Статьи

Несостоявшийся генсек: почему влиятельный "Железный Шурик" проиграл мягкому Брежневу

Несостоявшийся генсек: почему влиятельный "Железный Шурик" проиграл мягкому Брежневу

24 октября 1994 года скончался Александр Шелепин — один из самых влиятельных людей в конце хрущевской и начале брежневской эпох. В последние два десятилетия он оставался на обочине политической жизни, но в отдельные периоды по популярности мог посоревноваться с руководителями КПСС. При непосредственном участии Шелепина был смещен Хрущев, а западные советологи считали именно его, а не Брежнева, главным кандидатом на пост генерального секретаря. Евгений Антонюк рассказывает, почему этот могущественный советский деятель, дерзнувший бросить вызов сразу двум советским генсекам, в итоге вчистую проиграл Брежневу.

Комсомольская лестница

Александр Шелепин родился в Воронеже в 1918 году. Еще в старших классах школы он пошел по комсомольской линии, став секретарем школьной ячейки. Как прилежный комсомолец, попал в Москву, где уже со второго курса возглавил университетский комсомол. Для блестящего послужного списка не хватало только службы в армии. Вскоре и этот пробел был устранен. Шелепин побывал на передовой советско-финской войны и по возвращении в Москву незамедлительно был определен в столичный горком ВЛКСМ.

Александр Шелепин

Вскоре началась война с Германией, но Шелепина как ценного кадра оставили на комсомольской работе. Его задачей было создавать диверсионные отряды из столичных комсомольцев, которых затем забрасывали в немецкий тыл.

В одном из таких отрядов оказалась тогда еще никому не известная Зоя Космодемьянская. Позднее история о гибели девушки была напечатана в одной из газет и понравилась самому Сталину, который распорядился, чтобы о ней узнали все. Так Зоя стала главным советским героем (позднее к ней добавился Александр Матросов), а 23-летний Шелепин стал знаменитостью в комсомольских кругах. Ведь именно он нашел и отобрал эту девушку из множества других комсомольцев.

Шелепин второй слева

Проницательность Шелепина не осталась незамеченной. Его повысили до главы столичного горкома, а затем до второго секретаря общесоюзной комсомольской организации. Наконец, в октябре 1952 года, за несколько месяцев до своей смерти, Сталин начал революционные перестановки в высших эшелонах власти. В рамках этих перестановок Шелепин был назначен главой советского комсомола.

Должность была незавидная. Из 8 его предшественников на этом посту 6 были расстреляны, еще один более 15 лет провел в лагерях. Впрочем, через 5 месяцев Сталин умер и угроза миновала. Наступила новая эпоха.

Битва за Хрущева

Возможно, Шелепин так и застрял бы во 2-3 эшелонах власти, а руководство комсомолом так и осталось бы высшей точкой его карьеры, если бы старая сталинская гвардия не попыталась отстранить Хрущева от дел.

В узком кругу Президиума ЦК (Политбюро) они попытались голосованием отправить Хрущева в отставку. Тот, однако, не сдался, а призвал подмогу. На заседание едва ли не с кулаками провались несколько секретарей ЦК, лояльных именно Хрущеву, и потребовали выставить вопрос об отставке на рассмотрение Пленума ЦК. Заговорщики вынуждены были согласиться, что, по сути, означало их поражение. На Пленуме большинство имел уже Хрущев, и его сторонники в пух и прах разгромили Молотова, Кагановича, Маленкова и их соратников. Одним из ярко выступивших в защиту Хрущева был секретарь ЦК ВЛКСМ Шелепин.

Плакат к фестивалю 1957 года

В том же году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов — событие, которому придавалось важнейшее политическое значение. Его проведение курировал как раз Шелепин, и справился он образцово. После этого Хрущев не мог не обратить внимания на молодого партийного деятеля.

Закладка парка "Дружба" во время Всемирного фестиваля молодежи, 1957

Зачистка КГБ

В начале 1958 года Шелепин был назначен заведующим отделом кадров ЦК КПСС. Но уже через несколько месяцев у Хрущева появилась новая идея, отчасти сенсационная: назначить Шелепина главой КГБ. В конце 50-х генсек инициировал широкомасштабную реабилитацию пострадавших в сталинские времена, и КГБ постоянно был под огнем партийной критики за "извращения социалистической законности". Прежний глава КГБ Иван Серов по поручению Хрущева проводил чистку аппарата. Численность сотрудников значительно сократилась, а тех, кто был замешан в "перегибах", увольняли с "волчьим билетом".

