27 августа в прокат вышел фантастический блокбастер российского производства "Вратарь Галактики" от режиссера Джаника Файзиева. Премьеру ждали с нетерпением: всегда интересно посмотреть, что вышло за пять лет съемок и миллиард рублей. Кроме того, в картине сыграл Евгений Миронов. Иван Афанасьев посмотрел фильм на большом экране и пришел к неутешительным выводам.
Как обычно, наши киноделы уверенно дали ответ американским коллегам, которые never asked for this. Режиссер "Вратаря Галактики" Джаник Файзиев в интервью журналу "Мир фантастики" сообщил следующее о состоянии киноиндустрии:
Рынок никак не изменился. Все так же, как было десять-двенадцать лет назад: Голливуд снимал и продолжает снимать свои фильмы за какие-то совершенно баснословные деньги.
Netflix, START, "КиноПоиск HD" и другие онлайн-сервисы, за карантин поднявшиеся на небывалые вершины, смотрят на Джаника взглядом Колина Фаррелла и такие: "ну да, ну да, пошли мы…". Но, честно сказать, вовсе не удивительно услышать подобное от режиссера фильма, который по своей структуре и задумкам застрял как раз где-то в районе конца 2000-х – начала 2010-х, когда российские продюсеры были одержимы идеей дать отечественному зрителю "настоящий российский блокбастер", уделав "Ночной дозор" (вспомним такие шедевральные фильмы, как "Азирис Нуна", "Волкодав из рода Серых псов" и иже с ними). Вот и с "Вратарем Галактики" получилась примерно та же петрушка: Файзиев, снявший другой кассовый хит как раз из тех же времен — "Турецкий гамбит", видимо, хотел здорово изменить ландшафт российского кино своей мегаломанской картиной. Но изменить ландшафт, когда ты движешься не вверх, а по горизонтали, непросто.
Хотя фильм детский (как минимум рейтинг "6+" на это указывает), разобраться в нагромождении его сюжетных ходов не так-то просто даже взрослому человеку. Итак, если вкратце: на дворе 2071 год. Из плохо нарисованного вступительного мультика зритель узнает, что Земля воевала с расой злобных пришельцев и смогла победить их, но ценой расколовшейся Луны и разрухи на родной планете. Дорогая Москва теперь стильно опутана плющом, поросла джунглями и вообще выглядит как идеальный постапокалипсис для хипстера-экозащитника. Главным развлечением землян стал межгалактический футбол, в котором люди и инопланетяне, способные к телепортации, гоняют взрывающиеся мячи на огромном корабле-стадионе, принадлежащем человекоподобному алиену Бело (Евгений Миронов, похожий одновременно на Пэй Мэя из "Убить Билла" и старика Хоттабыча).
На самом же деле таким образом они защищают планету от окончательного уничтожения: в глубинах Земли засел злой инопланетный гад Черно, производящий маленькие атомные бомбы под названием волноеды (нет, это не опечатка), которые суперфутболисты и "разряжают" своей игрой. Главный герой — парень, который по стечению обстоятельств попадает в такую сборную.
Нет, все в порядке, это правда сюжет фильма. Футбол как война, хороший пришелец с именем Бело и плохой с именем Черно, расколотая Луна, Москва, превратившаяся в дендрарий. А еще там есть биокиборги-смайлики, инопланетные амазонки в бронелифчиках, красномордые инопланетяне с физиономией Гоши Куценко и трезвый Михаил Ефремов, расследующий дело о сбитом машиной человеке. Действительно, ну что могло пойти не так (кроме всего)?
Идея, взращенная на концепции французского мультфильма "Галактический футбол", возникла 12 лет назад, в производство фильм был запущен в 2014 году. Исходя из этого, переводим приведенное выше высказывание Файзиева про Голливуд и "баснословные деньги" на русский язык: "Мы не опустимся до уровня этих "марвелов" и DC, снимающих кино за 250-300 миллионов вечнозеленых, мы четкие ребята и ответим им, сняв кино не хуже за бюджет в 15-20 раз меньше". В том интервью, кстати, находится еще одна интересная цитата:
У меня есть формула о разнице между мейджорами и независимыми продюсерами. Мейджоры снимают кино до тех пор, пока у них не получится то, что задумано. А мы снимаем до тех пор, пока нам позволяют деньги.
Бюджет "Вратаря Галактики" — 15 миллионов долларов, в переводе на русский это будет больше миллиарда рублей (с учетом инфляции — в районе 950 миллионов). Почти за шесть лет производства "независимые продюсеры" ежегодно получали финансовую господдержку от Фонда кино (около половины суммы). Переводим на русский язык: зависимые продюсеры Голливуда снимают, пока не получится хорошее кино; мы — независимые продюсеры, но снимаем, пока государство дает нам деньги, а как прекратит – хоть трава не расти. Шерше ля фам, как говорится.
Простите мне мой сарказм, но тяжело удержаться от него, глядя на итоговый результат. Не то чтобы "Вратарь Галактики" как-то совсем ужасен с технической точки зрения, хотя, конечно, вышедший не так давно трейлер проекта вызвал, помимо умеренных восторгов, и определенную долю негатива и шуток. Куда интереснее, что нашлось немало людей, удивленно восклицавших, что о фильме-то они ничего и не слышали до сего момента, а тут уж совсем скоро премьера. Стоило бы хоть немного припасти на достойную рекламную кампанию. Конечно, свои коррективы внесла коронавирусная агония, охватившая планету, и со стороны продюсера Сергея Сельянова и Джаника Файзиева было весьма смелым решением выпустить фильм именно в это время, когда все, затаив дыхание, ждут премьеры "Довода" и "Мулан". Тем не менее карантин был отличным временем, чтобы хорошенько прорекламировать российский блокбастер. И таких удивленных комментариев было бы гораздо меньше. Тут опять тяжело не сарказмировать и не сказать: "А может, создатели не хотели, чтобы о фильме знали?". Ну, знаете, как было с "Кловерфилд, 10" Джей Джей Абрамса, когда безо всяких громких анонсов вдруг выходит сляпанный за те же 15 миллионов баксов фильм и рвет прокат, собирая почти без рекламы больше сотни.
