Статьи

Проклятое место: почему в России предали анафеме пост вице-президента

Проклятое место: почему в России предали анафеме пост вице-президента

16 сентября 1947 года родился Александр Руцкой — первый и последний вице-президент в истории России. Скопированная с американской политической системы должность вице-президента появилась сначала в СССР в 1990 году, а на следующий год возникла и в РСФСР/РФ. Однако обе попытки внедрить непривычную для местного политического ландшафта должность окончились тяжелейшими политическими кризисами. Евгений Антонюк рассказывает, почему в России так и не прижился "второй президент".

Отцы-основатели

Изначально пост вице-президента возник в США вскоре после провозглашения независимости. Должность задумывалась как компромиссная. Победивший кандидат в президенты брал в вице-президенты представителя проигравшей партии, чтобы никому не было обидно. Постепенно с развитием страны и изменением политического ландшафта менялась и суть этой должности. Со временем вице-президенты стали участвовать в выборах наравне с президентами — в качестве дуэта.

Функции вице-президента расплывчаты и меняются при каждом новом хозяине Белого дома. При одних вице-президенты были лишь "свадебными генералами" с сугубо церемониальными функциями. При других они становились вторыми лицами в государстве с широчайшими полномочиями. Все зависело от личности главы государства и степени его доверия к вице-президенту, ведь именно сам президент определял, какие именно функции он желает делегировать своему заместителю.

17-й президент США Эндрю Джонсон был вице-президентом при своем предшественнике Аврааме Линкольне | Фото: wiki

Товарищ президент

В СССР все было совсем иначе. Диктатура пролетариата не предусматривала всеобщих выборов главы государства. Введение должности президента обсуждалось и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе. Но каждый раз идею откладывали или категорически от нее отказывались. Прежде всего мешал тот факт, что советская идеология категорически отрицала "буржуазный" принцип разделения властей. Кроме того, пост президента нарушал сложившийся политический баланс в стране и был ненужной угрозой для генерального секретаря.

Первым лидером, решившимся на это, стал Михаил Горбачев. Правда, время он для этого выбрал не самое удачное. Страна была раздираема противоречиями, окраины начали отваливаться, возникло политическое насилие, усугубленное экономическим кризисом. В этих условиях Горбачев уповал на пост президента как на спасательный круг. Первые в советской истории всенародные выборы главы государства должны были придать ему мощный импульс: укрепить легитимность, поспособствовать централизации власти в условиях начавшегося распада, дать дополнительные полномочия.

В законодательстве изначально был заложен мощный компромиссный импульс. Оговаривалось, что президент СССР не сможет занимать свой пост более двух сроков, а кандидатом не может быть человек старше 65 лет. Таким образом Горбачев дважды декларировал, что он покинет пост главы государства по истечении полномочий, то есть осуществит то, чего не делал добровольно ни один советский лидер.

Изначально пост вице-президента вообще не предусматривался. Лишь через 9 месяцев после президентских выборов, в декабре 1990 года, в СССР был учрежден пост вице-президента как еще одно средство спасения пошатнувшейся популярности Горбачева.

Ельцин и Горбачев, 1990 год. Фото: ТАСС, Юрий Лизунов

Дело в том, что выборы, которые должны были укрепить власть Горбачева и добавить ему легитимности, сыграли скорее против него. Все из-за того, что в последний момент советский лидер проявил нерешительность. Существовали опасения, что Горбачев наберет слишком малый процент или вовсе проиграет выборы, поэтому в конце концов решено было "в порядке исключения" первые всенародные выборы президента не проводить, а заменить их голосованием среди депутатов. Вдобавок два конкурента Горбачева на президентский пост сняли свои кандидатуры.

Голосование среди депутатов за единственного и безальтернативного кандидата — это совсем не то же самое, что всеобщие выборы. Популярности Горбачеву этот политический финт не добавил. Плюс ко всему, свои собственные президентские посты по примеру центра решили ввести все оставшиеся союзные республики и даже некоторые автономии. В итоге вместо планировавшейся централизации начались прямо противоположные процессы.

Безликий вице-президент

Исправить ситуацию был призван вице-президент. По настоянию Горбачева депутаты проголосовали за создание этой должности. Функции будущего заместителя президента были сформулированы довольно расплывчато. Ему надлежало выполнять поручения президента и подменять главу государства в случае его болезни или отрешения от должности.

Наиболее вероятным кандидатом на роль вице-президента считался министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Горбачев вел очень активную внешнюю политику, и Шеварднадзе был едва ли не самым известным политиком в стране после него. Он регулярно мелькал на телеэкранах, был хорошо известен за границей, вдобавок имел хорошую прессу.

