Статьи

Фельгенгауэр по-американски: как в США атаковали журналистов за облучение мозгов

Фельгенгауэр по-американски: как в США атаковали журналистов за облучение мозгов

23 октября можно назвать настоящим "черным понедельником" для редакции "Эха Москвы". Замглавреда радиостанции Татьяна Фельгенгауэр****** оказалась жертвой нападения слушателя. 48-летний гражданин Израиля Борис Гриц, утверждавший, что он имеет некую телепатическую связь с ней, проник в редакцию и ударил журналиста ножом в шею. Некоторые сравнили эту историю со случаем нападения на американского ведущего CBS Дэна Разера. Малек Дудаков рассказывает об этой истории 30-летней давности и вспоминает о других случаях "расправы" с журналистами в США. 

Гриц задержан и обвиняется в попытке совершения убийства. На данный момент он проходит психиатрическую экспертизу, но эксперты-психологи и юристы уже сейчас утверждают, что она может не выявить очевидных ментальных проблем. Гриц хорошо и складно говорит, у него два высших образования, он не показывает признаков очевидной шизофрении или любого другого психического расстройства. Если бы не его постоянное упоминание некой "телепатической связи" с Фельгенгауэр, никто бы не заподозрил в нем никаких ментальных девиаций.       

Среди представителей российской либеральной общественности уже давно укоренился стереотип о том, что работа журналиста как храброго борца за свободное общество является чуть ли не самой опасной в нашей стране. Действительно, случаев нападений на журналистов в России (включая и те, что заканчиваются летальных исходом) немало, некоторые из них имеют под собой политические основания.

Однако этот стереотип опасен тем, что он чрезмерно упрощает и примитивизирует социальную реальность российского медиапространства. Он приводит к тому, что многие начинают усматривать политическую подоплеку в каждом крупном событии, произошедшем с журналистами или их редакциями. Никаких других факторов, коммерческих или просто случайных, в такой картине мира нет. Она представляет медиарынок как пространство непрекращающейся борьбы сил добра и зла – в данном случае свободных журналистов и тиранических государственников.

Борис Гриц, напавший на журналистку "Эха Москвы" Татьяну Фельгенгауэр***

Но случаев в мировой практике было предостаточно, чтобы убедиться в другом. Журналисты как представители одной из самых публичных профессий вынуждены общаться с гигантским количеством людей, часто они находятся в центре внимания. Они ожидаемо "притягивают" к себе "проблемных" личностей: людей с психическими отклонениями, маньяков, жаждущих получить известность и обратить на себя внимание общества, обиженных и оскорбленных. 

"Лживая пресса" альтправых

Возьмем для наглядного сравнения опыт работы журналистов и репортеров в США. Если верить словам американской либеральной общественности, быть журналистом в США сейчас тоже становится как никогда опасно. Нынешний американский президент Дональд Трамп не скрывает своего презрения к либеральным журналистам, которые, по его мнению, необъективно и недостоверно описывают его деятельность. Они (в первую очередь члены редакций крупных общенациональных телеканалов и газет - CNN, New York Times, Washington Post и др.) олицетворяют собой пресловутые fake news. Либеральная пресса, в своей редакционной политике ставящая идеологические убеждения выше честности и объективности, по выражению самого Трампа, - настоящий враг американского народа.

Трамп называет либеральные СМИ врагами американского народа

С Трампом солидарны и многие из электората Республиканской партии и некоторых консервативных демократов. Например, по данным совместного майского опроса Huffington Post и YouGov, 60% избирателей Трампа согласны с утверждением о том, что медиа (даже не просто “индустрия фейковых новостей” - а вообще все медиа) являются врагами американского народа. Нет ничего удивительного, что в подобных условиях и сами либеральные журналисты начинают в ответ обвинять Трампа в культивировании “атмосферы ненависти”, осложняющей работу сотрудников СМИ в США.

Подобные обвинения имели место еще в ходе предвыборной кампании 2016 г., когда Трамп уже стал активно критиковать редакционную политику многих мейнстримовых медиа. На некоторых митингах кампании Трампа задерживали репортеров, а собравшиеся сторонники кандидата всячески оскорбляли и толкали находящихся там журналистов. Например, Сопан Деб, репортер телеканала CBS, индус по национальности, в эфире CNN жаловался на то, что на митингах Трампа ему неоднократно кричали вещи в духе “Проваливай в Ирак” или спрашивали, делает ли он фотографии для ИГИЛ**** (запрещенной в России террористической организации).

