Статьи

Акциз на газировку — зачем он нужен и нужен ли вообще?

Акциз на газировку — зачем он нужен и нужен ли вообще?
Михаил Мельников

Источники газеты "Ведомости" сообщили, что в правительстве всерьез рассматривают вариант введения акцизов на сахаросодержащие напитки; соответствующее совещание прошло у первого заместителя главы аппарата правительства Валерия Сидоренко. Михаил Мельников рассматривает плюсы и минусы этого давно обсуждаемого предложения.

От спирта — к сахару

В число обязанностей Сидоренко действительно входят экономические вопросы, включая, например, "вопросы экономического регулирования (платежи и налоги) в сфере производства и оборота этилового спирта", — то есть он, бесспорно, специалист по акцизам.

Но корни идеи все же растут, по всей видимости, из Минфина. Обязанность этого ведомства — наполнять казну, так что оттуда прилетали и куда более удивительные идеи.

Минсельхоз, понятно, против: эти меры ударят по производителям сахара — какого-никакого, но натурального продукта. Эксперты, правда, указывают, что в газированных (или просто сладких) напитках содержится не более 2% всего реализуемого в России сахара, то есть атака на "белую смерть" получается какой-то выборочной.

Защитники идеи возражают: основными потребителями сладкой шипучки являются дети, и именно их надо защитить от раннего ожирения, тогда как взрослые должны быть более осознанными потребителями.

Можно предположить, что принципиально вопрос является решенным: на момент публикации текста специалисты по поручению Сидоренко работают над вопросом, по какому принципу облагать акцизами — в зависимости от цены напитка или от содержания в нем сахара.

Предыдущие попытки

Собственно, в 2016 году дело казалось уже сделанным: оценив парламентскую инициативу депутата Олега Михеева ("Справедливая Россия"), Минфин тогда предложил ввести акцизы на напитки с добавлением сахара в размере 5 руб. за 1 л, чтобы получать доход в размере 25–28 млрд рублей в год. Минздрав горячо поддержал идею. Но в последний момент кто-то велел "сдать назад" — в Минфине заявили, что введение нового акциза несвоевременно из-за экономического кризиса. Оно, к слову, было бы и незаконным: тогда, пусть с оговорками, действовал "медведевский мораторий" на поправки к Налоговому кодексу.

В статье для "Русской планеты" я в конце 2015 года довольно жестко прошелся по этой идее в ее сыром виде (тогда еще под раздачу попадали чипсы), вспомнив известный анекдот о подорожании водки: "— Папа, теперь ты будешь меньше пить? — Нет, дети, это вы будете меньше кушать". Однако тот факт, что к теме вернулись повторно, говорит о том, что она серьезнее, чем кажется.

Кстати, не стоит слепо верить статье в "Википедии" на эту тему — она явно отредактирована противниками акциза. В конце концов, правительства более чем 50 стран, безусловно знакомых с опытом предшественников, вводили и в большинстве своем сохраняют этот акциз. Вряд ли они там все поголовно идиоты. В то же время, учитывая опыт других стран, надо помнить, что у нас в подавляющей части страны по естественным климатическим причинам весьма дороги фрукты, а их потребление невелико. То есть мы получаем мало естественных сахаров и компенсируем это вторичными продуктами.

Впоследствии тема всплыла в 2018 году — тогда в рамках федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" Минздрав России одобрил введение акциза на сладкие газированные напитки "с высоким содержанием добавленных простых сахаров". Там речь шла об акцизе в размере 20% стоимости товара: литр газировки подорожал бы с 65 до 78 рублей.

Философия акциза

Давайте разберемся, что такое вообще акциз. Согласно учебникам, это один из видов налога, но с практической стороны более уместно рассматривать его как… штраф. Именно штраф за приобретение и потребление товаров, приносящих вред либо самим гражданам, либо государству. Граждан надо лечить, экологию защищать, на это нужны какие-то деньги, вот их и платят сами "виновники торжества", чаще всего о том не подозревая.

Поэтому, кстати, когда вы клянете алкоголиков, которые пьют, а потом лечатся "за ваш счет", помните, что свое лечение они, скорее всего, оплатили с лихвой — с одной бутылки легальной водки в 2021 году берется 113 рублей акциза, почти половина минимальной цены. Это, между прочим, самая высокая в России доля акциза в розничной цене товара.