Тут, правда, нужно отметить, что тогда это был своеобразный пиар-ход. Хватило реплики, что фильм как-то связан со вселенной культового "Монстро", и люди ломанулись в кинотеатры, а там и положительный "сарафан" пошел. К сожалению, "Вратарь Галактики" явно не такой же случай. По предварительным прогнозам, можно предсказать фильму колоссальный кассовый провал в районе 800 миллионов рублей, хотя бы потому, что у авторов огромные проблемы с позиционированием своего продукта. На предполагаемый ответ бездуховным "снятым за баснословные деньги блокбастерам" фильм Файзиева никак не тянет. Несмотря на (местами) очень симпатичную компьютерную графику, иногда это кино выглядит так, будто масса хаотично наставленного в декорациях реквизита была приобретена лишь затем, чтобы скрыть истинную стоимость фильма. К сожалению, так выглядит львиная доля российского "высокобюджетного кино". "Вратарь Галактики" старается быть исключением, но выходит так себе.
Как хорошее развлекательное кино фильм тоже проигрывает по многим параметрам. Начиная с крайне сумбурного сюжета: в первые минут 10-15 вас просто забрасывают какой-то непонятной терминологией, кучей плохо связанных друг с другом фактов и событий и просто основательно льют в уши такое количество информации, что потерялся бы и Шерлок Холмс. А визуальная часть, которая, кажется, должна подкреплять смысловую, вносит еще большую сумятицу. Первый космобольный матч вообще может напугать неподготовленного зрителя. Не очень здорово анимированные уродцы и земные девочки телепортируются, бьют лапами по мечущемуся по полю снитчу размером с мяч, что-то взрывается, зрители скандируют и кричат, актриса Виктория Агалакова оголяется до спортивного белья, а под землей какой-то страшный мужик плодит непонятные штуковины из резервуаров, похожих на яйца ксеноморфов из "Чужих". И все это время звук, простите, шарашит по ушам вкупе с крайне агрессивной металлической музыкой. Производит это все крайне отталкивающее впечатление — я сам был свидетелем, как родители в начале фильма уходили с ревущими детьми за ручку.
Таким образом как детское кино "Вратарь галактики" тоже проигрывает, и тут особенно сильно, просто по всем фронтам. Стилистика фильма — это понадерганные отовсюду образы популярной культуры — от "Аватара: Легенды об Аанге" и все тех же бесноватых фильмов Marvel до игры Mass Effect и чуть ли не последнего "Безумного Макса". Такая кися-мися не могла не сказаться на итоговом результате: "Вратаря Галактики" шатает из крайности в крайность. От нелепой "няшности" (вроде белоснежного зверя из трейлера, который, внимание, биологический боевой корабль) и максимально прикладного экшена до жести, которой удивится даже взрослый человек. В этом фильме есть кадры с протыканием лба человека пистолетом с лезвиями, инопланетяне с прожженной грудной клеткой, машины, сбивающие человека, и локации, будто выполненные в стилистике работ Ганса Рудольфа Гигера (см. выше про яйца ксеноморфов). Одновременно в этом же фильме (с рейтингом "6+"!) есть слово "херня", гэги про пенис главного героя, намеки на половой акт и уйма совершенно сексистского юмора. Давно я не видел фильмов, в которых присутствуют шутки о "больших сиськах". Женщин тут вообще объективизируют с огромным удовольствием: инопланетная злодейка Валая выглядит как мечта латексофила, она же в человечьем обличье пытается втереться в доверие героя, соблазняя его обнаженными плечами… Ну, вы поняли, в общем. Детское кино, формирование личности ребенка, большие си… большие сильные соперницы (цитата из фильма).
Тем не менее от фильма можно получить определенное, несколько садомазохистское удовольствие. Есть популярное выражение "испанский стыд", когда вы сидите и понимаете, что вам показывают так себе кино, но стыдно почему-то вам. Но оторваться сложно — как раз из любопытства. Просто сидишь, положив лицо на руку, откинувшись на спинку кресла, как персонаж Роберта де Ниро из "Таксиста", и думаешь: "Ну неужели может быть еще хуже?". А потом тебе показывают протагониста, который оборачивает лапу мертвого биоробота подорожником, и понимаешь, что эти ребята всегда смогут удивить. Хочется верить, что "Вратарь Галактики" — один из последних фильмов, в которых создатели с таким безразличием относятся к логике и адекватности собственного сценария. Но вообще, глядя на такое кино, становится слегка жутковато, ведь эти "независимые продюсеры" реально снимают весь этот CGI-бред на свои деньги пополам с налогами, моими и вашими. "Вратарь Галактики" напоминает мифологическую Харибду, в которую засасывает и здравый смысл, и представление о прекрасном и о хорошем, качественно сделанном кино. Графика — это здорово, но ее недостаточно, чтобы фиговым листочком прикрыть все проблемы этого странного фильма. Мне кажется, лучшей характеристикой должна быть фраза, произнесенная мальчиком позади меня, сидевшим с классическим российским папашей, поглощавшим попкорн с кока-колой: "Пап, давай уйдем, пожалуйста, мне страшно!". А добродушный отец заявляет: "Да ладно тебе, че, глянь, сколько спецэффектов!". Так они и просидели до титров. Так и мы с вами просидим.