Мнение

"Кольская сверхглубокая": почему фантастический хоррор о советском "колодце из ада" стоит вашего внимания

"Кольская сверхглубокая": почему фантастический хоррор о советском "колодце из ада" стоит вашего внимания

5 ноября в прокат выходит "Кольская сверхглубокая" — фантастический хоррор отечественного производства, который снял дебютант Арсений Сюхин. В главных ролях — сербская актриса Милена Радулович, Никита Дювбанов, Кирилл Ковбас и другие. Мировая премьера фильма состоялась на престижном фестивале жанрового кино в Ситжесе (Испания). Иван Афанасьев побывал на московской премьере фильма и призывает каждого зрителя, неравнодушного к жанру фантастики и ужасов, обратить внимание на новинку проката.

Производство "Кольской" было начато еще в 2017 году, когда фильм презентовался на питчинге Фонда кино. Тогда режиссером был Роман Каримов ("Неадекватные люди"), а одним из продюсеров — его ближайший коллега Сергей Торчилин (он и остался), также ответственный за многие картины Романа от "Гуляй, Вася!" до сиквела "Неадекватных людей". По неустановленным причинам чуть позже Каримова в кресле постановщика сменил Арсений Сюхин. Его короткометражка "Переход", снятая за 10 тысяч рублей, микроскопическую по меркам производства сумму, оказалась настолько впечатляющей (вот она), что дебютанта рискнули привлечь к работе над столь серьезным проектом. Для сравнения: у того же "Балканского рубежа" бюджет в 230 миллионов рублей, у близкого по затратам "Спутника" (тоже, кстати, фантастического хоррора, снятого дебютантом) — 190 миллионов, сумма у "Кольской" — 125 миллионов (ФК выделил 50 на безвозвратной и 25 на возвратной основах). Большая ответственность, но вышло хорошо: бюджет в фильме видно невооруженным взглядом.

Что такое вообще Кольская сверхглубокая? Огромная буровая скважина в Мурманской области, которая была запущена в 1970 году, с перерывами прокладывала дорогу к центру земли и добурилась до 12 262 метров — глубже внутрь земли еще никто не пробирался. В 1994 году Кольская была закрыта из-за аварий, а до этого обросла рядом городских легенд. Самая популярная о "колодце из ада" гласит, что в 80-х ученые записали набор звуков, доносившихся из глубины и похожих на человеческие крики, а потом оттуда вылез какой-то жуткий демон, которого военные покрошили в труху. Собственно, вольную интерпретацию этой истории предлагает нам фильм: молодая эпидемиолог Анна получает задание отправиться на скважину в составе делегации военных. На нижних этажах, где живет рабочий персонал комплекса, распространилась какая-то жуткая болезнь с вирусами, образцы которых для изучения надо собрать. Отказа принимать не хотят, в качестве компенсации обещают отдать на растерзание целый НИИ для исследования собранного материала. В общем, там-то злоключения Анны и команды солдат и начинаются: начальник станции куда-то сбегает с ключом, без которого не заводится лифт на поверхность, консервация скважины начнется через пять часов, а в незараженный отсек проникает женщина из персонала, спина которой покрыта странными наростами, недобро пульсирующими в холодном свете медблока.

Во избежание спойлеров (которых люди часто боятся сильнее, чем разочарования в качестве самого фильма) на этом постараюсь ограничиться и не раскрывать фабулу. Но, в общем и целом, идейные ориентиры понятны любому фанату жанра: в первую очередь, конечно же, Джон Карпентер и его параноидальный боди-хоррор "Нечто", клаустрофобный космотриллер "Чужой" (даже главную героиню ближе к финалу слегка разденут, как Эллен Рипли) и посредственный, но очень близкий по настроению и идее "Вирус" 1998 года про жуткую инопланетную гадость. Плюс, конечно, референсы из двух франшиз из мира видеоигр: интерьеры лабораторий очень напоминают зомби-блокбастер Resident Evil, а дизайн, кхм, всего остального (сказал же, что без спойлеров!) — космическую жуть серии Dead Space. При желании можно сказать, что у фильма нет своего лица, а стилистику "советского сай-фая" он почти не использует (от той же проблемы страдал "Спутник"): песня "Яблоки на снегу" в начале, "Советское шампанское" на столе и доски информации с характерным шрифтом не считаются. Убери их, да еще замени форму военных с АК-74 в руках на что-нибудь еще — и идентификация эпохи исчезнет совсем. Честно сказать, меня это совсем не смущает: как много советских лабораторий вы видели, чтобы они не выглядели как клюквенно-кисельные локации из американских фильмов про "злой СССР"? Жанровое кино на то и жанровое, что должно, в первую очередь, цеплять своим нутром, действием. "Кольская сверхглубокая" не просто цепляет, а насаживает зрителя на мясницкий крюк и не отпускает до конца.

