Статьи

Медийная революция: куда американцы бегут из Twitter и Facebook за контентом без цензуры

Медийная революция: куда американцы бегут из Twitter и Facebook за контентом без цензуры

Пока Джо Байден празднует победу и готовится занять Белый дом, а Дональд Трамп пытается оспорить итоги выборов в суде, в Америке незаметно проходит медийная революция. На фоне тотальной цензуры в соцсетях и доминирования однородной повестки в СМИ начинает стремительно расти аудитория альтернативных медиа. Американцы правых взглядов уходят из традиционных соцсетей и находят себе пристанище на новых площадках, где их уже не подвергают той цензуре, которая царит в Twitter или Facebook. Малек Дудаков — о том, куда пользователи соцсетей "перетекают" в поисках объективного контента.

Цензура гигантов рынка

2020 год принес не только пандемию и экономическую рецессию, но и самый настоящий "цифровой" кризис. Сидящие на карантине люди стали тратить гораздо больше времени на общение в соцсетях. И столкнулись с тем неприятным явлением, что уже давно преследовало политизированную часть общества, — желанием руководства онлайн-площадок жестко регулировать любые дискуссии по своим лекалам и правилам. Одни комментарии и посты постоянно удаляются и исключаются из поиска, другие же, наоборот, выпячиваются на первый план. Эта практика не нова — за последние годы тысячи популярных аккаунтов консервативных блогеров и публицистов в США были удалены или заблокированы соцсетями. Но сейчас такая цензурная политика стала совсем уж оголтелой.

Статья о связях Байдена с украинскими бизнесменами

Пожалуй, рубиконом для онлайн-цензоров оказался скандал о бизнес-схемах семейства Байденов на Украине и в Китае. Издание New York Post, подробно освещавшее тему коррупции сына Джо Байдена Хантера, было подвергнуто настоящему остракизму. Ссылки на его статьи несколько недель даже невозможно было опубликовать в Twitter. А официальный аккаунт редакции старейшей американской газеты с 218-летней историей почти месяц был заблокирован. В конце концов цензоры всё же сдали назад — после публичных слушаний в Конгрессе и под давлением общественного негодования. Но от своих практик они не отказались, лишь сделав их более изощрёнными.

Например, Twitter сейчас не удаляет сообщения о случаях фальсификаций на американских выборах, а лишь скрывает их контент и ставит заглушку "данная информация является оспоренной". 

Twitter ставит такую заглушку чуть ли не на каждую запись Трампа о выборах

В такой работе они не делают исключения ни для кого — даже для президента США в лице Трампа. Вся мейнстримовая американская пресса при этом бросается опровергать разговоры о фальсификациях, даже и не стремясь заняться настоящей журналистской работой по их расследованию. Но такая единодушная позиция прессы, руководства соцсетей и политического истеблишмента лишь усиливает подозрения простых американцев в том, что от них скрывают информацию о размахе мошенничества на выборах.

Альтернативные площадки

Но обсуждать эти темы в традиционных соцмедиа становится всё сложнее, поэтому блогеры и их читатели массово "мигрируют" на новые площадки, которые позволяют вести свободные политические дискуссии. Одной из самых популярных альтернативных соцсетей стал Parler — что-то среднее между Twitter и Facebook. Его главная фишка — в наличии почти полной свободы слова. Parler возник ещё 2 года назад, но именно сейчас его популярность начала расти в геометрической прогрессии. В дни после выборов в США Parler оказался самым популярным новостным приложением в американских магазинах App Store и Google Play. Число его активных пользователей быстро приближается к 10 млн человек. Конечно, это гораздо меньше, чем аудитория Twitter, составляющая 145 млн активных пользователей по всему миру и 40 млн в США. Но с нынешними темпами Parler вполне может догнать Twitter в ближайшие несколько лет. Сейчас его аудитория примерно сопоставима с Twitter восьми- или девятилетней давности.

