Независимый топливный союз анонсировал очередное подорожание бензина — на 25–30 копеек за литр к концу октября. Вроде бы и пустячок, чуть больше чем полпроцента, но в годовом исчислении это уже выше цифр инфляции. Михаил Мельников рассказывает про то, как правительство ищет новые способы контроля цен — чтобы и поставщики не разорились, и покупатели не разъярились.
Не подешевеет
Начнем с неутешительной новости: рост цен на топливо неизбежен сразу по двум причинам. Во-первых, он заложен в демпферный механизм (о нем мы подробно писали год назад) соглашения правительства с нефтяниками, во-вторых, восстановление мировой экономики после пандемии требует жертв, сиречь разгона цен. Дорожает ведь не только бензин — растут индексы мировых бирж, а с ними почти все остальное. С начала 2021 года невероятно выросли в цене стройматериалы и питание, растет стоимость недвижимости, растут, между прочим, и доходы россиян (во II квартале +16% к II кварталу прошлого года — хотя тогда, конечно, наложил свой отпечаток локдаун). Так что бензин с его +5,53% к началу года — это по-божески в сравнении, например, с двукратным подорожанием моркови и капусты, с +22% к отдыху в хорошей российской гостинице и +42% — в турецкой. Да-да, отечественная статистика начала обсчитывать отдых в Турции как важную социальную составляющую — что поделать, сказывается географический фактор великой, но северной страны.
Но тот же географический фактор говорит о том, что наша страна еще и самая большая в мире, а значит, бензин для нас больше, чем бензин.
У них — дороже
В конце октября 2018 года все это уже было. Цены росли очень быстро, и к концу уборочной кампании дизель подорожал до 44,69 рубля за литр, оставив позади не только АИ-92 (41,39 рубля), но и впервые в обозримой истории АИ-95 (44,62 рубля). Тогда представители всех ключевых нефтяных компаний собрались у главы Минэнерго, вице-премьера Александра Новака и "договорились" — точнее, приняли условия правительства. Главные меры — пятимесячный мораторий на рост розничных цен выше уровня инфляции (потом этот срок продлили), а также рост на 3% объемов поставки на АЗС относительно 2017 года, причем по фиксированным оптовым ценам.
Помогли ли эти меры? На момент написания статьи некогда дешевая солярка закрепила свое сомнительное лидерство — в среднем по России 50,45 рубля за литр. 95-й — 49,72 рубля, 92-й — 46,22 рубля. Как видите, почти за три года (34 месяца) цены выросли на 12–14%. Это с высокой точностью соответствует инфляции за это время, причем "догнать" инфляцию получилось только сейчас. То есть "ручное управление" в целом работает, не давая ценам на топливо разогнаться.
В целом же на середину августа средняя розничная стоимость бензина в мире — 1,19 доллара за литр, при этом в России он почти вдвое дешевле — 0,68 доллара. Уже в соседних Польше и Венгрии — 1,5 доллара, в Бельгии — 1,77, в Нидерландах — 2,16 и так далее (данные globalpetrolprices.com). Различаются, понятно, и оптовые цены. И хотя везде в розничной цене до половины составляющей — акцизы и другие налоги, все равно разница очень существенная.
То есть российские нефтяные компании торгуют на родине с существенной потерей прибыли относительно торговли с Европой. Это, кстати, отнюдь не только их проблема — то же самое происходит в сельском хозяйстве, металлургии, лесной промышленности. Низкая платежеспособность населения в России долгое время не давала всерьез поднять цены внутри страны, при этом цены мировые с некоторыми колебаниями росли выше и выше. И вот уже правительству приходится прибегать к ручному управлению на всех фронтах: где-то временно запрещать экспорт, где-то устанавливать высокие вывозные пошлины, а в случае с бензином — повышать квоты продажи продукции внутри страны.
Новые механизмы
Но вечно собирать нефтяников в кабинете Новака и диктовать им условия не получится — хотя бы потому, что это ребята зубастые и сами кому хочешь продиктуют. Теперь правительство, уже в ином составе, решило пойти по иному пути — даром что сам профильный вице-премьер сохранил свой статус в целости и сохранности. Прямого моратория больше нет — эта возможность сохранена только как самое крайнее средство. Зато уже сейчас повышен норматив продажи топлива на отечественной бирже до 12%. Напомним, еще в феврале он составлял 10%, весной и летом — 11%. При этом в период низкого спроса (время локдаунов) в 2020 году эту цифру снижали даже до 5%, но некоторые компании ухитрялись и вовсе гнать на экспорт весь свой бензин. Просто потому, что там дороже.
Пока что власть ограничилась повышением обязательного минимума, но кроме того, анонсировала еще две важные меры.
- Право на продажу бензина может остаться только у производителей.
- Предельный рост в рамках торговой сессии могут ограничить.
Собственно, это уже очень близко к ручному регулированию цен. Первый пункт — предполагаемое отсечение трейдеров (организаций, покупающих и продающих бензин, не имея отношения к его реальному производству) означает ликвидацию важной прослойки, смягчающей возможный произвол поделивших рынок производителей. Да, это борьба со спекулянтами, но в то же время "спекулянты" способны предлагать более низкие цены, когда гиганты рынка слишком их задирают.
И именно поэтому потребовался второй, совсем уж нерыночный пункт — вместо частных трейдеров контролировать цены будет бетонный потолок предельного роста. При этом, если в торговый день рыночная ситуация будет диктовать дальнейший рост (то есть цены упрутся в обозначенный потолок), торговля просто остановится. На этот случай козырей у правительства не видно — разве что новая порция кофе у гостеприимного Александра Новака.
Прозрение
Но может быть, это не так плохо? Может быть, нам и не нужно уповать на прекрасные рыночные механизмы с их фетишем максимизации прибыли капитала? Может быть, и не должно быть свободных от контроля рыночных цен на те товары и услуги, без которых жить нельзя? Для того, чтобы эти вопросы стало хотя бы можно задавать вслух, потребовалась целая пандемия — только благодаря ей западное общество наконец осознало, что рука рынка, возможно, и невидима, но очень даже осязаема, особенно когда она сжимает горло нации. Хорошо об этом сказал в марте 2020 года президент Франции Эммануэль Макрон, комментируя невиданный рост цен во время первой ковидной паники:
Есть товары и услуги, которые должны быть выведены из-под управления рынка. Питание, медицина, здоровье, безопасность, образ жизни — это те аспекты, отдавать которые в третьи руки — безумие! Мы должны заново взять контроль над перечисленным.
Безусловно, топливо тоже должно находиться в этом списке. Особенно в самой большой стране мира. И раз в целом цены на него удерживать удается, значит, что-то мы делаем правильно. А как это делается — биржевой торговлей или административным "ручником", какой там механизм — демократический рыночный или авторитарный управленческий, здоровому человеку совершенно не важно.