Статьи

За что лишили регистрации партию Навального

За что лишили регистрации партию Навального

Вчера Минюст объявил об отмене регистрации Партии Прогресса, в связи с тем, что Партия не успела зарегистрировать в установленный срок региональные отделения.

Это решение уже вызвало бурю негодования со стороны Навального** и его сторонников, обвинивших Минюст в нежелании допустить партию к выборам. Разберемся в доводах сторон.

После того, как стало известно о решении Минюста, Навальный*** сразу же заявил о том, что Минюст не имел права отменять регистрацию партии, так как закон это дозволяет сделать "только в судебном порядке".

Разумеется, это прямая ложь. Пункт 6 статьи 15 ФЗ "О политических партиях" говорит следующее: "В случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного органа исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей".

Юристы Навального** (у которых квалификация повыше, чем у их шефа) озвучивают другую версию. По их мнению, Партия Прогресса зарегистрировала 44 региональных отделения к 02 октября 2014 года. Не имеет значения, что при этом был пропущен 6-месячный срок, ведь суды по регистрации отделений продолжались, а пункт 7 статьи 15 ФЗ "О политических партиях" предусматривает продление срока регистрации отделений, если отказ в регистрации обжалуется в суде.

Юристы Навального** трактуют положение закона таким образом, что оно якобы распространяется на регистрацию всех отделений Партии в целом. Это весьма удивительная трактовка закона. Получается, что до окончания всех судебных споров по Партии ее регистрацию нельзя отменить, и не имеет никакого значения, в скольких случаях отказ Минюста признан незаконным. То есть, пока есть хоть один незавершенный суд, можно судиться хоть до скончания века, и одновременно участвовать в выборах. При этом можно проиграть большую часть судов, но это не имеет никакого значения.

Минюст трактует положение закона иным образом, распространяя норму о приостановлении сроков не на все региональные отделения в целом (такого понятия, как совокупность региональных отделений, в законе нет), а на каждое отделение. По этой логике получается, что срок регистрации отделений был пропущен еще ранее, но выигранные Минюстом решения по судам вступили в законную силу только на днях, что и послужило основанием для окончания срока для регистрации.

При этом, юристы Партии говорят, что есть еще 2 судебных процесса, в которых оспаривается отказ Минюста в регистрации региональных отделений, и до их окончания нельзя отменять регистрацию. На это опять-таки можно возразить, что юристы трактуют положение закона расширительным образом. Если встать на их позицию, то 6-месячный срок вообще теряет смысл.

Его можно продлевать бесконечно, вновь и вновь подавая документы на регистрацию региональных отделений и обжалуя в суд отказы Минюста в регистрации. Таким образом, получается полный абсурд, а значит, правильной является противоположная позиция Минюста.

Осталось выяснить вопрос, почему Партия не справилась с регистрацией региональных отделений в срок. Главная причина - это элементарные, детские ошибки при регистрации. Так всегда бывает, когда за дело берутся непрофессионалы.

Еще год назад я рассказывал об одной такой истории, о которой узнал от моего товарища в одном из региональных управлений Минюста.

Когда регистрировали отделение в Ставропольском крае, Ашуркова как ответственное лицо забыли наделить полномочиями по его созданию. Он был уполномочен лишь на подачу и заверение документов о регистрации партии в целом, хотя закон четко разделяет эти два понятия.

Но может быть, власть просто боится Партию Навального**, которая имеет высокий электоральный рейтинг и имеет все шансы взять власть? По признанию самого Навального, у Партии рейтинг колеблется от 1 до 2 процентов. При этом следует учитывать, что у Навального** самый высокий анти-рейтинг и самый низкий рейтинг доверия граждан - 0,1 (!) процент.

Можно ли всерьез говорить о какой-то "угрозе" при таких обстоятельствах? Более того - в результате принятого решения об объединении оппозиции в структуру РПР-Парнас и выдвижения оппозиционеров по ее спискам, Партия Прогресса вообще теряет какое-либо самостоятельное значение.

  • * лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга