Мнение

"Перевал Дятлова": как новый сериал реконструирует знаменитый советский миф

"Перевал Дятлова": как новый сериал реконструирует знаменитый советский миф

На прошлой неделе телеканал ТНТ показал заключительную серию российского сериала "Перевал Дятлова" о трагическом походе группы советских туристов в 1959 году. В главных ролях – Пётр Фёдоров и Егор Бероев. Одним из режиссёров выступил постановщик нашумевшей "Эпидемии" Павел Костомаров. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему новое телешоу может помирить сторонников фантастичности тех событий и любителей исторической правды.

Обстоятельства гибели группы студентов – опытных туристов в окрестностях горы Холатчахль в Свердловской области долгие годы оставались нераскрытыми, и только в 2020 году Генпрокуратура рассказала о причинах трагедии. 

За прошедшие 60 лет история успела обрасти огромным количеством версий. Проблема в том, что подобные мистификации обесценивают, собственно, сам факт случившегося – девять погибших молодых людей остаются той самой абстрактной "группой Дятлова", их личности забываются.  Сценарист Илья Куликов ("Глухарь", "Полицейский с Рублёвки") постарался раскрыть не столько тайну их смерти, сколько напомнить, что там, в горах Урала, погибли живые люди. А также показать, что история группы – это, конечно, увлекательная основа для разнообразных фантастических сюжетов, но в первую очередь – человеческая трагедия. Именно такие ощущения остаются после просмотра заключительной серии "Перевала Дятлова". И в данном случае это лучший комплимент.

Немного о том, что происходит в сериале, параллельно с рассказом о самих обстоятельствах трагедии. В начале 1959 года девять студентов отправились в лыжный поход по сложному маршруту через Северный Урал. К ним был также приставлен опытный инструктор Александр (на самом деле Семён) Золотарёв, цели которого до поры до времени не ясны. 

По прибытии на место один из туристов откололся от группы – впоследствии именно он опознал погибших товарищей, когда тех обнаружили при весьма странных обстоятельствах: без верхней одежды, в разных местах, в противоположном направлении от ближайшего населённого пункта (будто они от чего-то в спешке старались убежать). 

Петр Федоров в телесериале "Перевал Дятлова"

Собственно, хроника событий группы Дятлова показана в чётных, чёрно-белых эпизодах сериала. А в нечётных (цветных) мы наблюдаем за следствием, которое ведёт опытный оперативник из Москвы (Пётр Фёдоров) уже после гибели туристов. Параллельно с изучением обстоятельств произошедшего он сталкивается с многочисленными тайнами этого места, а заодно и с собственными демонами.

Такой необычный подход (по сути, перед нами два сериала в одном, с разными визуальными решениями и в целом независимые друг от друга) на первый взгляд кажется слегка странным. 

Лёгкий спойлер: если нечётные серии – классический "твинпиксовский" процедурал, с богатыми на события флешбэками и изрядной долей мистики, то в чётных сериях мы видим попытку вольной реконструкции мифа о группе Дятлова, максимально приближенную к реальности. Разумеется, максимально – в сравнении с тем, что уже было раньше: в повести Юрия Ярового "Высшей категории трудности" в группе вообще выживают все, кроме командира Глеба Сосновского. В клюквенном треше "Тайна перевала Дятлова" от режиссёра "Крепкого орешка – 2" Ренни Харлина действие происходит в современности, фигурируют мутанты, временные петли и секретные советские лаборатории. Короче, кто во что горазд. 

Авторы отечественной адаптации легенды о "дятловцах" поступили, в общем-то, довольно изящно: они предлагают относительно реалистичную версию (чёрно-белую), которую можно смотреть независимо от фантастической цветной, и тогда любители правды будут в целом довольны (хотя тогда в финале могут возникнуть некоторые вопросы). Но если вам хочется набраться впечатлений по полной, то следствие по делу группы Дятлова в нечётных сериях дополнит "реконструкцию" событий.

Правда, именно с этим сегментом сериала связано наибольшее количество нареканий: в духе авторов предыдущих произведений создатели свели вместе такое количество всякой "сверхъестественщины", что временами в ней слегка вязнешь, как в десятке наспех пересказанных произведений Стивена Кинга. Тут вам и загадочные огненные круги на ночном небе (которые, правда, довольно интересно раскрываются), и тайны оккультной нацистской организации времëн Великой Отечественной войны, и те самые мифы народности манси, и мёртвые в лесах, и чего только нет.

Выходит слегка избыточно: в нагромождении мистической шелухи трудно вычленить какую-то единую концепцию, будто это калейдоскоп множества популярных тем, ни одна из которых не ведёт к логическому завершению.

Смотреть тем не менее интересно – дебютанты в режиссуре (но отнюдь не в производстве кино вообще) Валерий Фёдорович и Евгений Никишов создают качественную, "под нетфликс" картинку с эффектными ракурсами, экшен-сценами и цветокоррекцией. В дополнение – суровая смесь Джейсона Стэтхема и Колина Фаррелла в лице Петра Фёдорова, который играет ветерана Великой Отечественной, до сих пор не выучившего слов любви (поэтому в фильме присутствует натянутая совой на глобус романтическая линия) и страдающего от ПТСР.

И если к цветным сериям есть много вопросов (как к, например, нуарной шляпе, которую суровый следователь носит в горах, рискуя схлопотать обморожение ушей), то чёрно-белые фрагменты – настоящий эстетический кайф. Опытный режиссёр и оператор Павел Костомаров, набивший руку на "Эпидемии" и "Законе каменных джунглей", умело подводит изображение под фильмы "оттепельной" поры советского кинематографа. И не только "Девчат" и "Девяти дней одного года", но и подзабытого шедевра Михаила Калатозова "Неотправленное письмо" о группе туристов, пропавших в тайге. Сделаны все эти режиссёрские и операторские завихрения не просто для галочки и стилизации – чётные серии "Перевала Дятлова" смотрятся как фильм, созданный непосредственно в те времена.

Группа Дятлова, воссозданная в сериале. Источник: pereval-dyatlova.tnt-online.ru

Ощущение идентификации с показываемой эпохой усиливает и удивительно точное попадание в типажи – просто сравните портреты участников похода и актёров, сыгравших их (особенно хочется отметить Егора Бероева, выдавшего лучшую роль в карьере). Всё это работает на главную миссию сериала – раскрыть своих героев, показать, что за бесконечными мистификациями стояли обычные люди, студенты, товарищи друг другу. 

Простые, каждый со своим характером (не все, правда, успевают раскрыться в полной мере), связанные между собой дружбой и отношениями. Могут возникнуть, конечно, вопросы в духе "а почему они столько времени уделяют играм, веселью и песням у костра, они вроде в сложном походе, а не на празднике". И они возникнут, если начать ими задаваться – но авторы и не скрывают, что у них всё-таки не историческая реконструкция реальных событий, а попытка очеловечить участников похода, превратившихся в массовой культуре в имена на фотографиях. Это совершенно благая цель – в финале тяжело удержаться от слёз, ведь за четыре серии эти персонажи, похожие на героев фильмов Марлена Хуциева и Георгия Данелии, успевают полюбиться зрителю, и знание того, что в конце им суждено погибнуть, выбивает из колеи. Недаром последнюю серию на ТНТ показали без рекламы – своеобразная дань памяти и уважения. 

Хочется верить, что и сериал станет последним словом, после которого об истории группы Дятлова будут говорить как о трагедии, а не как о материале для фанфиков в антураже дремучей советской хтони.