История крушения парома "Эстония" в 1994 году, когда погибло и пропало без вести 757 человек, включая 11 россиян, сплотила балтийские страны. Но их объединило не только горе. Вот уже 26 лет Эстония, Финляндия и Швеция хранят в секрете причины трагедии, а всех, кто пытается узнать правду, наказывают. Страны ратифицировали специальное соглашение, согласно которому приближение к затонувшему парому запрещено. Это чуть ли не единственный случай на планете. Но запреты, как известно, еще больше притягивают. Журналисты рискнули спустить к судну робота и сделали сенсационную находку. Благодаря новым доказательствам родные погибших, возможно, найдут ответы на вопросы о том крушении и его истинной причине. Сергей Харламов разбирался в секретах трагедии "современного Титаника".
Эстонское судоходство
Кто хоть раз был в Таллине, не мог не заметить огромные пассажирские суда, пришвартованные к одному из шести портов эстонской столицы. Ежегодно туристы, спускающиеся с таких кораблей, приносят в экономику Эстонии 51 млн евро. Но самое интересное то, что большая часть этих огромных кораблей ходят именно под эстонским флагом.
Из 90-х страна вышла с отличным флотом, сумев удержаться сначала против Финляндии, Норвегии и Швеции, а затем и серьезно потеснить их. В распоряжении Эстонии — 441 корабль разного калибра и разных судовых компаний. Кажется, что при желании на них можно было бы отправить в плавание всю страну.
Но началось восхождение независимого эстонского мореплавания с большой беды. Только недавно созданная совместно со шведскими инвесторами компания EstLine купила на финском рынке неплохой паром. С водоизмещением в 2800 тонн этот корабль сразу стал национальной гордостью. И хотя ему на момент покупки было уже около 13 лет, он стал самым навороченным и большим в эстонском флоте. Корабль переименовали из "Wasa King" в "Эстония", и он начал курсировать из Таллина в Стокгольм.
Ночь трагедии
Вечером 27 сентября 1994 года судно, как обычно, выдвинулось в сторону Стокгольма, покинув порт эстонской столицы. Шло быстро, капитан хотел обогнать надвигавшийся шторм. Уже к началу путешествия, около 9 вечера, пошли первые шквальные удары ветра, волны достигали 9 метров. Но для "Эстонии" это была легкая прогулка. Впоследствии выжившая после трагедии бухгалтер Сийри Саме вспоминала, что они плавали под штормами и похуже:
Мы видели шторма и посильнее. Бывало, надо держаться за что-то, чтобы идти, иногда тарелки и мебель двигались.
К полуночи капитан Арво Андрессон получил от матросов последние отчеты, что с судном все в порядке, и начал готовиться ко сну. В час ночи пассажиры почувствовали глухой удар, через некоторое время услышали скрежет и еще один удар. Судно резко начало терять скорость и погружаться в воду. На глазах механика Маргуса Треу, следившего за мониторами, от носовой части корабля оторвался визор, через который машины завозят на борт. За пару секунд корабль лишился 55 тонн в носовой части и начал загребать воды бушующего моря. Тут же пошел мощный крен на правый борт — за полчаса он достиг 40 градусов, а в следующие 10 минут корабль перевернулся уже на 115 градусов и молниеносно затонул.
Даже "Титаник" с пробоиной в передней части кормы тонул больше 3-х часов. Здесь экипаж только и успел, что подать сигнал SOS ближайшим кораблям. То, что творилось на палубах, тяжело передать даже тем, кто там непосредственно находился. Фактически всем, чьи каюты располагались ниже первой палубы, не удалось даже выбраться наружу.
Я была как в стиральной машине, меня крутило, кинуло на железную лестницу, несколько раз перевернуло, я видела только пузыри и что-то белое, потом снова пузыри и снова что-то белое. В тот момент я получила травмы, у меня были сломаны два ребра, перерезаны мышцы, — вспоминает Саме. — Я падала глубже и глубже, подумала, жива я или мертва. Было тепло и светло — ты как бы все это принимаешь. И вдруг подумала: куда я собралась, у меня же сын...
Позже признают, что операция спасения была организована из рук вон плохо. На трех подошедших судах были проблемы со шлюпками, на самой "Эстонии" часть шлюпок спустить также не удалось — они слишком быстро ушли под воду. Вывод людей был организован плохо. Достаточно посмотреть на список выживших: всего из 137 спасшихся 111 — мужчины. Они были в воде до 9 утра. Спастись могли, конечно, только самые сильные.