Существует также другой (не юридически, но философски) вид акциза — на роскошь. Он имеет давнюю историю: когда-то существовали налоги на окна, кирпичи, обои — все это было знаком благосостояния, а значит, и приманкой для налоговых инспекторов своего времени. В современной России "налог на роскошь" практически отсутствует — он заключается в слегка повышенной ставке НДФЛ для высоких доходов, в высоком налоге на мощные автомобили и таможенных пошлинах на некоторые "предметы роскоши".

Но вернемся к "налогу на вред". Вводя акциз на какие-то товары, государство фактически признает, что хотело бы запретить их производство, но по социальным причинам не имеет такой возможности. Поскольку эти товары вредны, последствия их употребления или применения надо компенсировать — формально за счет производителя, фактически же расходы перекладываются на потребителя.

Перечислим основные подакцизные товары в Российской Федерации:

  • этиловый спирт и содержащие его товары (главным образом напитки), кроме лекарств, части парфюмерии и "полуфабрикатов" винного и пивного производства;
  • табачная продукция (47 руб. за пачку с 20 сигаретами);
  • легковые автомобили и мотоциклы мощностью свыше 150 л. с.;
  • все виды бензинов, дизельного топлива, моторных масел, другие жидкие углеводороды, включая нефтяное сырье, а также природный газ (18,5 руб. с литра Аи-92 классом ниже "Евро-5");
  • новинка 2020 года — виноград для производства вина.

Как видим, в каждом случае мы имеем дело либо с разрешенным пороком, либо с ущербом для экологии. Именно поэтому такой общественный резонанс вызывает тема газировки: получается, что правительство штрафует детей за то, что те пьют "неправильные" напитки? Надо, правда, оговориться, что предложенные ранее 5 рублей за литр — это, в противоположность крепкому алкоголю, самая низкая акцизная ставка в России.

По тем ли целям бьем?

О вреде и пользе сахара написано очень много, и в целом противники его побеждают сторонников. Оговорюсь лишь, что дети не просто так растут сластенами — крепнущему мозгу остро нужна глюкоза, а сахар — самый простой и доступный ее источник.

Мы действительно имеем резкое ухудшение здоровья детей за последние десятилетия, что очень хорошо видно при осмотре в военкоматах — опытные сотрудники только диву даются, глядя на этот парад ожирения и сколиоза. Но виноват в ситуации в первую очередь новый образ жизни — за компьютерами и мобильными гаджетами. На какой супердиете ни сиди, но, если по 14 часов в день строчишь комментарии в ноутбуке, здоровым ты не вырастешь. И, напротив, можно упиваться колой, но при этом проводить много времени на свежем воздухе, делать физические упражнения и пребывать в великолепной форме.

Конечно, потребление сладкой и в первую очередь газированной воды следует ограничивать. Но делать это можно и без акциза — достаточно было бы полного запрета рекламы, чтобы продажи заметно упали. Увы, на эти меры мы пойти не можем — достаточно вспомнить "газировочный" скандал на идущем сейчас чемпионате Европы по футболу. Производители "антиспортивного" напитка активно спонсируют спорт, и их рекламу вынуждены терпеть даже те спортсмены, которые, как Криштиану Роналду, искренне считают газировку ядом.

В идеале было бы, конечно, вести активную социальную рекламу здорового образа в жизни и, в частности, отказа от вредной пищи (скажем, не очень ясно, что в условиях жесткого санкционного режима делают в России американские сети фастфуда, регулярно пересылающие роялти заокеанским хозяевам бренда). Но такая реклама — государственные расходы, чего в условиях сурового дефицита федерального бюджета (2,4% ВВП по основному плану, 1% ВВП по текущей конъюнктуре) Минфин ни в коем случае одобрить не может.

* * *

Хотелось бы, чтобы решение было предельно взвешенным. Если в 2016 году мы были в кризисе, то где же находимся сейчас? Ведь новый акциз ударит по самой незащищенной — по правительственной же оценке — группе населения, а именно по семьям с детьми. Сейчас аналогичный акциз планирует ввести Казахстан — начать с 7% от розничной стоимости продукции и за четыре года дойти до 20%. Быть может, стоит сначала понаблюдать за ходом эксперимента у соседей, как мы делали уже не раз — правда, чаще всего на примере Белоруссии.

Ну или подумать об акцизе на роскошь.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share