2018 и 2019 годы запомнятся в истории авиации громкими скандалами с фирмой Boeing: в модели 737 MAX выявили серьезные дефекты. Одна из двух катастроф этого лайнера, унесшая жизни 189 человек, произошла из-за ошибок в работе системы MCAS (система улучшения характеристик управления самолетом). Пока продолжается расследование второй трагедии со 157 погибшими, сотрудники компании ругают руководство за наплевательское отношение к качеству продукции. Трагедии в 2019 году все еще списывают на так называемый "человеческий фактор" — халатность, глупость, самонадеянность и т.д. Ruposters рассказывает об авиационных катастрофах, произошедших исключительно или по большей части из-за безответственности людей в воздухе и на земле.
1973. Катастрофа Ту-104А под Читой
Если судить по официальным сводкам и советской прессе, можно прийти к выводу, что с терроризмом в СССР все обстояло как и с сексом — его попросту не было. В действительности в истории страны насчитываются десятки попыток угона или взрыва самолетов. Все они тщательно засекречивались. Значительная часть атак на объекты авиации была связана с мечтой покинуть пределы Союза. Так случилось и в 1973 году, когда 32-летний уроженец Кировабада Чингис Юнус-оглы Рзаев решил бежать из "великого и могучего" в Китай.
Мужчина тщательно подготовился к нападению. Работая в дорожно-строительном управлении, бывший сапер смог запастись некоторым количеством взрывчатки, после чего соорудил бомбу и купил билет на рейс "Иркутск – Чита".
Все детали произошедшего на борту не будут выяснены уже никогда: не долетев до аэропорта назначения, самолет взорвался в воздухе и рухнул. Погиб 81 человек, то есть все на борту. Очевидцы на земле запомнили чудовищные подробности: с неба падали не только детали обшивки, но и люди. Почему бомба была приведена в действие, хотя целью угонщика было в первую очередь бегство?
Следствию удалось выяснить, что катастрофы можно было бы избежать, если бы не один из пассажиров. Когда боевик объявил о своих требованиях, присутствовавший на борту младший лейтенант милиции Владимир Ежиков решил проявить героизм, уличил момент и выстрелил в Рзаева из табельного оружия. И хотя ранение оказалось смертельным, террорист все же успел активировать бомбу.
Могли бы события развиваться по-другому? По всей видимости, да — это был не единственный угон самолета в Советском Союзе. За три года до этого отец и сын Бразинскасы смогли бежать в Турцию, захватив летевший в Сухуми Ан-24Б. Террористы убили бортпроводницу, ранили командира воздушного судна, штурмана и бортмеханика. В Турции их осудили, но затем амнистировали. Спустя некоторое время Бразинскасам удалось получить убежище в США. Укрывательство убийц еще долгие годы отравляло отношения между Москвой и Вашингтоном, однако в этом случае пассажиры остались живы.
1974. Катастрофа DC-10 под Парижем
Если гибель советского Ту-104А стала следствием нелепого стечения обстоятельств и было бы трудно обвинять в ней выполнявшего свой долг милиционера, то произошедшее в Европе на следующий год крушение лайнера DC-10 вполне однозначно описывается двумя словами: вопиющая некомпетентность.
Самолет McDonnell Douglas DC-10 летел по маршруту Стамбул-Париж-Лондон. Ничего не предвещало беды, но вдруг диспетчеры увидели, что точка на радаре разделилась надвое. Спустя несколько секунд в наушниках раздались аварийные сигналы падения давления и превышения скорости, через которые пробилась едва разборчивая фраза: "Фюзеляж взорвался". Лайнер исчез с радаров.
Катастрофа оказалась чудовищной: при наборе высоты в самолете прозвучал громкий хлопок и часть пассажиров вылетели наружу вместе с креслами. DC-10 начал крениться и с огромной скоростью понесся к земле. Падение продолжалось около минуты, после чего самолет рухнул в лес. Его обломки разлетелись на площадь около 70 тысяч квадратных метров. Все погибли.
Расследование быстро установило, что причиной трагедии стали не взрыв, не столкновение и даже не ошибка пилотов. Самолет разрушился из-за открывшейся в полете двери грузового отсека. В ходе следствия выяснилось, что ремонтники неверно истолковали инструкции от производителя — как раз во избежание таких случаев они должны были усилить дефектный механизм замка, но вместо этого ослабили его. Это стоило жизни 346 людям.
