Дональд Трамп официально не признаёт своего поражения на выборах. И он сумел добиться блокировки утверждения результатов голосования в одном из главных спорных штатов — Пенсильвании. Но он всё же начал процесс передачи власти следующей администрации Джо Байдена и Камалы Харрис. Байден в свою очередь назвал первых кандидатов в свою администрацию. Там все как на подбор "ястребы", настроенные агрессивно в отношении стран-противников США. Малек Дудаков утверждает: ничего хорошего для России от такой команды ждать не стоит. Но остаётся открытым вопрос, как долго она продержится у власти.
Со дня выборов в США уже прошли три недели, но ключевые итоги электоральной гонки до сих пор не до конца ясны. Сенат находится в подвешенном состоянии: вопрос о том, какая партия будет его контролировать, решится лишь после проведения январских выборов в Джорджии. Чуть лучше обстоят дела с избранием президента: Трамп пока не сдаётся, но его шансы на победу становятся незначительными. Для выигрыша Трампа должно произойти настоящее чудо: "правильное" голосование в коллегии выборщиков, чтобы ему отошли не меньше 40 голосов Байдена, либо успех при опротестовании результатов выборов в Верховном суде или Конгрессе. Поэтому интрига вокруг президентской кампании будет сохраняться как минимум до 14 декабря (дня голосования выборщиков) или даже до 6 января — утверждения их голосов в Конгрессе.
Twitter is sending out totally false “Trends” that have absolutely nothing to do with what is really trending in the world. They make it up, and only negative “stuff”. Same thing will happen to Twitter as is happening to @FoxNews daytime. Also, big Conservative discrimination!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) November 27, 2020
Однако если всё пройдёт без неожиданностей, то 20 января присягу примут Байден и Харрис. Следующий месяц-два они посвятят назначению новых министров, каждого из которых потребуется утверждать в Сенате. Известны уже некоторые фигуры, которые могут попасть в кабинет министров Байдена. На пост госсекретаря он номинирует Энтони Блинкена — своего советника по международным вопросам, который работал при демократах ещё со времён Билла Клинтона. А советником по нацбезопасности станет Джейк Салливан — бывший помощник Хиллари Клинтон. В министры обороны же пойдёт Мишель Флурной, одна из сотрудниц Пентагона в эпоху президентства Обамы.
Сам Байден долгие годы считался одним из условных "голубей" в Вашингтоне. Известен треугольник принятия решений в кабинете Обамы: с одной стороны, там была "ястреб" Клинтон, с другой, сторонник мирного процесса Байден. А Обама, постоянно колебавшийся между этими двумя полюсами, в итоге выбирал разные срединные решения. Вроде его плана по созданию бесполётной зоны над Ливией: он всё-таки вмешался в этот конфликт вопреки советам Байдена, но не пошёл так далеко, как предлагала Хиллари, — не ввёл на территорию страны регулярную армию США.
А в 2003 году Байден якобы даже пытался склонить Россию к поддержке американской операции по свержению Саддама Хусейна в Ираке. По его собственным заявлениям, он предложил МИД России сделку: помощь со стороны Москвы в "демократизации" Ирака в обмен на передачу российским нефтяным компаниям концессий на добычу углеводородов при новой власти. Впрочем, как утверждает Байден, этот план не нашёл поддержки в администрации Буша-младшего.
Будущий вице-президент США ещё в бытность работы сенатором от Делавера посещал Советский Союз вместе с делегацией американских законодателей. Байдену удалось застать самый разгар "перестроечного времени" и пообщаться с советским руководством, которое через несколько лет сместят с постов. В следующий раз Байден побывал в России с визитом уже в 2011 году в должности вице-президента, хоть и церемониальной, но второй в иерархии американской власти. Известен факт его встречи с тогдашними "лидерами" несистемной российской оппозиции вроде Бориса Немцова и Владимира Рыжкова. Они передали Байдену список "политзаключённых", а он сам вроде бы поддержал оппозиционеров и пожелал, чтобы на президентские выборы в 2012 году не пошёл Владимир Путин.
