Мнение

Другая история: чем плох фильм "Стрельцов" с Александром Петровым

Другая история: чем плох фильм "Стрельцов" с Александром Петровым

24 сентября в прокат вышел "Стрельцов" — фильм о знаменитом советском футболисте, роль которого исполнил Александр Петров. Помимо него, в фильме задействованы Стася Милославская, Виталий Хаев, Александр Яценко, Виктор Добронравов и другие актеры. Постановщиком выступил Илья Учитель, сын режиссера Алексея Учителя, а производством занималась студия Никиты Михалкова "Тритэ", создавшая "Движение вверх" и "Легенду №17". Иван Афанасьев рассказывает, как легкая, на первый взгляд, корректировка истории в сценарии ради сюжета уложила весь фильм на лопатки.

От Советского Союза мы унаследовали не только гордость за Победу, но и за спортивные достижения. Хоккей есть, баскетбол есть, футбол тоже — на подходе шахматы ("Чемпион мира") и фигурное катание ("Серебряные коньки") под патронажем все того же Никиты Сергеевича. Поэтому фильмы про спорт будут продолжать выходить, пока люди будут платить за это деньги. А платить за билет на "Стрельцова" вы наверняка будете, потому что в главной роли — великий и ужасный человек с маховиком времени Александр Петров, которого хватает практически на все — от кино и сериалов до театра и стихов. Недавно вот еще и в педагоги хотел податься, но, к сожалению или к счастью (для его здоровья, конечно же), этого не случилось. Так или иначе, лицо главного плейбоя современного российского кино наверняка подтолкнет многих отправиться на очередной фильм о футболе, внести в кассу по 350-500 рублей "за себя и за Сашку" и насладиться очередной порцией сказок о том, как хорошо было жить в золотую эпоху советского футбола. Не всем, конечно, а только футболистам. Но помечтать-то можно!

Кадр из "Стрельцова"

Как оказалось, однако, современная публика не так уж хорошо знает, кто такой этот самый Стрельцов. Да что уж там, я как человек, к футболу равнодушный, тоже не знал и прочел о нем за день до просмотра. Поэтому вкратце о сюжете фильма. В подмосковном Реутове сенсация: молодого гения игры в мяч Эдуарда зовут в московскую команду "Торпедо", в которой ему пророчат роль звезды советского футбола. Не все, правда, гладко. Своенравный Эдик тот еще раздолбай: шляется по кабакам, пьет без просыху, купается в лучах женской славы и даже на поле во время игры позволяет себе опаздывать. Взбалмошный футболист сразу становится занозой в глазу политрука по фамилии Постников (выдуманный персонаж, нужный, чтобы у фильма был антагонист), который строго следит за соблюдением заветов партии (среди которых и бой пьянству), а заодно фанатеет от политики Никиты Хрущева, косо поглядывая в сторону вечно подзуживающего над ухом Леонида Брежнева. Стрельцову, тем временем, обещают место в сборной СССР, но для этого ему предстоит пройти тест на знание идеологии комсомола, что футболисту-баламуту, кажется, нафиг не нужно. Все меняется при появлении в его жизни Аллы, ходячего учебника по коммунистической терминологии, которая должна помочь ему пройти экзамен по вступлению в ряды комсомольцев. Позже она станет его женой.

Для человека, не знающего истории Стрельцова, этот сюжет покажется почти полной калькой с "Легенды №17" (и тут сложно спорить, сюжетных пересечений у фильмов предостаточно). Но, как известно, карьера знаменитого футболиста резко пошла вниз, когда в мае 1958 года, перед важным матчем в Швеции, Стрельцова забрала милиция и ему было предъявлено обвинение в изнасиловании во время дружеской пьянки. В результате он сел на 12 лет, чтобы выйти через 5. Этот эпизод в фильме присутствует. И для человека, не знакомого с историей, он может оказаться довольно шокирующим… Но лишь в первые пять минут, потому что ситуация вокруг этого самого преступления остается очень сильно за кадром. Даже, собственно, насилия или намека на него как такового не было. Эдуард просто ложится в очень пьяном состоянии рядом с ревнивой бывшей, чтобы та по указке злобного Постникова открыла окошко и заорала что есть мочи. На выходе из зала я услышал, как ребенок лет шести спросил родителей: "Мам, а почему та тетя кричала?". Да-да, даже слова "насилие", кажется, не произносится. Стрельцова сажают по обвинению в "подрыве моральных устоев", ну и за пьянство, конечно. Ведь "семья — это достояние общества", как говорит один из героев.