1984. Катастрофа Ту-154 под Красноярском
Силовая установка Ту-154 состоит из трех двигателей: два размещены по бокам хвостовой части, а один внутри нее, по центру. Когда вечером 23 декабря 1984 года у самолета, выполнявшего рейс SU-3519 "Красноярск-Иркутск", загорелся один из крайних движков, 27-летний бортинженер Андрей Ресницкий не понял, что именно произошло. Мигали сразу 11 индикаторов неисправности силовой установки, самолет также активировал одну из очередей пожаротушения. Пилоты стабилизировали машину и начали думать, что делать дальше.
Первоначально считалось, что загорелся двигатель №2, центральный. Бортинженеру дали команду его отключить и связались с аэропортом, запросив аварийную посадку. Вскоре Ресницкий увидел ошибку и отрапортовал, как обстояли дела на самом деле: левый двигатель (№1) работает, центральный двигатель (№2) выключен (на самом деле он работал на малой мощности), правый двигатель (№3) горит. Инженер вручную включил систему пожаротушения и отключил загоревшийся мотор, но впопыхах забыл перекрыть поступление топлива. В результате были использованы все три очереди пожаротушения, но результатов это не дало: керосин продолжал поступать к горящему движку, огонь распространился к еще исправному двигателю №2. Именно в этот момент было решено… запустить его.
Спустя минуту экипаж осознал, что теперь у самолета пылают уже два движка. Было решено вновь выключить двигатель №2, но Ресницкий снова забыл перекрыть топливный кран. Остановить пожар было уже невозможно. Пилоты попытались посадить лайнер на двигателе №1, однако из-за пламени отказали системы управления. Самолет критически накренился и рухнул в нескольких километрах от полосы. Погибли 110 человек, включая 7 членов экипажа, при этом одному из пассажиров чудом удалось выжить.
1984. Катастрофа Ту-154 в Омске
Эта авиакатастрофа считается наиболее крупной в истории России по числу жертв: из 179 находившихся на борту людей выжили лишь пятеро. Трагедия произошла при посадке: лайнер успел коснуться земли и буквально в следующие секунды врезался в снегоуборочные машины. Обе они вспыхнули, поскольку имели емкости с керосином по 7,5 тонн, а Ту-154 тем временем развернуло и изуродовало от удара. Самолет протащило к зданию аэропорта, где он и сгорел вместе с пассажирами. Погибли также 5 бортпроводников и 4 работника наземных служб. Пилотам и одному пассажиру удалось спастись.
Как получилось, что огромный лайнер врезался в аэродромную технику? За некоторое время до катастрофы авиадиспетчер дал разрешение на выезд машин на ВПП, не включив табло "Полоса занята", после чего заснул на рабочем месте. Пилоты могли бы сами предотвратить трагедию, если бы не ряд факторов: в этот день было дождливо, моросящий осадок создавал эффект светового экрана, а аэродромная техника работала без маячков и радиостанций. Виновные получили от 12 до 15 лет тюрьмы.
1986. Катастрофа Ту-134 под Куйбышевым
Если в предыдущем случае можно говорить о хрестоматийном примере безответственности наземных служб, то тут речь пойдет об "отличившихся" пилотах. Порою большой опыт добавляет летчикам излишней самоуверенности.
20 октября 1986 года Ту-134, выполнявший рейс "Свердловск-Грозный", совершил "жесткую" посадку. Из-за больших перегрузок у самолета надломились шасси, он проскользил по взлетно-посадочной полосе порядка трехсот метров, после чего потерял крыло, разломился надвое и загорелся. Из 85 пассажиров и 8 членов экипажа выжить посчастливилось 24-м людям. Настоящие причины катастрофы шокировали всех: командир экипажа Александр Клюев поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолет вслепую, по приборам. Для этого он закрыл шторками все окна. Несмотря на хорошие метеоусловия и большой опыт у КВС, он ошибся в расчетах, эксперимент завершился трагично.
По иронии судьбы виновник аварии получил в два раза меньше, чем фигуранты предыдущего дела. Изначально суд приговорил Клюева к 15 годам, но затем смягчил приговор до 6 лет. Второй пилот погиб, спасая пассажиров.