Результаты опроса, показывающие зависимость мнения на тему лживости СМИ и того, как проголосовал опрашиваемый

Среди сторонников Трампа довольно быстро обрел популярность старый немецкий термин "Lügenpresse", попавший в американский политический дискурс благодаря представителям “альтернативных правых” (разношерстного движения, имеющего в своих рядах палеконсерваторов, неореакционеров и националистов). Термин "Lügenpresse" (в переводе с немецкого - "лгущая пресса") широко использовался членами Нацистской партии Германии в отношении прессы Веймарской республики в годы перед приходом Адольфа Гитлера к власти. Осенью 2016 г. журналисты некоторых изданий начали рапортовать о том, что активисты кампании Трампа на его митингах выкрикивали в их адрес подобное оскорбление.

Но одно дело - кидаться оскорблениями, а совсем другое - переходить к рукоприкладству. И как раз в этом аспекте в 2017 г. произошла, пожалуй, самая нашумевшая история о насилии в адрес журналиста. В конце мая, в разгар предвыборной кампании перед досрочными выборами нового конгрессмена от Монтаны, один из кандидатов - республиканец Грэг Джианфорте - схватил журналиста Guardian Бена Якобса и повалил того на пол. Причиной конфликта стало навязчивое поведение Якобса, который проник в комнату для совещаний Джианфорте, выхватил диктофон и попытался задать политику несколько “острых” вопросов. Джианфорте, вероятно, посчитал это нарушением своего личного пространства и решил агрессивно противостоять действиям журналиста. Якобс после инцидента, конечно же, обратился к местным полицейским, которые посчитали выходку Джианфорте "мелким хулиганством" и выписали кандидату штраф.

Однако здесь интересны политические последствия всей этой истории. Вплоть до драки с журналистом Джианфорте находился несколько позади своего конкурента - демократа Роба Квиста. Однако в течение нескольких дней после скандала Джианфорте неожиданно получил гигантское количество пожертвований от республиканцев со всей Америки, восхищенных его поступком. В общей сумме он смог собрать более $116 000 в оставшиеся дни перед выборами. Для сравнения, за всю предыдущую часть кампании он получил лишь немногим более $100 000. А Раш Лимбо, самый популярный консервативный радиоведущий Америки, и вовсе заявил о том, что он готов делать крупные пожертвования любым кандидатам от республиканцев, кто подобным же образом будет отвечать на “назойливое” поведение журналистов. В итоге Джианфорте смог довольно уверенно победить на выборах - не в последнюю очередь благодаря известности "борца с наглыми журналистами".

Грег Джианфорте

Похожая история, хоть и не настолько нашумевшая, произошла на Аляске. Там один из журналистов местного онлайн-СМИ “Alaska Dispatch News” обвинил законодателя штата в том, что тот дал ему пощечину в ходе обмена репликами. Журналист Натаниель Герц спросил сенатора штата Дэвида Вильсона, является ли принятый билль о сокращении социальных программ для коренных народов Аляски правильным и справедливым. Вильсон сначала просто уходил от ответа, но затем не выдержал и ударил журналиста, быстро ретировавшись. Герц обратился к полицейским Капитолия, но те не стали возбуждать дело по такому мелкому поводу.

Отсутствие последствий для политиков, использующих физическое насилие в отношении журналистов связано с царящей в Америке атмосферой недоверия к ним. И действительно, рейтинги доверия к прессе находятся на рекордно низком уровне. Например, по данным июньского опроса USA Today, лишь 36% американцев одобряют работу журналистов. А 46% американцев и вовсе считают, что медиа просто придумывают свои негативные истории о деятельности администрации Трампа, многие из которых основаны на информации от анонимных источников и не могут быть подтверждены. Если верить либеральным активистам, во всем этом виноват лично Трамп, еще в ходе своей предвыборной кампании объявивший открытую войну мейнстримовым медиа и потакающий всем популярным подозрениям американцев о работе журналистов: что они предвзяты, коррумпированы, исходят только из личных интересов и считают себя умнее всех своих сограждан.

Прослушка при Обаме

Впрочем, очевидно, что насилие в отношении журналистов не началось Трампом и им, вероятно, не закончится. Да и сам Трамп, несмотря на всю свою агрессивную риторику, до сих пор никак не пытался ограничивать или контролировать работу журналистов. В этом аспекте он поистине "ангел" в сравнении, например, с предыдущим президентом США - Бараком Обамой. Обама был любимцем прессы, которая пыталась в любой ситуации только позитивно оценивать работу его администрации и сглаживать критику в её адрес. Он в свою очередь отвечал прессе со всей “взаимностью”, например, разрешая Департаменту юстиции вести секретную слежку за телефонными разговорами десятков репортеров агентства Associated Press, занятых расследованием попыток террористических актов боевиков "Аль-Каиды"*. Генпрокурор в администрации Обамы Эрик Холдер инициировал слежку в отношении журналиста Fox News Джеймса Розена, которая продолжалась в течение нескольких месяцев. Правительство пыталось узнать, кто был информаторами Розена и даже намеревалось завести против него уголовное дело по статье о шпионаже. Впрочем, под давлением общественности администрации Обамы пришлось остановить расследование деятельности Розена. Если бы что-либо из подобного попробовал организовать Трамп, то политики от Демократической партии и мейнстримовые медиа месяцами бы призывали к его импичменту за давление на работу журналистов. Но Обаме эти меры, как и многие другие скандальные решения в эпоху его президентства, просто-напросто сошли с рук.