Страница команды Трампа в Parler

Parler — это не первая попытка создать альтернативные соцмедиа. Ещё в 2016 году на свет появился Gab, созданный "альтернативно правыми" сторонниками Трампа в преддверии прошлых президентских выборов. Но тот так и не смог взлететь — он стал площадкой для общения людей однотипных взглядов, "эхо-комнатой", которая быстро всем надоела. Подобный исход может ждать и Parler, если он не будет способен привлечь к себе левую и либеральную часть американского общества. Но с чем у него нет проблем, так это с финансированием. Parler создаётся на деньги семьи консервативных миллиардеров Мёрсеров, хорошо разбирающихся в специфике развития онлайн-сферы. Ведь именно их фирмы по сбору и анализу "больших данных" помогли победить сторонникам Брекзита и Трампу в 2016 году.

Но есть и те, кто ставит более амбициозную задачу, чем конкуренция с Twitter. Речь идёт о противостоянии с гигантом в лице YouTube. Ему бросила вызов маленькая команда разработчиков, создавшая свой отдельный ресурс Rumble. На текущий момент его посещают 50 млн активных пользователей ежемесячно, а видеоконтент там создают 150 000 блогеров. Это просто капля в море в сравнении с YouTube, чья месячная аудитория превышает 3 млрд человек. Но Rumble стремится стать единственным возможным местом общения для тех блогеров, кто был заблокирован на YouTube, вроде известного правого публициста Алекса Джонса. Развитию Rumble помогает и Трамп, создавший там официальную страничку президента США.

Видео на главной странице Rumble

Другие новости

Кроме того, имеется спрос и на альтернативные медиа в виде новостных сайтов или даже телеканалов. В дни после выборов консервативные американцы были сильно разочарованы информационной повесткой Fox News — самого популярного телеканала в США. Он считается довольно консервативным, но в последние годы его редакция начала двигаться в сторону более умеренной и центристской повестки. Сейчас же Fox News разозлил избирателей Трампа тем, что он очень быстро признал его проигравшим во многих ключевых штатах и назвал Байдена победителем выборов. Причём Fox News в целом игнорирует тематику устроенных фальсификаций и не уделяет ей особого внимания.

Fox News прервал пресс-конференции предвыборного штаба Трампа после слов Кейли Макинани о незаконном голосовании. "Если у нее нет деталей, чтобы подтвердить это, я не могу в хорошем настроении продолжать показывать это", – сказал ведущий.

В связи с этим на первый план вышли небольшие кабельные телеканалы-конкуренты Fox News: One America Network из Невады и Newsmax TV. Они имеют лишь сравнительно небольшую аудиторию, которая не превышает миллиона зрителей в праймтайм. Для сравнения: аудитория CNN близка к двум миллионам человек, а Fox News — к четырём-пяти миллионам. Тем не менее оба телеканала испытывают взрывной рост просмотров на фоне падения рейтингов Fox News. Число зрителей Newsmax за дни после выборов подскочило на 168%. Его основатель и владелец Крис Рудди является близким к Трампу медиаменеджером. Он не боится сообщать о "табуированных" темах для всех остальных новостных телеканалов Америки, вроде тех же случаев фальсификаций.

Именно Newsmax TV в перспективе может стать сердцем будущей медиаимперии Трампа. Он продолжает бороться в судах, но его шансы на победу и переизбрание на второй срок невелики. Трамп ещё в 2016 году думал над тем, чтобы в случае поражения на выборах заняться созданием своего телеканала под названием Trump TV. Но теперь у него планы помасштабнее: вместе с собственным кабельным телеканалом создать целую "цифровую" империю из онлайн-СМИ и соцсетей. Трамп надеется таким образом продолжить заправлять политическим дискурсом внутри Америки, чтобы оставаться влиятельной фигурой и после своей отставки, каким, например, является Сильвио Берлускони в Италии. Наличие такой медиаимперии позволит ему существенно влиять на следующие выборы, стать "зачинателем мод" на президентских праймериз в 2024 году и, возможно, даже самому в них поучаствовать.