Однако Шеварднадзе, будучи политиком с мировой известностью, не горел желанием спасать рейтинг Горбачева, пусть они и считались соратниками. Но во многом декоративный пост вице-президента был слишком мал для амбиций такого политика, как он. Всего за 6 дней до выборов вице-президента Шеварднадзе устроил громкий демарш. Он публично выступил с обличительной речью, заявив об "угрозе для демократии и наступлении тоталитаризма", после чего объявил о выходе из партии. После этого демарша Горбачев уже не мог назначить на этот пост своего фаворита.

Шеварнадзе и Горбачев | Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

В прессе замелькали другие фамилии наиболее вероятных кандидатов: Примаков, Станкевич, Явлинский, Рыжков, Назарбаев. Последний сразу же взял самоотвод, заявив, что ему и в Казахской ССР очень хорошо и никуда он не собирается.

В итоге выборы вице-президента превратились в нетривиальную задачу. Нужно было найти лояльную и надежную фигуру, которая не начнет интриговать против президента. При этом было желательно, чтобы эта фигура была популярной и авторитетной. Однако молодые и амбициозные лидеры не желали идти на должность с расплывчатыми полномочиями, рассчитывая поймать журавля в небе. А лояльные кандидаты были слишком безликими.

В итоге ко всеобщему удивлению на пост вице-президента был выдвинут Геннадий Янаев, мало кому известный. Выходец из комсомольской и профсоюзной систем мало кого удовлетворил, на первом голосовании депутаты провалили его кандидатуру, он не набрал даже 50%. Только со второго раза, после вмешательства Горбачева, Янаев был утвержден на должность, получив 55% голосов.

Назначение Янаева вызвало замешательство в СССР, а западные советологи вслух заговорили о тяжелейшем политическом кризисе, поразившем советскую систему, и пророчили на ближайшее будущее новый 1917 год.

Блин комом

Эксперты не ошиблись в своих прогнозах. Следующий год действительно стал последним в истории СССР, а недавно избранный вице-президент Янаев сыграл в этих событиях решающую роль. 19 августа 1991 года ГКЧП предпринял попытку отстранить Горбачева, воспользовавшись его отъездом в Крым. ГКЧП состоял из нескольких министров, которые попытались воспользоваться оставленной в законодательстве лазейкой. По закону вице-президент имел право заменять президента в период его болезни. Изолированный в Крыму Горбачев был объявлен больным, а обязанности президента возложил на себя Янаев. Де-факто на протяжении двух последующих дней именно Янаев исполнял обязанности президента. Случилось то, чего опасались всегда: заместитель взбунтовался против своего руководителя. И это при том, что сам Янаев считался достаточно посредственным политическим лидером без сильных политических амбиций и яркой выраженной воли к власти.

Пресс-конференция ГКЧП 19 августа 1991. Янаев второй справа. ФОТО: ИТАР-ТАСС

После провала ГКЧП Янаев был отстранен от должности вице-президента. Нового так и не назначили. На протяжении трех месяцев вплоть до распада СССР эта должность оставалась вакантной, а после распада ушла в небытие вместе со страной. Однако в России пост вице-президента сохранился, хоть и ненадолго.

Первый и последний вице-президент России

В РСФСР пост президента появился уже после союзного и при других обстоятельствах. В отличие от Горбачева, в последний миг решившего осторожничать, Борис Ельцин осознавал свою популярность и был уверен в себе. Поэтому в России выборы президента были всеобщими, а не кулуарными. Некоторые принципы выборной системы были скопированы у США, поэтому президент избирался сразу на пять лет, а в связке с ним шел вице-президент.

Идея создания поста вице-президента принадлежала лично Ельцину. При этом сам он видел в своем заместителе прежде всего доверенного соратника, который станет его правой рукой. Наиболее вероятным кандидатом на пост вице-президента считался Геннадий Бурбулис, который на тот момент входил в число главных соратников Ельцина. В обойму кандидатов входили также Анатолий Собчак и Гавриил Харитонов.

Однако окружение Ельцина отговорило его от этого шага. Ему предстояло участвовать в выборах, причем его ключевой противник Николай Рыжков пользовался поддержкой компартии. Советники Ельцина уговаривали его внести раскол в стан противника и взять вице-президентом наиболее приемлемую кандидатуру из коммунистического лагеря, чтобы отобрать у оппонентов голоса. Ельцин долго размышлял и в конце концов в самый последний момент остановил выбор на Александре Руцком — лидере фракции "Коммунисты за демократию", который ранее неоднократно поддерживал Ельцина в политических конфликтах.

Руцкой и Ельцин

В июне 1991 года Ельцин и Руцкой победили на выборах, почти в 3,5 раза обогнав ближайших конкурентов. Уверенная победа Ельцина на всеобщих выборах сделала его фигурой, равной Горбачеву, если не превосходящей его. Однако два амбициозных политика, победивших на этих выборах, не смогли ужиться в одной лодке.

