Статьи

Пари века: как норвежцы на спор везли ледник в Африку и что из этого вышло

Пари века: как норвежцы на спор везли ледник в Африку и что из этого вышло

Поздней осенью 1958 года двое ведущих французской радиостанции "Радио Люксембург" в прямом эфире рассуждали, можно ли доставить наземным транспортом лед из самого южного европейского ледника Свартисен на севере Норвегии к экватору. Сошлись во мнении, что это невозможно без механических охладителей — все-таки придется преодолеть 12 тысяч километров. Это как минимум пара недель пути, и лед точно растает! Они даже предложили пари. На их шуточный вызов неожиданно откликнулись работники компании по производству стекловаты. Эта странная экспедиция с огромным куском льда к экватору стала самой масштабной рекламной кампанией.

Радиошутка

Шуточный эфир поддержало руководство "Радио Люксембург", решив выплатить смельчаку по 100 000 франков за каждый килограмм льда, который останется от трех тонн в конце гипотетического путешествия. Помимо того, что идея со стороны казалась невыполнимой, радиостанция не ожидала, что кто-то в принципе отправится в такое утомительное путешествие: на машине, с глыбой льда, через всю Европу и потом сквозь Сахару. Идея для конца 50-х была действительно чем-то из разряда фантастики.

Но не для Биргера Натвига, руководителя отдела продаж норвежской компании GlassVatt, производившей стекловату. В шутке радиоведущих он увидел вызов и неплохую возможность заработать. Он позвонил Арнфину Анфиннсену, директору завода, и инженеру Сиверту Клевану. Вместе они посчитали, что если обложить 3000 килограмм льда 800 килограммами стекловаты, то естественное таяние за 3 недели может составить всего 10% от общей массы льда.

Подсчеты позволяли предположить, что от предприятия они могут заработать 8-9 миллионов норвежских крон, что сегодня было бы равно примерно 1 миллиарду евро. Они публично выступили с предложением к радиостанции все-таки организовать перевозку льда. Два зимних месяца шли переговоры, пока радиостанция совещалась. GlassVatt давила на них, выпуская в норвежских газетах громкие заголовки вроде "Водитель GlassVatt мог бы заработать миллионы".

Спекулятивная статья про водителя GlassVatt

В конце концов "Радио Люксембург" пришлось выйти из спора, потому что у редакции не было столько денег. Это стало имиджевым ударом для станции: через пять лет падения слушательского интереса и появления новых радиостанций, вещавших на всю Европу, владельцам пришлось сначала закрыть радио, а потом открыть новое, но уже под названием RTL. Для производителя стекловаты все только начиналось.

В конце февраля все было готово к поездке. В авантюру вписались многие компании, которые профинансировали экспедицию за возможность разместить свои баннеры на стенках короба, в котором должен был ехать лед. Топливо предоставила компания Shell. Долго решали, на какой машине поедет экспедиция. Французские спонсоры хотели использовать французский грузовик, но норвежцы настояли на скандинавской Scania. В интервью организаторы признали, что это скорее было ошибкой — машина еле-еле доехала до пункта назначения.

Грузовик со льдом на старте

Маршрут

Предполагалось, что экспедиция стартует от ледника Свартисен, из маленького городка Му-и-Рана. Затем заедет в Осло и оттуда в Копенгаген. На пароме машину довезут до порта в Гамбурге, где начнется основное путешествие по европейской части: Кельн, Гаага, Брюссель, Париж, Марсель. Из южного французского порта в Марселе грузовик отправится через Средиземное море в Алжир. Затем начнется самый сложный участок: команда должна будет пересечь Сахару, чтобы оказаться в Оггаре на юге Алжира.

Затем экспедиция должна проехать границу Алжира с Нигером и оказаться в крупнейшем северном городе страны Агадесе. Затем предстояла третья часть путешествия — через джунгли Нигера и Гвинеи. В конце путешествия у экспедиции была задача оказаться в Ламбарене — городе в Габоне, в котором находилась больница врача и лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера. Он находился там с гуманитарной миссией. Врачу везли лекарства для подопечных госпиталя. Там же грузовик должен был триумфально завершить свое путешествие на экваторе и доехать до столицы Габона Либревиля.

Маршрут экспедиции

Лед загружали в грузовик по частям. Прямо из ледника вырезали 20 прямоугольных кусков и вертолетом перевезли к точке старта. Затем собрали из кусочков один большой ледник, взвесили (получилось 3050 кг) и укрыли стекловатой.

Европейская часть пути прошла почти без происшествий. Можно было выбрать более короткий путь напрямик через Германию, но ради спонсоров пришлось заехать во множество городов. В Бельгии таможенник отказался пускать грузовик со льдом, потому что у организаторов не оказалось на него декларации. Как-то впопыхах не подумали о документах и надеялись на всеобщую известность и внимание общественности. В итоге договорились, что таможенник проследует с грузовиком через всю территорию Бельгии, чтобы убедиться, что груз покинет страну.

Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 1/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 2/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 3/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 4/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 5/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 6/7
Европейский этап путешествия: сборы, поездка по Франции и погрузка машины 7/7

Алжир и Сахара

В Алжир машину доставил сухогруз "Сиди Мабрук" — тоже бесплатно, ради участия в знаменательном эксперименте. А вот в самом Алжире пришлось покупать специальный кран, чтобы спустить груз и грузовик на сушу. Кран пришлось везти другим судном из Франции. Когда грузовик спустили на землю, выяснилось, что груз потерял всего 4 килограмма веса. Все были воодушевлены.

Все бы ничего, но в то время в Алжире была в разгаре самая настоящая война. С 1954 года в крупнейшей французской колонии шли бои за независимость. Националистическая алжирская группировка "Фронт национального освобождения" безуспешно противостояла французским легионерам. В первые годы боевые действия не носили широкомасштабного характера, но осенью 1958 года в результате внутренних политических противоречий во Франции (конец 4-й Республики и госпереворот) ситуация накалилась.

Разрушения в Алжире

В Алжире стали происходить многочисленные террористические акты, а Франция отвечала зачистками целых городов. В результате за короткий промежуток времени погибло до 150 тысяч повстанцев и около миллиона мирных граждан. Франция побеждала в военной кампании, но проигрывала на международном поле: общественности стали известны факты пыток повстанцев, а авиаудары по городам с мирными жителями осуждались СССР и нейтральными государствами. В сентябре 1959 года де Голль уже выступал с речью о праве алжирцев на самоопределение.

Однако в момент экспедиции в пустыне стояла жаркая пора. Повстанцев не интересовала глыба льда, но интересовали медикаменты, которые везли в Габон. Стоимость препаратов достигала 50 000 крон. Для преодоления участка, контролируемого партизанами, экспедиторам выделили колонну французских военных. Эту часть поездки Клеван охарактеризовал так:

Нам дали простейшую инструкцию: "Никаких остановок, езжайте, спасайте свои жизни, не останавливайтесь, даже если у вас спустило колесо".

Прибыв в Сахару, участники экспедиции распрощались с военными и оказались предоставлены сами себе. 47-градусная жара, постоянная необходимость выкапывать грузовик из песочных ям, прокладывание металлических мостков, чтобы шины не завязли, — все это усложняло поездку. Грузовик двигался по песчаным дюнам две недели, 2/3 от всего времени, затраченного на путь.

Путь в пустыне 1/6
Путь в пустыне 2/6
Путь в пустыне 3/6
Путь в пустыне 4/6
Путь в пустыне 5/6
Путь в пустыне 6/6

Конец пути и последствия

Переход через границу с Нигером не доставил команде никаких трудностей. За время пребывания в пустыне под палящим солнцем из льдины вылилось всего 96 килограмм воды. В Нигере они напоили верблюда. В СМИ этот эпизод подавался с особой помпой: 

Африканский верблюд выпил воды из норвежского ледника, и ничего вкуснее он не пил!

Однако это спорная часть. Ведь понятно, что вода была загрязнена стекловатой и песком из пустыни, и люди такую воду бы пить не стали.

По проселочным дорогам джунглей грузовик быстро домчал до Ламбарене, где путешественники встретились с Альбертом Швейцером и передали ему лекарства. До этого Швейцер стал известен как особый противник ядерного оружия. Он выступал с обращениями к нациям и призывал прекратить его разработку. В знак протеста он отказался от своих исследований и до самой смерти уехал с женой в Ламбарене, чтобы строить больницу. Его влияние было достаточным, чтобы к нему приезжали сотни паломников из Европы, оставаясь работать на благо его госпиталя. Медикаменты, которые для него везли экспедиторы, собрали норвежские студенты Университета Осло.

Водопой верблюдов и раздача льда в Габоне 1/4
Водопой верблюдов и раздача льда в Габоне 2/4
Водопой верблюдов и раздача льда в Габоне 3/4
Водопой верблюдов и раздача льда в Габоне 4/4

Конечной точкой маршрута стал Либервиль. Там ледяной блок, наконец, открыли. Его конечный вес составил 2714 кило — на 336 меньше, чем было на старте. Общее таяние составило 11%, таким образом, инженеры правильно определили скорость таяния.

Лед разрезали и раздали всем желающим. Клеван вспоминал, как облегченно вздыхал с товарищами, когда ему сообщили, что де Голль был бы рад, если бы экспедиция вернулась во Францию и привезла остатки глыбы на официальный прием в Париже. Посмотрев друг на друга, оценив затраченные силы, Клеван и другие участники отказались почтить своим присутствием президента Франции. Впрочем, глыбу льда они с собой все равно захватили, довезя ее в холодильнике на самолете до Норвегии. Там воду очистили и использовали в напитках на вечеринке для сотрудников компании.

Сегодня рекламная кампания 1959 года кажется не такой уж и безумной — чего только ни придумывали маркетологи за последние 60 лет. Но точно можно сказать, что Клеван и Натвиг заработали для компании по производству строительной стекловаты огромные деньги. В итоге ее продали французскому концерну Saint-Gobain за 2,5 млрд норвежских крон в 2017 году.