Введение режима повышенной готовности в Москве и других регионах России породило массу мифов о том, что он собой представляет и чем отличается от ЧС и ЧП. Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло разбирается, в чем разница чрезвычайных режимов от текущего положения, какие права и обязанности дает каждый из них и можно ли гражданам сейчас не исполнять обязательства перед банками.
Как часто бывает в подобных случаях, введение режима повышенной готовности из-за распространения коронавирусной инфекции "мобилизовало" большое количество экспертов без юридических компетенций, которые стали призывать к введению то режима чрезвычайной ситуации, то режима чрезвычайного положения. Мотивировалось это тем, что государство в таком случае будет обязано взять на себя все обеспечение граждан, а сами они могут не платить кредиты и не исполнять другие обязательства. Явно люди не понимают, в чем разница между режимами повышенной готовности, ЧС и ЧП.
Режим повышенной готовности, ЧС и ЧП: отличия
Пункт 6 статьи 4.1 закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает три режима:
- повседневный (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
- повышенной готовности (если такая угроза существует);
- чрезвычайной ситуации.
Самый легкий из этих режимов — режим повышенной готовности, который действует сейчас. При нем вмешательство государства в права и свободы граждан минимально. Основная задача, которая ложится на государственные органы, — не допустить перехода к чрезвычайной ситуации.
В режимах повышенной готовности и ЧС государство может:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;
- приостанавливать деятельность организаций, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и иных граждан;
- осуществлять иные меры, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина, создавать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Разница между режимом повышенной готовности и ЧС заключается в режиме работы органов власти и ограничениях, которые накладываются на граждан. Режим ЧС неоднократно вводился в различных регионах России — в связи с наводнениями, пожарами и т.п. Следует отличать режим ЧС от режима чрезвычайного положения (ЧП), к введению которого призывают некоторые граждане, не понимая последствий лично для себя.
Режим чрезвычайного положения предусматривает гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан.
При ЧП власти вправе:
- принудительно переселять граждан;
- мобилизовывать трудоспособное население;
- отстранять от работы в экстренном порядке руководителей государственных и негосударственных организаций;
- изымать имущество граждан;
- запрещать выборы;
- ограничивать свободу собраний и т.д.
Дают ли право "чрезвычайные" режимы не исполнять обязательства
Согласно гражданскому законодательству, наличие обстоятельств непреодолимой силы освобождает должника от ответственности за неисполнение обязательств. К обстоятельствам непреодолимой силы относят: природные катаклизмы, войны и прочие явления, которые стороны бессильны преодолеть. Полного списка "форс-мажора" не существует, каждая ситуация оценивается отдельно.
Формально в Москве коронавирус признан обстоятельством непреодолимой силы согласно указу мэра Москвы от 16.03.2020 года:
Пункт 13: Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
Но дает ли это основание не исполнять все обязательства?
Не все так однозначно. Именно должник в суде обязан доказать, что других способов исполнить обязательство у него не было. Например, если должник-предприниматель не вернул кредит, ссылаясь на ограничения в период коронавирусной эпидемии, он должен будет доказать, что эта ситуация повлекла категорическую невозможность исполнения обязательства. То есть если у должника имелось другое имущество либо деньги, за счет которых он мог погасить долг, то освобождать его от ответственности суд не будет.
Кроме того, согласно разъяснениям Верховного суда, "наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали". Таким образом, по прошествии времени обязательство придется исполнить в полном объеме. Максимум, на что может рассчитывать должник, — снижение штрафов за нарушение договора.
Это относится и к уплате налогов. Те послабления, которые сейчас введены государством, следует рассматривать исключительно как меры добровольной поддержки населения.
Как мы видим, закон не позволяет в период ЧС массово не исполнять принятые на себя обязательства. В ином случае экономика бы просто не выдержала: невозврат кредитов повлек бы за собой массовое банкротство банков, а развал банковской системы ударил бы по интересам всех и каждого и привел бы к государственному дефолту.
Что касается утверждения, что государство в период ЧС снимает с граждан обязанность обеспечивать себя продуктами, деньгами, выплачивает всем компенсации, то оно также не имеет ничего общего с законом.
Законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда может быть оказана материальная поддержка. Это исключительные случаи, когда гражданин лишается своего жилья в результате террористического акта, катастрофы либо становится жертвой наводнения или другого природного катаклизма. Распространение коронавирусной инфекции хоть и представляет опасность для людей, но не влечет таких разрушительных последствий. Поэтому в данной ситуации государство оказывает поддержку только реально нуждающимся гражданам, а не всем подряд.
Мечты о введении режимов ЧС и ЧП в расчете на то, что можно будет не платить кредиты и перестать себя обеспечивать, — результат заблуждений. Как мы видим, в период ЧС и ЧП на граждан могут быть наложены серьезные ограничения, по сравнению с которыми существующие покажутся просто "цветочками". Что вы скажете, если государство заберет ваш автомобиль для передвижения волонтеров или экстренных служб?
Обязательства должникам все равно придется исполнять — если не сейчас, то чуть позже, когда жизнь войдет в нормальное русло. Ущерб от жестких ограничений будет гораздо больше, чем несущественная выгода от отсрочки исполнения обязательств.