Отношения между президентом и заместителем начали стремительно ухудшаться еще до распада СССР. Руцкой в штыки принял новое правительство Гайдара и беспощадно бичевал рыночные реформы. Уже к 1992 году он был фактически устранен от всех политических полномочий, Ельцин доверил ему курировать сельское хозяйство и заниматься борьбой с коррупцией.

Однако на фоне ухудшившихся отношений Руцкой попытался использовать должность главы Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией против самого Ельцина и его выдвиженцев. Вице-президент то и дело делал громкие заявления о причастности того или иного президентского выдвиженца к коррупции. Знаменитая фраза Руцкого про "11 чемоданов компромата", собранного им против самых влиятельных членов ельцинской команды, стала одним из главных политических мемов 90-х.

В своей борьбе с Ельциным Руцкой опирался на оппозиционный Верховный совет, который в условиях политической неразберихи никак не мог поделить власть с президентом. Благодаря этому Руцкой превратился из назойливой, но незначительной фигуры, которую можно потерпеть, в опаснейшего противника, которым нельзя пренебрегать.

К 1993 году Руцкой последовательно был лишен всех рычагов власти и в начале сентября 1993 года отправлен в отставку. Он и вставшие на его сторону Верховный совет и Конституционный суд президентский указ об отставке не признали. 21 сентября события устремились к развязке. Ельцин своим указом распустил парламент. Тот президентский указ не признал и при поддержке Конституционного суда объявил Ельцина отрешенным от должности за попытку государственного переворота. Согласно действовавшей Конституции, президентом России стал Руцкой, который от имени президента начал издавать собственные указы.

Обстрел Белого дома. Фото: КП, Владимир Веленгурин

Однако президентство Руцкого не признал Ельцин. Ситуация накалилась до предела, сторонники вице-президента Руцкого и парламента устремились на улицы, сам Руцкой в прямом эфире обращался к военным летчикам как президент, приказывая им "бомбить Кремль", и призывал армию перейти на его сторону.

Фактическое двоевластие просуществовало две недели. 3-4 октября произошла кровавая развязка конфликта. Городские бои на улицах закончились победой Ельцина, которую предопределила поддержка силовиков. Новая Конституция РФ, принятая вскоре после этих событий, уже не предусматривала поста вице-президента.

Проклятое место

Попытки скопировать американскую систему не удались. Но почему система, которая не давала сбоев за 2,5 века существования в США, не заработала в России?

Прежде всего это связано с тем, что и в СССР, и в РФ пост вице-президента появился в чрезвычайных обстоятельствах. Он призван был решить сиюминутные задачи: увеличить популярность лидера, отобрать голоса у конкурентов и т.д. При этом в политическую систему он по сути не был встроен и нарушал и без того хлипкий баланс. С политической точки зрения он был не только бесполезен, но и вреден. В США не существует должности премьер-министра, поэтому вице-президент является вторым лицом в государстве. Однако и в СССР, и в России были главы правительства, и по законодательству именно они считались вторыми лицами в государстве. Де-юре вице-президент становился вторым лицом в стране, однако фактически по совокупности полномочий фигура премьера все равно была гораздо более весомой. Вице-президент в этих условиях оказывался пятым колесом в телеге — с неопределенными полномочиями, зато с огромной легитимностью (он избирался всеобщим голосованием, как и президент, тогда как премьер назначался).

Фото: Архив Свердловской области

При этом все это происходило на фоне серьезных политических кризисов и ослабления власти. В этих условиях "второй президент" с громко звучавшей должностью и почти президентской легитимностью, но минимумом политических полномочий автоматически превращался в главную точку притяжения всей оппозиции, кого не устраивал "первый президент". Тем более, что по Конституции именно к нему переходила власть в случае болезни или отставки президента. Потенциальная опасность от существования этой должности быстро стала перевешивать потенциальную пользу. Тот факт, что вице-президент избирался на выборах наравне с президентом, разжигал политические страсти даже в самых тихих заместителях. Даже самый неамбициозный вице-президент в конце концов начинал играть в свою игру или же его втягивали в эти игры противники президента. Возможно, в условиях устойчивой и стабильной политической системы все эти недостатки были бы сглажены, однако опыт оказался настолько травмирующим, что рисковать после двух неудачных попыток больше никто не хотел.

В феврале 1994 года Ельцин амнистировал обоих вице-президентов СССР и РФ. За два месяца до этого вступила в силу новая Конституция РФ, в которой пост вице-президента уже не предусматривался. После двух неудачных попыток внедрения пост был предан анафеме. С тех пор идея возрождения этого поста ни разу всерьез на высоком уровне не обсуждалась — настолько травмирующим оказался опыт начала 90-х годов.