Удивительным образом режиссер умудряется не только умело переложить все популярные штампы из фантастических фильмов про страшный вирус в закрытых помещениях на свой лад, но еще и добавить свежих нот, чтобы знакомый сюжет зазвучал по-новому. В противостояние смертоносной болезни и ее порождений с членами экспедиции втягивается еще и классическая "совковая лопата" в лице злого полковника ГРУ (суровый Николай Ковбас, сын которого, кстати, играет одного из ученых). Он готов закопать под землей всех и вся ради заветных образцов для создания биологического оружия. Не то чтобы мы мало видели фильмов про условную "злую гэбню", но сценаристы даже эту заезженную деталь сюжета умудряются вписать органично — кино в итоге оказывается про монстров, но не тех, что порождает страшный-престрашный вирус, а тех, кого он как раз не поражает. Для кого-то это может показаться даже недостатком: непосредственно сверхъестественных сущностей в фильме не так уж и много. Чудища появляются ближе к финалу, и показывают их очень дозированно, долго нагнетая обстановку мучительным ожиданием, криками из тьмы зловещих коридоров и комнатами, поросшими недобро шкворчащей плесенью.

Кадры со съемок | Фото: "Вокруг ТВ"

Тут надо пару слов сказать о том, как все это сделано технически. Если вкратце: уровень исполнения на удивление отличный. И дело касается не только графики, которая для явно негигантского бюджета (при замахе на западный уровень) выглядит более чем прилично. Для анимации той самой плесени, например, создатели не поленились создать специальные устройства-куклы, имитирующие пульсацию мерзкой органической поросли. Озвучено это все также шикарно: "Кольскую сверхглубокую" нужно смотреть исключительно в кинотеатре, иначе вы упустите половину клаустрофобной атмосферы фильма, создаваемой за счет всяческих щелчков, перестукиваний, капанья и похрустывания. Особенно хочется отметить музыку: вместо традиционной для российского кино "грустной пианинки со скрипками" получился мрачный симфонический эмбиент с синтезаторными перебивками, напоминающий тревожные мелодии исландского композитора Йоханна Йоханнссона ("Убийца", "Мэнди"). Когда где-то вдалеке начинает громыхать этот адский саундтрек, постепенно раскаляясь до заунывно-агрессивных раскатов наэлектризированных ударных, становится очень даже не по себе. Лучший комплимент подземному фантастическому хоррору, мне кажется.

Милена Радулович на съемках "Кольской" | Фото: "Вокруг ТВ"

Но, конечно же, найдутся те, кто захочет фильм и поругать. В первую очередь, за драматургию и монтаж. Со вторым возиться обстоятельно не буду, ибо это крайне скучно для обычного, не желающего вникать в технические особенности зрителя. Скажу лишь, что некоторые склейки выглядят очень странно, и вы это прочувствуете: вроде сцена должна продолжаться, но ее резко обрывают и кидают нас уже в другой фрагмент сюжета. А вот сценарий грешит стандартными проблемами подобных фильмов, причем, что обидно, пройденными уже не раз. В эпоху коронавируса, когда из дома страшно выйти без маски, смотреть на ученых, расхаживающих по зараженному помещению без костюма химзащиты, как минимум очень странно. Зачем-то выписана тема чувства вины главной героини (которую, несмотря на явный прибалтийский акцент, почему-то зовут Анна Федорова) за профессиональную неудачу в прошлом. Правда, эта вина куда-то исчезает ближе к середине. Ну и, конечно же, ни к селу ни к месту присобаченная романтическая линия между Анной и офицером — куда же без нее, галочку надо поставить. Хорошо хоть заразу подземную борщом лечить не предлагают. Короче, прикопаться к фильму нетрудно, стоит только захотеть. Одновременно с этим расхваливая "Прометея", "Чужого", "Воспитанных волками" Ридли Скотта и многие другие фильмы, в которых все эти ошибки почему-то принято не замечать или списывать на "сперва добейся".

Кольская сверхглубокая скважина в 1974 г.

Да что там, можно вообще сказать, что фильм неправдоподобный. Мол, спуск в шахту вообще был невозможен, а вы тут еще лифт какой-то придумали. В этот раз я бы предложил не хаять очередную попытку российских киноделов угодить придирчивому российскому зрителю, а сходить и получить удовольствие, поддержав отечественное жанровое кино. Которое, очевидно, очень старается. В 2000-х, когда на волне успеха "Ночного дозора" людей заразила идея "сделать идеальный российский блокбастер" и кинотеатры наводнила однотипная плохо сделанная копирка "под запад", выходил совершенно неадекватный фильм "Параграф 78" (да еще в двух частях!). Там тоже была закрытая лаборатория вдали от цивилизации, страшный вирус и брутальные спецназовцы, пришедшие жечь огнем. Смотрелось это все, скажем так, хуже, чем индийские ремейки американских фильмов, а хуже этого едва ли что-то может быть. Фильм Сюхина не такой: он сделан прилежно, с любовью и знанием дела. Если вдруг вы почему-то или, вернее, зачем-то еще живете ощущением, что спустя полтора десятка лет в отечественном кинематографе все по-прежнему плохо, эта картина призвана разубедить. Если кому и суждено пробить дно, то только не "Кольской сверхглубокой".