Однако Серов сам сделал карьеру в органах в сталинское время. Поэтому Хрущев решил поставить во главе госбезопасности совершенно нового человека со стороны, который не будет ограничен в действиях.

Шелепин отнюдь не горел желанием идти в КГБ, который в тот короткий период подвергался беспощадной критике. Но Хрущев убедил его, что органам нужна реформа, а Шелепин проведет ее как никто другой. Фактически он был единственным в СССР главой Комитета госбезопасности, который имел задачу не усилить его могущество, а ослабить.

Хрущев с Брежневым

Хрущев хотел, чтобы в будущем КГБ был переориентирован на борьбу с деятельностью иностранных разведок и ослабил бдительный контроль за советскими гражданами. Первым символом перемен должно было стать отсутствие погон у руководителя. Шелепин отказался от положенного по статусу генеральского звания, оставшись "гражданским".

Одним из первых его приказов был запрет выдумывать дела, чем очень часто грешили сотрудники спецслужб в прежние времена. Затем он продолжил курс Серова на сокращение численного состава КГБ. Разумеется, рассчитывать на сочувствие людей из КГБ в своей политике Шелепин не мог, поэтому привел за собой свою команду из ЦК ВЛКСМ. Их так и прозвали — комсомольцы.

В короткую шелепинскую эпоху КГБ действительно стало меньше "кошмарить" советских граждан по политическим мотивам, перенеся свои действия за границу. Так, именно при Шелепине в ФРГ был устранен лидер украинских националистов Степан Бандера.

Самый могущественный человек СССР

К концу правления Хрущева Шелепин стал самым могущественным человеком в СССР после генерального секретаря. В 1961 году он покинул КГБ, но оставил во главе комитета своего самого близкого соратника — Владимира Семичастного. Сам же Шелепин вошел в секретариат ЦК, Политбюро и возглавил новый орган — Комитет партийно-государственного контроля.

Доверенный человек Шелепина Владимир Семичастный, глава КГБ

Ранее в СССР существовали два контролирующих органа: Комитет партийного контроля, следивший за состоянием дел в партии, и Министерство государственного контроля, которое было отдаленно похоже на современную Счетную палату. Теперь оба этих органа объединились в одно могущественное ведомство, которое возглавил Шелепин. По совместительству он еще был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР.

При таких условиях Шелепин не мог не стать одной из ключевых фигур заговора против Хрущева. Именно он гарантировал невмешательство КГБ в конфликт генерального секретаря и его ближайшего окружения.

Вообще, Шелепин был обязан блестящей карьерой именно Хрущеву. Но, оценив расклад сил, решил, что на этот раз генсек не справится с оппозицией, зато его устранение открывает дорогу к власти самому Шелепину. По сути именно он должен был сменить Хрущева на посту.

Но здесь против него сыграло его могущество. Шелепин руководил мощной организацией, плюс де-факто контролировал через Семичастного еще и КГБ. Это была слишком сильная фигура, и у других участников заговора против Хрущева были резонные опасения, что, став первым, Шелепин играючи с ними справится и на все должности назначит своих "комсомольцев".

Хрущева отправляют на пенсию.

Поэтому ставку решено было сделать на максимально компромиссную и устраивавшую всех фигуру — Леонида Брежнева.

Железный Шурик против Брежнева

Поначалу после прихода Брежнева к власти все оставалось по-прежнему. Шелепин все так же был одним из самых могущественных политиков в стране. Вдобавок, в отличие от Брежнева, который не сразу подтянул в Москву на высокие посты доверенных людей, у Шелепина уже имелась своя команда на высоких постах. Не все они были выходцами из комсомола, но все равно считались "комсомольцами Железного Шурика", как прозвали Шелепина за строгость и некоторую аскетичность.

В эту группу входили: Николай Месяцев — председатель Гостелерадио, Владимир Семичастный — глава КГБ, Николай Егорычев — глава московского горкома, Вадим Тикунов — министр внутренних дел РСФСР. Также близки к Шелепину были руководитель ТАСС Дмитрий Горюнов и председатель Комитета по культурным связям с зарубежными странами Сергей Романовский.