Облучение мозгов

Но вернемся к тематике нападений на журналистов. Некоторые в связи с нападением на Фельгенгауэр вспомнили случай 30-летней давности с популярным ведущим CBS Дэном Разером. В октябре 1986 г. на гуляющего по Манхэттену журналиста набросился неизвестный, выкрикивающий странный вопрос: "Кеннет, какая у вас частота?". У него имелся напарник, который также помогал избивать журналиста. Не добившись от Разера вразумительного ответа, те оставили его лежачим на земле и скрылись с места преступления. В ходе последующих интервью Разер не мог объяснить, кто на него напал и какой у них был мотив: преступники не пытались ограбить Разера или свести с ним какие-либо счеты.

Бывший ведущий CBS Дэн Разер

Это преступление оставалось нераскрытым в течение долгих лет - фактически вплоть до середины 90-х. В августе 1994 г. неизвестный, вооруженный автоматом Калашникова, попытался проникнуть в штаб-квартиру телеканала NBC News в Центре Рокфеллера на Манхэттене. Дело происходило ранним утром, штаб-квартира канала была закрыта. Охранник, вышедший к двери, увидел у посетителя свисающий с плеча автомат и тут же вызвал полицию. Увидев, что охранник набирает 911, преступник быстро отошел от двери, но продолжал наблюдать за зданием издали. Наконец, он дождался, как из дверей вышел кто-то из работников телеканала. Покинувшим здание центра Рокфеллера оказался Кэмпбелл Терон Монтгомери - один из технических сотрудников NBC, работающий в ночной смене. Он застрелил Монтгомери, сел в машину и отъехал на несколько кварталов от здания NBC. Полицейские быстро обнаружили преступника. Тот сначала отказался сдаваться, но через некоторое время всё же вышел из машины и позволил себя задержать.

Полиция установила, что стрелком оказался 46-летний житель Северной Каролины Уильям Тэйджер, до этого момента не привлекавшийся по каким-то серьезным уголовным статьям. Детективы долгое время не могли понять мотива его преступления: он не знал никого из сотрудников NBC, не просил охранника позвать кого-то из журналистов и репортеров и отказывался объяснять причины своего поступка. Лишь через некоторое время психиатры смогли установить, что Тэйджер имел параноидальные мысли о том, что телеканалы пытаются облучать мозги американцев. Он намеревался противиться этому облучению и надеялся на то, что ему удастся выяснить у журналистов информацию о волнах, которые те используют для облучения, и их заблокировать. Именно поэтому за семь лет до убийства Тэйджер напал на Разера и задавал ему такой странный вопрос: "Какая у вас волна?". Видимо, вконец отчаявшись получить необходимые данные, он в итоге пошел на радикальные меры и отправился с винтовкой к зданию NBC.

Письмо с сибирской язвой

Но далеко не во всех историях можно определить мотив нападения или убийства. Например, до сих пор остаются неясными причины убийства Боба Стивенса - фотографа издания Sun во Флориде. В 2001 г. он стал одной из жертв таинственной и до сих пор необъяснимой череды убийств пятерых американцев, получивших по почте письма со спорами сибирской язвы. Через несколько дней после того, как он получил странное письмо без содержания, Стивенс почувствовал себя плохо и обратился в больницу. Врачи сначала предполагали, что у фотографа острая форма менингита. Однако после проведения дополнительных анализов они выяснили, что Стивенс заразился вирусом сибирской язвы. Фотограф скончался 5 октября 2001 г., став первой за 25 лет жертвой сибирской язвы в мире.

Подобные письма со спорами сибирской язвы также были отправлены в редакции телеканалов ABC News, CBS News, NBC News и газеты New York Post. Кроме того, зараженное письмо получил лидер большинства в Сенате Том Дэшл и его коллега-законодатель Патрик Лихи.

ФБР оперативно занялось этим делом и быстро смогло установить источник спор сибирской язвы во всех письмах. Они все были разведены в правительственных лабораториях биологической защиты в Форте Детрик в Мэриленде. Изучив график работы сотрудников этих лабораторий, агенты пришли к выводу, что потенциальный доступ к спорам сибирской язвы могли иметь сразу несколько ученых. Изначально основным подозреваемым был Стивен Хэтфилл, но впоследствии он смог доказать свою невиновность. Затем внимание ФБР переключилось на другого ученого - его коллегу Брюса Эдвардса Айвинса. Интересно, что сам Айвинс в значительной степени помогал следствию в первые месяцы после рассылки писем. В то время появилось много "подделок" - писем, выглядящих так, как будто в них содержится что-то ядовитое или заразное. Айвинс проводил анализ и выявлял среди них те, которые действительно несли в себе какие-то опасные вирусы.