Многим известен аналогичный по уровню безответственности случай, произошедший спустя 8 лет. В 1994 году в кабине Airbus A310 оказались двое детей одного из пилотов и его друг, тоже летчик. 13-летней девочке и 15-летнему подростку дали посидеть за штурвалом.
Экипаж был уверен, что при включенном автопилоте ничего не угрожает, но система отключилась. Самолет начал крениться, о чем сам подросток сообщил отцу. Оказалось, что пилоты попросту не были знакомы с лайнером, поэтому некоторое время они не понимали, что происходит, пока не начались критические перегрузки. Все это время юноша оставался в кресле пилота и пытался выполнять команды, которые ему отдавали сразу три пилота. В какой-то момент, когда ситуация была уже критической, лайнер все-таки удалось вывести из падения и стабилизировать. Командир судна наконец занял свое место и все выдохнули. Зря: оказалось, что высота была критично потеряна, поэтому спустя несколько секунд самолет врезался в сопку, задев верхушки деревьев, а затем разрушился и рухнул рядом с поселком под Междуреченском. Погибли все 75 человек на борту.
1989. Катастрофа Boeing-737 в Кегворте
Ситуации, когда в полете загорался один из двигателей, а экипаж не мог определить, что именно происходит с силовой установкой, происходили и за рубежом. Если в случае с Ту-154 из самолета сложно визуально определить, где произошло возгорание, то этот инцидент с Boeing-737 иначе как абсурдным не назвать — двигатели там подвешены к крыльям и хорошо просматриваются из салона.
В 1989 году у рейса BD092 из Лондона в Белфаст вскоре после взлета начались проблемы с двигателем №1 — произошло отделение лопасти компрессора. Ситуация сопровождалась чрезвычайными вибрациями и задымлением, что повлияло на работу бортовых систем. Командир воздушного судна решил, что произошел отказ двигателя №2, его поддержал и второй пилот, сориентировавшись по неверным данным приборов. Движок был отключен, подача топлива к нему прекратилась, а задымление кабины по случайному совпадению как раз снизилось. Пассажирам объявили, что самолет будет заходить на аварийную посадку из-за проблем с правым двигателем. Никто из них не сказал, что горит на самом деле левая установка, хотя многие это видели.
Свою ошибку экипаж понял, только когда заходил на посадку, — двигатель №1 на тот момент перестал работать окончательно. Была произведена попытка перезапустить двигатель №2, но времени уже не оставалось. Лайнер ударился о землю на скорости немногим выше 212 км/ч и разрушился. 47 человек погибли, 73 были серьезно травмированы. Пилотов первоначально объявили героями, но затем наоборот возложили на них вину.
2008. Катастрофа Boeing-737 в Перми
Хотя и трудно соревноваться в безответственности с пилотом, решившим посадить самолет на спор вслепую, в 2008 году такая попытка была совершена. 14 сентября неподалеку от аэропорта Перми рухнул Boeing 737-505, выполнявший рейс из Москвы. Авиакомпания "Аэрофлот-Норд" сразу заявила о большом опыте у экипажа, однако следствие выявило ряд грубейших ошибок и со стороны компании, и со стороны летчиков.
Неладное пассажиры заметили еще до взлета. Одна из летевших на этом злополучном рейсе отправила SMS знакомому, заявив, что командир судна разговаривает как "совершенно пьяный человек". Было установлено также, что он толком не отдыхал в предыдущие три дня и не успел набрать летную форму. Разбирая записи переговоров и данные приборов, следователи установили: КВС Родион Медведев пребывал в неадекватном состоянии, путал названия эшелонов, постоянно матерился, а когда высота составляла всего 1200 м, вовсе схватился за штурвал и сделал "бочку". Такого маневра гражданский лайнер "простить" не смог и вскоре рухнул.
В первые годы выдвигались самые разные версии крушения. Эксперты нашли у самолета некоторые неполадки, пилотов даже объявляли героями за то, что увели машину от жилых домов. Однако со временем становилось все очевиднее, что смерть всех находившихся на борту 87 человек лежит на совести погибшего командира судна. Против него несколько раз открывали уголовное дело, но хода оно не получило в связи со смертью подозреваемого. В конце 2012 года, спустя 4 года после трагедии, следствие окончательно поставило в этом деле точку, признав пилота единственным виновным.