Таким образом, в первый период Брежнева у власти самым влиятельным человеком все еще оставался Шелепин. Он контролировал телевидение, радио, часть прессы, КГБ, министерство внутренних дел крупнейшей союзной республики и самое мощное ведомство, имевшее широкие полномочия в том числе и по части партийного контроля.

Западные советологи открыто прочили Шелепина на роль следующего генерального секретаря, считая Брежнева лишь промежуточной фигурой. Сам он, однако, не предпринимал активных действий в первое время. Это позволило Брежневу укрепиться на посту генерального секретаря, постепенно расставить по высоким постам лояльных людей и тем самым защититься от возможных выпадов со стороны Шелепина, отношения с которым у Брежнева не сложились. Набиравший силу Брежнев потихоньку лишал противника могущества. В самом конце 1965 года Шелепин был снят с поста вице-премьера и главы Комитета контроля.

Брежнев выступает с докладом на XXIII Съезде КПСС, 1966 год. Фото: РИА Новости/Яков Халип

Вскоре произошло первое серьезное столкновение между Брежневым и Шелепиным из-за поста главы МВД. Брежнев пытался провести на этот пост своего старого днепропетровского приятеля Щелокова. Шелепин и Семичастный настаивали на том, что министром должен стать их протеже Тикунов, занимавший аналогичный пост в РСФСР. Они указывали на то, что Тикунов в отличие от далекого от органов Щелокова уже знаком со спецификой работы.

Однако этой кандидатуре воспротивились в Политбюро, где опасались усиления влияния Шелепина. В итоге пост достался Щелокову. Окрепший Брежнев решил сразу же дать Шелепину понять, что его амбиции пора укоротить. Через несколько месяцев после этого столкновения глава КГБ Семичастный был снят с поста и отправлен в почетную ссылку в УССР, где стал заместителем председателя Совмина.

Разгром Шурика

На летнем Пленуме ЦК 1967 года Шелепин предпринял попытку атаковать Брежнева через Егорычева. Глава Москвы должен был выступить с разгромной критикой положения дел в советских войсках, которые считались вотчиной Брежнева.

Егорычев выступил достаточно резко, обругав ставленника Брежнева маршала Гречко, возглавлявшего министерство обороны. Однако команда Брежнева предварительно провела беседы с членами Политбюро. Резкое выступление Егорычева не поддержали, Пленум завершился убедительной победой Брежнева.

Шелепин (третий слева) на вручении наград во Вьетнаме, 1966. Фото: Wikipedia

В наказание Егорычев был снят с поста и назначен заместителем министра сельхозмашиностроения. Сам Шелепин был вызван на встречу с Брежневым, где получил предложение, от которого не смог отказаться. Он должен был покинуть Секретариат ЦК и возглавить советские профсоюзы. Это было понижение даже не на один, а сразу на три разряда. Однако большинство Политбюро ясно дало понять, что предпочитает податливого и компромиссного Брежнева "железному Шурику".

Следом полетели головы всех шелепинских протеже. Несостоявшегося главу союзного МВД Тикунова отправили послом сначала в Румынию, а затем и вовсе в Верхнюю Вольту. Егорычева отослали послом в Данию. Месяцева — в Австралию. Горюнова отправили послом в Кению, а Романовского — в Норвегию.

Таким образом, буквально за несколько месяцев Шелепин, оставшийся в столице, полностью лишился всех своих людей. Теперь он был совершенно неопасен, и еще несколько лет ему позволили поруководить профсоюзами.

В 1975 году его сняли и с этого поста и назначили на совсем уж третьеразрядный пост зампреда Госкомитета по профессионально-техническому образованию. Там он и встретил свою пенсию.

Шелепин умер 24 октября 1994 года, пережив почти всех своих политических оппонентов. На короткое время ему удалось стать одним из самых могущественных политиков в стране. Амбициозный Шелепин, контролировавший ключевые ведомства и имевший крепкий политический клан, изначально выглядел явным фаворитом против мягкого и компромиссного Брежнева, который не производил впечатления человека с волей к власти.

Могила Шелепина на Новодевичьем кладбище. Фото: Wiki

Однако первое впечатление оказалось обманчивым. Брежнев легко выиграл это аппаратное противостояние. Шутками-прибаутками и показной обходительностью он обеспечил себе популярность в Секретариате ЦК и Политбюро, постепенно расставил на ключевые посты лояльных лично ему людей и по одному зачистил высшую номенклатуру от всех сторонников Шелепина, дерзнувших бросить ему вызов.