужно неплохому драмеди о придурке с амбициями. Тихомиров — классический пример не самого плохого человека, который попал в систему, которая плевать хотела на все его мечты и инновационные решения. Его коллеги — шайка либо таких же идиотов, либо просто не самых приятных людей: замминистра карьеристка Нечаева — по факту реальная власть, "баба со стержнем", способная поставить на место кого угодно.
Второй зам, вечно бегающий по дорогущим командировкам за рубеж (актер Сергей Епишев), и, конечно, властный иерарх из высшего правления в исполнении инфернально прекрасного Федора Лаврова.
Клоповник тот еще, короче говоря: рассадник злобных нравов современных кругов власти, доведенный до максимального абсурда. Среди них единственный более-менее человечный герой — стажерка в исполнении Софьи Лебедевой, но кто знает, не испортят ли ее кабинетные игры и не окажется ли она ближе к финалу серым кардиналом, который тайно двигает пешки на шахматной доске.
Но куда интереснее, конечно, рассматривать сериал с точки зрения современных реалий. В этом плане он выглядит гораздо более по-взрослому, чем уже упоминавшиеся проекты ТНТ и СТС, которые так или иначе скатывались в плане пародийности в хохмы. "Последний министр" наследует русские литературные традиции, прикрываясь не только книгами Достоевского и Гоголя, но и вспоминая, например, Салтыкова-Щедрина: страна будто сошла со страниц летописей городка Глупова в "Истории одного города", а герой временами напоминает главное действующее лицо рассказа "Либерал", который вроде как и пытается быть, а не казаться, но по факту только и успевает сделать что-то "применительно к подлости".
Главная удача — это, конечно, протагонист. Цапник — прекрасный актер, но ему как-то редко везло с по-настоящему крупными ролями. Тихомиров — классический образ чиновника-пустомели, который пытается сделать что-то с болотом, в которое попал, но постепенно огонек в глазах затухает, он превращается в классического конформиста, с удовольствием прислуживает тем, кому следует. Хотя и постоянно борется с этим соблазном сдаться.
Сложный характер героя — причина, по которой не хочется забросить сериал после первой, откровенно нудноватой и долго раскачивающейся серии: наблюдать за тем, как жернова власти перемалывают очередного "белого воротничка", — весьма увлекательно еще и потому, что в Тихомирове уживаются одновременно условные добро и зло. Он довольно добр, хотя порой и некрасиво срывается на подчиненных, которые, правда, вполне этого заслуживают. Терпим в отношении нового бойфренда супруги, с которой разводится, но позволяет себе резко общаться со своей взрослой дочкой из-за поста в инстаграме. Наконец, достаточно смел, чтобы сделать нечто монументальное (скажем, обложить правдорубной бранью деланных политических активистов выдуманной молодежной партии), но пасует перед железобетонной харизмой своей замши (простите, зама — феминитивы в российской политике не к месту). Он достаточно человечен: где-то приятен, где-то мерзок, где-то похож на образец для подражания, а где-то — пример худшего поведения. Человек неопределенной, стихийной природы вещей. Что лишь добавляет остроты коктейлю из политических шуток: не таким нам видится идеальный российский чиновник из сказок!
Что касается юмора, то он, повторюсь, не блещет какой-то невероятной провокативностью: по актуальным темам авторы стараются не проходиться, по крайней мере, пока что. Но тонких, в меру злободневных бытовых приколов — хоть отбавляй. Самая смешная — серия, в которой Тихомиров решает отменить запрет на мат, и телевидение наводняют ведущие-сквернословы, которые в ответ на вопрос о действии "бессистемной … (фигни)" заявляют, что "… (черт) ее знает". Вообще, кстати, привыкшим к стерильной отутюженной речи на российском телевидении стоит быть готовым к тому, что в "Последнем министре" ругаются звонко и со вкусом. Впрочем, для эстетов есть версия с цензурой.
Кстати, в контексте мата, вот над чем сериал реально заставляет задуматься, так это над более отвлеченной штукой — будущим подобного формата сериалов. Согласитесь, что сама задумка звучит бесподобно: многомиллиардная компания "Яндекс", сколотившая под своим крылом команду самого известного сайта про кино, создает свой онлайн-кинотеатр, в котором будет транслировать в том числе продукцию собственного производства, коей "Последний министр" и является, без привязки к чьей-либо, простите за каламбур, политике. И это отлично. Вспоминается судьба прекрасного фильма "Комбинат "Надежда", который режиссер Наталья Мещанинова была вынуждена убрать "в стол", потому что он был доделан ровно к тому моменту, как появился закон о запрете на мат в кинотеатрах, а герои фильма, регрессивная молодежь города Норильска, сквернословила так, как и положено регрессивной молодежи города Норильска. Сейчас, в эпоху онлайн-стримминга в условиях карантина, такое кино могло бы запросто выйти на сервисе вроде "КиноПоиска" или Okko, обойдя стороной кинотеатральный прокат.
Так что "Последний министр" интересен еще и с точки зрения того, что это отличный пример нового, "изоляционного" контента, который, конечно, таковым не задумывался, но пришелся совершенно неожиданно к месту, как релиз социального хоррора "Платформа". Сейчас такой свежий взгляд на новостную повестку очень к месту: отличная возможность посмотреть со стороны, сравнить с тем, что видишь в интернете и газетах, и собрать в кучку свои впечатления, чтобы потом выйти и начать жить осознанно в России без COVID-19. Да и смотрится сериал Волобуева отлично: тут что ни серия, то закон о запрете ношения кружевного белья, хомяки-метафоры в проектах актуальных реформ и борьба за права пчел. Все это, конечно, ни разу не серьезно, но why so serious?