Узнав о том, что он может стать главным подозреваемым по делу, Айвинс совершил самоубийство. Его родственники и коллеги восприняли “в штыки” обвинения ФБР и говорили о том, что у агентов нет никаких реальных доказательств причастности Айвинса к этому преступлению. Он никогда не говорил и не делал ничего такого, что могло бы навести на него какие-то подозрения. В любом случае, если Айвинс и правда рассылал письма, он уже не сможет никому рассказать о причинах этого поступка. В первые месяцы после начала отправки писем со спорами сибирской язвы представители администрации Джорджа Буша-младшего пытались это увязать с событиями 11 сентября и считали, что за ними также стоят террористы из "Аль-Каиды"*. Их точку зрения подтверждало содержание некоторых писем. Например, те из них, что были направлены сенаторам, содержали текст, гласивший "Смерть Америке и Израилю, слава Аллаху!". Однако другие письма не имели ничего подобного, да и сам выбор адресатов не совсем понятен: например, зачем отправлять зараженное письмо фотографу во Флориде?

Убийство во время эфира 

А всего 2 года назад произошла печально известная трагедия в городе Роанок в Вирджинии. Вестер Ли Фланаган, бывший сотрудник местного телеканала WDBJ, аффилированного с общенациональным каналом CBS, застрелил двух своих коллег во время интервью с местной жительницей. Он убил ведущую телеканала Алисон Паркер и её оператора Адама Уорда, заснял сцену убийства и затем выложил видеозапись в своих аккаунтах в Facebook** и Twitter.

Алисон Паркер и Адам Уорд

В тот день Паркер и Уорд делали репортаж о 50-летнем юбилее искусственного озера Смит Маунтин, созданного для орошения близлежащих ферм. Они стояли на балконе офисного здания, построенного на берегу озера, и брали интервью у Вики Гарднер, исполнительного директора Торговой палаты озера Смит Маунтин.

Выложенное Фланаганом видео показало, как Паркер и её оператор закричали, увидев преступника с оружием, и упали после нескольких выстрелов из его пистолета. Убийство Паркер и Уорд потрясло всю Вирджинию, ведь они были хорошо известны среди местных жителей, программа Паркер была довольно популярна в этом штате.

После своего преступления Фланаган скрылся с места убийства, попытался спрятаться от полиции, но в итоге через несколько часов решил застрелиться. Он оставил предсмертную записку у себя дома, которую нашли детективы, пересказавшие её содержимое журналистам. Фланаган, по своей этнической принадлежности афроамериканец, писал о том, что замыслил убийство двух бывших коллег как своеобразную "месть" за недавний шутинг в церкви в Чарльстоне. Напомню, что в июне 2015 г. белый националист Дилан Руф появился на пороге афроамериканской церкви в Чарльстоне и расстрелял восьмерых прихожан, а также священника. Фланаган, до глубины души возмущенный этим зверским поступком, захотел ответить и целью своей мести выбрал двух бывших коллег с телевидения, которые были белыми. Он заявил, что на пулях в его пистолете выгравировал имена всех девятерых жертв Руфа в Чарльстоне.

Момент убийства Алисон Паркер

Сотрудники WDBJ в интервью с журналистами отмечали, что Фланаган был довольно посредственным сотрудником. Он плохо работал, часто пропускал смены, при этом мог возмущаться по любому пустяковому поводу вроде шутки или замечания. Он постоянно пытался найти причины, чтобы почувствовать себя оскорбленным, и жаловался на них HR-сотрудникам телеканала. Фланаган обвинял коллег в расизме и дискриминации, считал, что претензии к нему возникают не из-за плохой работы, а из-за его этнической принадлежности и сексуальной ориентации: он был гомосексуалом. Бывший начальник Фланагана Джеффи Маркс в итоге решился его уволить, мотивировав это тем, что тот мешает работать другим и создает негативную атмосферу внутри компании. После своего ухода Фланаган пытался засудить WDBJ, обвиняя менеджеров в расовой дискриминации, однако суд отклонил его иск. Фланаган долгое время пытался найти новую работу, но тоже безуспешно: потенциальные работодатели связывались с WDBJ и быстро узнавали о его проблемном характере и желании постоянно видеть себя жертвой угнетения. Вероятно, безвыходная ситуация крайне негативно сказалась на его психическом состоянии и в итоге привела к совершению преступления.

  • * террористическая организация, запрещенная на территории России
  • ** иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
  • *** внесены Минюстом РФ в список иноагентов
  • **** ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