Сам Илья Учитель сказал, что этот эпизод был показан именно таким образом (с криком и форточкой вместо заявления о сексуальном насилии сразу над тремя девушками), чтобы соответствовать нуждам сюжета. Потому что он целиком завязан на любовной линии между Стрельцовым и его женой Аллой. То, что "Тритэ" очень любит переиначивать факты, мы знаем уже давно. Как минимум из обзора Евгения Баженова (он же видеоблогер BadComedian) на "Движение вверх". Проблема в том, что здесь от такого искажения (практически когнитивного) идет цепная реакция по всему сюжету фильма: Марина Лебедева, над которой было совершено злодеяние, по фабуле является бывшей девушкой Стрельцова, и ее мотивация — ревность за связь возлюбленного с комсомолкой Аллой. Более того: в сговоре оказывается не только она, но и, похоже, близкие друзья героя, манипуляциями заманившие его на трагическую вписку. Проблема в том, что в реальности Марина совершенно не была знакома со Стрельцовым на момент предполагаемого преступления, как и две других девушки (которые в фильме не фигурируют вообще). Легенда гласит, что футболисту таким образом отомстила Екатерина Фурцева, будущий министр культуры СССР, на тот момент секретарь ЦК КПСС, приближенная к Хрущеву женщина, которая пыталась сосватать за Стрельцова свою дочь, на что тот ответил резким и грубым отказом. Забавно, кстати, что в другом сахарном творении федеральных каналов (к "Стрельцову" приложил руку телеканал "Россия") — сериале с Первого канала "Магомаев", о котором я писал, — Фурцева присутствует в каком-то странноватом качестве: трогательная доброхотка вместо железной кремлевской леди со стальными яйцами.

Почему все это важно? Потому что Фурцева в фильме не фигурирует вообще — на ее место встал тот самый Постников в исполнении Александра Яценко, изображающий очередного гаденького и безликого советского чиновника. Посмотрите сами: тоже человек при Хрущеве, тоже обиженный на Стрельцова за то, что тот в какой-то момент публично унизил его при всех (смотрите фильм), тоже затаивший злобу на футболиста, который завел шашни с комсомолкой Аллой. Но не потому, что дочь не выдал за него, а потому, что сам сох по этой самой Алле. И использовал в таких целях пришедшую к нему добровольно Марину Лебедеву, чтобы потом выставить ее виноватой. То есть что у нас получается: вместо истории заговора вокруг звезды футбола с последующим крахом карьеры и экзистенциальным кризисом после "отсидки" (которая была в жизни Стрельцова) мы имеем карикатурного белого воротничка, который, пользуясь связями в Кремле, решил отомстить своему врагу, сделав из Марины Лебедевой исчадие ада, загубившее жизнь великому футболисту. Чтобы потом сценаристы могли обоих выставить виноватыми. Проблема в том, что для Постникова не страшно (подумаешь, отправили выдуманного злыдня кукурузу для Брежнева окучивать), а вот для, возможно, уже покойной Лебедевой не очень приятно. История там мутная, следствием так и не установлено, было ли совершено насилие хоть над кем-то или же это все происки "гэбни", но в итоге опять "баба виновата". Привет, сексистская Россия, давно не виделись.

Постников (слева) | Кадр из фильма

Впрочем, чего еще ожидать от фильма со Стрельцовым, который даже после пяти лет тюрьмы выходит на волю с зализанным хаером, как у лондонского денди? Лично мне кажется это вдвойне смешным, если учесть, что в фильме играет Виталий Хаев, который уже однажды метко иронизировал по поводу причесок футболистов в фильме Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". Так, в принципе, сделан и весь фильм — будто это все сплошная ирония. Но нет, все серьезно. С одной стороны, технически не прикопаешься — снимать красиво у нас научились. Музыка, правда, очень странная: как будто тут не фильм о советском футболе, а фантастика от поклонника Майкла Бэя, того и гляди Бамблби из здания театра Советской Армии выкатится. С другой стороны, а на что тут смотреть? Красивая, слащавая, максимально аккуратная (в плохом смысле слова) сказка: Хрущев, конечно, был плохой, но потом пришел Брежнев, всех спас и зажили мы долго и счастливо. И момент, когда за Стрельцова, дисквалифицированного с матча после отсидки, заступились болельщики, тоже был в жизни, но тут выглядит будто странная аллюзия на Ивана Голунова: ну да, пожгли газетки, напустили дыма, ну ладно, уговорили опального спортсмена на поле играть, злого дядьку-политрука — тоже на поле, но на другое — мотыгой работать. Мораль проста: молись на комсомол, и все будет бенч. Если ты, конечно, знаменитый на весь Союз футболист.