Всего на борту было 186 членов экипажа, спаслось 43. Нельзя винить желавших выжить любой ценой, но кажется, что лишь небольшая часть команды и погибший капитан Андрессон оставались на борту до конца — по морским заветам.
Часа в четыре утра было так холодно, спина болела, казалось, что уже все, — рассказывает спасшийся пассажир Интс Клявиньш. — Я видел, что люди начинали молиться. Сказал: Иисус, если ты хочешь, помоги. Или пускай это кончается. Летали вертолеты, но в волнах нас никто не видел.
Вертолеты из-за огромных волн не могли подлететь к воде близко. В итоге на землю возвращались с 3-4 спасшимися за раз. Перед руководителем спасательной операции с финской стороны Паси Стаффом предстала ужасающая картина:
Когда прилетел первый вертолет, в нем были люди, но живых было только трое. Потом прилетел второй — с двумя выжившими, затем третий. Понял, что все проходит не только неудачно, но до умопомрачения ужасно. Это были одни из самых сложных часов: когда ты понимаешь, что, вместо того чтобы греть воду, подготавливать сотни коек, сотни одеял… в действительности тебе необходимы сотни гробов.
Официальная версия
Официальное расследование завершилось только в 2009 году. Итогом стала сухая констатация факта: корабль погубило плохое обращение, недостаток квалификации кадров и неправильные решения во время сложной погодной ситуации.
По свидетельствам мимо шедших кораблей, "Эстония" действительно выходила из порта на повышенных узлах. Также расследование выяснило, что немецкая сборка судна предназначалась для хождения только около берегов, а корабль длительное время эксплуатировался как полноценный морской. Главным повреждением, которое привело к катастрофическим последствиям, стало "повреждение запорного устройства аппарели автомобильной палубы из-за ударов водных масс".
А дальше начинаются вопросы. Много вопросов.
Так и не было объяснено, почему многие пассажиры слышали два удара и что это был за первый удар. Непонятно, почему так быстро затонуло судно: даже с оторванным носом и при шквальном шторме судно таких размеров должно было тонуть долго, как минимум больше часа. Более того, основной крен пришелся не на заднюю часть, как могло бы случиться, будь судно только с пробоиной в середине, а на бок. Матросы сообщали, что у судна был крен в 20 градусов еще при выходе в плавание, но это показалось нормальным, а отметки техосмотра стояли положительные.
Вызывают вопросы списки выживших. Они создавались прямо на бумаге в результате опроса шокированных спасшихся. Много раз переписывались, информация о спасенных кочевала из рук в руки. Часть фамилий были написаны неверно. Но главная проблема заключалась в другом: на судне находился капитан Аво Пихт, сменщик коллеги Андрессона, он находился на судне в качестве пассажира и помогал людям выбираться из кают, его видели некоторые выжившие. Поначалу он фигурировал в списках спасшихся, но затем таинственным образом из них исчез и стал "пропавшим".
Еще более жуткая история произошла с танцевальным коллективом "Pantera". Участницы ансамбля, две сестры Ханка и Ханнели Вейде, тоже оказались в списках выживших, причем Ханка — под своим "домашним" именем Анна. По мнению родителей девушки, она могла назвать свое второе имя, будучи в состоянии глубокого шока. Но обе сестры затем исчезли из списков выживших и были объявлены пропавшими без вести.
Один пассажир, швед Лембит Лейгер, вообще по документам оказался в больнице Таллина. Его жену даже известили о том, что с ним все хорошо, что он жив и отделался переломом ноги. Ей даже назвали номер рейса, на котором собирались доставить Лейгера, но самолет так и не вылетел из Таллина, а Лейгер пропал без вести. На каком этапе он исчез и, если Лейгера не нашли еще в водах Балтии, зачем в больнице врали его жене?
Засекречивание расследования
Но дальнейшие события не только не дают ответов, но и заставляют сомневаться в объективности расследования. Заключительный отчет 1998 года оказался засекречен, и еще в 1995 году в Финляндии (на чьей территории затонул корабль) выпустили постановление, запрещающее погружение в этих местах и осуществление видеофиксации остова корабля. Финский меморандум о запрете на проведение работ в том месте подписали Швеция и Эстония, а также Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.
Власти Швеции, Финляндии и Норвегии заявили, что сделано это было с целью "не тревожить останки погибших". В результате судно "Эстония" стало единственным в мире затонувшим кораблем, к которому нельзя приближаться под угрозой уголовного преследования.
