Крупнейшая турецкая фирма наземного обслуживания самолётов Havaş сообщила, что ее специалисты не смогут не только ремонтировать, но и заправлять лайнеры, попавшие в американские санкционные списки – это как Boeing производства США, так и несколько Airbus, в которых доля американских компонентов и технологий превышает 25%. Эксперты не исключают вероятности полного закрытия Турции для российских воздушных судов, пишет Forbes.
14 февраля закончилось время переговоров хэндлинговой компании Havaş с российскими партнерами. Еще 31 января гендиректор Мете Эрна разослал письмо отечественным перевозчикам о том, что Havaş может "оказаться не в состоянии обслуживать некоторые или все" их рейсы. Так, обслуживание самолетов, летящих в РФ и Белоруссию и собранных с применением американских технологий более чем на 25%, является нарушением правил американского экспортного контроля.
Под ограничения попали 90 лайнеров крупнейшего эксплуатанта самолетов американского и европейского производства в России "Аэрофлота", в списке также есть воздушные суда грузовой авиакомпании AirBridgeCargo, Azur Air, iFly, Pegas Fly, "Победы", "России", S7, UTair, "Уральских авиалиний", Red Wings, Nordwind и "Ямала", а также "Белавиа" из Белоруссии, Iran Air и Mahan Airlines из Ирана.
Зампредседателя общественного совета ПАО "Аэрофлот" Борис Рыбак заявил, что решение Havaş зависит от ряда причин: результатов весенних президентских выборов в Турции, решения республики о продолжении евроинтеграции, желания ЕС и США включать экономические рычаги.
"Если Европа не захочет или не сможет летать в Турцию, то Турции придется не сладко. Возможно политическое давление: осложнение эмиграции из Турции. Или ограничения в экономических отношениях", – спрогнозировал он.
В интервью Forbes пожелавший остаться анонимным топ-менеджер крупной туристической компании выразил озабоченность происходящим, отметив важность для отечественных путешественников турецкого направления. По словам собеседника издания, Турция и раньше получала предупреждения из США, и оттого "удивительно, почему они, по крайней мере пока, так спокойно себя ведут",
"За прошлый год из России в Турцию отправилось 5,2 млн человек и еще примерно 2 млн летели транзитом через Турцию в другие страны. Это очень существенные цифры, потому что в 2021 году на турецком направлении было всего 4,7 млн. Такой поток чувствителен и для российского рынка, и для турецкого", – констатировал представитель рынка.
Вашингтон настаивает, чтобы Анкара запретила авиакомпаниям из РФ летать в Турцию и обратно. США также требуют у турецкой стороны прекратить обслуживание самолетов американского производства, принадлежащих российским авиалиниям. Американские чиновники уже пригрозили республике уголовными преследованиями, штрафами, а также отменой экспортных привилегий. Турецким компаниям дали срок до 14 февраля, однако он был негласно продлен из-за разрушительного землетрясения, унесшего жизни свыше 40 тысяч жителей Турции.
С конца февраля прошлого года Британия, Соединенные Штаты, Евросоюз и другие страны ввели ограничительные меры на полеты российских авиаперевозчиков. ЕС запретил экспорт в РФ товаров и технологий, которые применяются в авиационном и космическом секторах. В то же время авиакомпании из США и стран Евросоюза начали лоббировать отмену санкций против авиационной отрасли России. Перевозчикам особенно важно добиться открытия воздушного пространства для рейсов гражданской авиации.
Ранее России удалось оформить более 300 самолетов для легальных полетов за рубеж. Среди лайнеров 150 Boeing и Airbus, а также несколько десятков бизнес-джетов Embraer, Bombardier и Gulfstream. Вместе со 150 российскими Superjet 100 за рубеж сегодня может летать практически 50% парка отечественных перевозчиков.