Некоторые китайские экспортеры и платежные агенты начали создавать отдельные юридические лица для работы с российскими партнерами, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источники в сфере платежей Китая.
Многие крупные компании КНР открывают дочерние компании внутри страны для работы на конкретных зарубежных рынках, поясняют собеседники. Такая практика объясняется опасениями попасть под вторичные санкции США и желанием взаимодействовать с клиентами из РФ более осторожно, говорит представитель юридической фирмы Amond & Smith Иван Тихоненок.
Источник на финансовом рынке отмечает, что китайские банки стремятся снизить риски, связанные с работой с Россией, и при этом сохранить возможность обрабатывать платежи по сделкам с российскими контрагентами. Через отдельные юрлица платежи могут как проходить без проблем, так и задерживаться и возвращаться обратно.
Старший партнер юрфирмы О2 Consulting Татьяна Сафонова предупредила, что чем дольше сохраняются санкционные режимы и текущая политическая ситуация, тем больше страны погружаются в проблемы с платежами, поставками и логистикой. Рано или поздно сложности начинают возникать не только у тех, кто попал под санкции, но и у стран, эти санкции вводивших, поскольку мировая экономика слишком взаимосвязана.
По данным Главного таможенного управления Китая, торговля между Россией и Китаем понемногу растет, несмотря на санкции: в августе импорт из КНР вырос на 2,7% по сравнению с июлем, а экспорт — на 17,7%.
Не так давно импортеры вновь пожаловались на проблемы с платежами через турецкие банки, которые российские компании используют в качестве транзитных для операций с третьими странами.
В декабре 2023 года президент США Джо Байден подписал указ о вторичных санкциях против компаний из третьих стран, поставляющих оборудование в интересах российского ВПК или помогающих РФ обходить действующие ограничения. После этого начала появляться информация о проблемах с платежами, в том числе в национальной валюте, при расчетах с Турцией, Китаем, ОАЭ, Казахстаном и другими дружественными и нейтральными странами. Это привело к падению экспорта из КНР в Россию и проблемам с расчетами за российскую нефть.
Новые проблемы с трансакциями у российских банков начались после введения Штатами дополнительных ограничений в июне. Вашингтон расширил порядок применения вторичных санкций и определение военно-промышленной базы России, из-за чего под санкционные меры попали практически все организации, которые оказались под рестрикциями после начала СВО. Это привело к проблемам в торговле с Китаем даже в национальных валютах.