Вплоть до 2016 года родственники погибших пытались оспорить и перезапустить расследование, но в конечном итоге профсоюзы портов и организации, объединявшие родственников погибших, ни к чему не пришли. В 2019 году трагически погиб в автокатастрофе Паси Стафф, руководитель спасательной операции на пароме. Это добавило козырь в копилку конспирологов, рассуждавших о гибели "Эстонии".
Катастрофические теории
Первая и самая подозрительная теория: экипаж судна мог заниматься контрабандой оружия, наркотиков или взрывчатки. Поэтому второй капитан Аво Пихт быстро исчез из списка выживших, как и другие члены экипажа, а также все механики и инженеры. Перед посадкой пассажиров в самый дальний угол парковочного отсека завезли две подозрительные фуры без регистрационных знаков, они стояли отдельно от остальных автомобилей в отсеке парома, куда заливалась вода.
Экипажу стало известно, что в Стокгольме их ожидает полиция, поэтому они решили потопить судно. А правительства не хотят признавать, что провалили операцию, и раскрыли свою осведомленность о наркобизнесе, из-за чего погибли невинные пассажиры.
Еще одна жуткая теория гласит, что на судне перевозились некие радиоактивные элементы, чуть ли не советские ядерные бомбы. Это объясняло разговоры и слухи о том, что корабль собираются покрыть свинцовым саркофагом. На фоне, конечно, засекречивания данных о катастрофе и запрете приближаться к месту аварии.
Связь с оружием подтверждается двумя зафиксированными фактами: на "Эстонии" действительно перевозили военную технику, причем за неделю до катастрофы, двумя рейсами. Информацию о перевозке неких военных электронных машин передал прессе начальник порта, откуда стартовала "Эстония".
Однако вопросы о ядерном содержимом грузовиков отпали после того, как немецкая журналистка Ютта Рабе, финансируемая американским миллионером Грегом Бемисом, в обход пресловутого запрета спустилась к судну и померила радиоактивный фон около остова. Он был в пределах нормы. Теоретики не успокоились, решив, что радиоактивная военная техника была прочно загерметизирована.
Загадочная пробоина
Однако все эти теории не объясняли самого главного — слишком быстрого погружения в воду судна и крена на 40 градусов в первые же полчаса после удара. Все рассказы очевидцев о двух ударах списывали либо на стресс, либо на нестыковки в показаниях — любые умозаключения в этом направлении искусственно стопорились.
Однако в конце сентября 2020 года канал "Дискавери" показал по эстонскому ТВ сенсационный выпуск — первую часть расследования о гибели парома. Исследователи спустились к кораблю и с помощью мощной техники и роботов продиагностировали корпус корабля, а также провели моделирование его погружения. В результате была найдена четырехметровая пробоина, края которой загибаются внутрь, как от внешнего удара. О нестыковке корпуса сообщала еще Ютта Рабе в 2000 году, но ее слова тогда не восприняли всерьез.
Эта находка разносит доводы правительственных комиссий, обвинявших экипаж в некомпетентности. По корпусу корабля очевидно был произведен внешний удар. Следов взрывов или каких-то иных отпечатков найти не удалось, что позволяет говорить о столкновении. Режиссер фильма Хендрик Эвертссон избегает предположений о том, что стало причиной пробоины. Есть, впрочем, очевидные предположения, исходя из характера повреждений — округлости вмятины и отсутствия видимых останков врезавшегося объекта, будь он естественного происхождения.
Возможно, это была натовская подлодка, что вполне объясняет молчание Швеции (член НАТО с 1997 года) и Эстонии (присоединились к программе "Партнерство ради мира в 1994-м, член НАТО с 2004). Финляндия в НАТО не вступала, но множество правительственных чиновников, несмотря на нежелание 66% населения вступать в организацию, хотели бы видеть Суоми в ее рядах.
Учитывая, что центр разрыва находится ниже уровня воды, а также учитывая то, что никто никогда не говорил, что вместе с Estonia затонуло еще какое-либо судно, которое шло на воде рядом и что никто из выживших не рассказывал, что видел рядом с Estonia надводное судно, наиболее вероятно то, что Эстония столкнулась с подводной лодкой, — предполагает бывший государственный прокурор Эстонии Маргус Курм, который возглавлял комиссию по расследованию гибели парома "Эстония".
Теперь даже премьер-министр Эстонии Юри Ратас вынужден согласиться с необходимостью нового расследования. На трехсторонней встрече министры иностранных дел Финляндии, Швеции и Эстонии в общем заявлении указали, что новая информация будет оцениваться с соблюдением уважения к усопшим. Вполне возможно, что с выходом второй части расследования картина прояснится еще больше.