После 2014-го отношения России и США окончательно испортились, а ещё спустя два года у демократов появилась причина люто ненавидеть всё, что связано с "коварными русскими". Разразился скандал с "Рашагейтом" — конспирологической теорией о том, как "русские хакеры" и "русские боты" совместными усилиями помогли Трампу победить Клинтон. И в этом аспекте очень символичны назначения Байдена. Например, будущий госсекретарь Блинкен был одним из тех, кто призывал "отомстить" России за якобы имевшее место вмешательство в американские выборы.
Будущий госсекретарь США Блинкен: Мой дедушка Морис Блинкен бежал от еврейских погромов в России. Мой отчим в войну бежал из концлагеря. В лесу увидел танк, из люка выглядывал афроамериканец. Отчим встал на колени и произнес 3 английских слова, которые знал: Боже, храни Америку! pic.twitter.com/DCrSDKloUD
— Дмитрий Смирнов (@dimsmirnov175) November 25, 2020
А советник по нацбезопасности Байдена Салливан был одним из тех, кто оказался в центре скандала со взломанными серверами Клинтон. Никаких добрых чувств по отношению к России, которую он считает виновной в хакерской атаке, не питает.
Источники в команде Байдена подтверждают, что там царит по-настоящему иррациональная ненависть к России. Её корни стоит искать не только в "Рашагейте", но и в том чувстве обиды, которое многие представители истеблишмента Демпартии испытывают в "русском вопросе". Они считают, что в 90-е годы, в эпоху президентства Клинтона США вовсю помогали России: позволили Ельцину победить на выборах в 1996-м, давали свои советы по экономическим реформам и выделяли транши из МВФ. Но потом, дескать, неблагодарные русские отказались от европейского пути развития и начали возрождать свои национальные интересы. Затем, спустя 10 лет, уже при Обаме была предпринята вторая попытка наладить отношения Вашингтона и Москвы, но и она быстро закончилась провалом. Теперь элита демократов уже не стремится ничего налаживать — она лишь хочет выплеснуть всю свою обиду на Россию и наказать её за неоправданные ожидания от не случившейся "демократизации".
Поэтому от администрации Байдена стоит ждать самых резких шагов по усилению политического и санкционного давления на Россию. Введение санкций за "отравление" Навального* теперь гарантировано. Вполне возможно и наложение секторальных санкций — например, против всех российских банков или промышленных и нефтегазовых компаний. Но есть в этой бочке дёгтя и ложка мёда. Дело в том, что в условиях шаткого большинства демократов в Конгрессе и проблем с легитимностью победы Байдена из-за скандалов с фальсификациями он не сможет осуществить никаких больших реформ. Поляризация американского общества только усиливается: по последним опросам, половина страны считает, что Байден победил обманным путём. Ему придётся всё время вести жёсткое противостояние на внутриполитическом фронте, и на вопросы внешней политики может просто не остаться времени.

Но самое главное, кабинет Байдена — это "команда мамонтов". Они вымирающий вид внутри своей партии, которой неинтересен возврат во времена Клинтона или Обамы. Среди демократов наибольший вес теперь имеет левое и ультралевое крыло во главе с конгрессвумен-комсомолками в духе Александрии Оказио-Кортес или Ильхан Омар. Их тематика противостояния с Россией не волнует. Они стремятся начать строить левые утопии внутри самих США, реформируя социальную сферу и сокращая военные бюджеты. Вот это живое, активное и в будущем перспективное движение очень скоро попробует смести стареющий истеблишмент Демпартии вместе с его старомодными идеями и концептами либерального интервенционизма тридцатилетней давности.
Как раз летом 2020 года произошёл знаковый прецедент: глава комитета по международным делам Палаты представителей Элиот Энгель неожиданно проиграл на праймериз левому антивоенному активисту в своём округе. Энгель был одним из соавторов санкционной политики против России, он же активно продвигал санкции за "отравление" Навального*. Но с января 2021-го его в Конгрессе уже не будет — это место теперь будет занимать чернокожий прогрессивный политик. Вот такая символическая трансформация внутри демократической партии говорит об одном: 4 года президентства Байдена станут последней попыткой либеральных интервенционистов удержаться у власти и сохранить статус-кво, пока их снова не подвинут правые или левые. И теперь уже навсегда.
- * включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга