Статьи

Забыть и каяться: как чернокожий протест превратился в войну с "позорной" историей США и Британии

Забыть и каяться: как чернокожий протест превратился в войну с "позорной" историей США и Британии

На фоне Американской весны — самых масштабных народных выступлений за 50 лет — началась война с историческим наследием. По обе стороны Атлантики толпы протестующих сносят памятники и монументы — где-то при поддержке властей, где-то лишь по собственному желанию. Впервые со времен распада социалистического строя можно наблюдать действительно массовую народную кампанию по уничтожению исторических объектов. Только теперь достается не советским памятникам, а монументам героям американского и английского прошлого. Малек Дудаков — о том, до чего дошла ревизия прошлого и зачем она нужна революционерам XXI века.

Новые цели протестов

О глубинных причинах и размахе уличных беспорядков в США уже много было сказано. Первые недели протестов затронули почти все уголки Америки: в 140 городах странах проходили митинги, нередко они перерастали в грабежи и погромы. Определенных целей протестующим удалось добиться: власти крупных мегаполисов — Нью-Йорка, Лос-Анджелеса — обещают сократить расходы на полицию и ужесточить контроль за ее работой. 

Пострадавшая статуя Колумба в Ричмонде, Вирджиния 1/3
Пострадавшая статуя Колумба в Ричмонде, Вирджиния 2/3
Пострадавшая статуя Колумба в Ричмонде, Вирджиния 3/3

Где-то, например в Миннеаполисе, ставшем "родиной" нынешней протестной волны, вообще приняли решение о полном расформировании всей полиции. Уступки митингующим возымели свое действие: накал протестов начинает спадать, и почти все американские города уже вернулись к нормальной жизни. Единственным исключением можно назвать Сиэтл: центр города находится под контролем анархистом, объявивших об отделении от США и создании "народной республики".

Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 1/6
Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 2/6
Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 3/6
Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 4/6
Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 5/6
Снесенные и разрисованные памятники конфедератам и колонистам в США 6/6

Но теперь уличные акции, уже меньшего масштаба, стали носить более точечный характер. Протестующие больше не пытаются бессистемно бунтовать и громить — они собираются ради конкретных целей. И эти цели касаются уже не борьбы с отдельным полицейским произволом, а относятся к более высоким и фундаментальным материям. Пока мяч на стороне уличных активистов, они решили дать отпор стыдному "расистскому" прошлому. С этим и связано то, как быстро протестная волна переключилась со штурма полицейских участков или торговых центров с бутиками на демонтаж памятников по всей Америке и Великобритании.

Война с памятниками и демократией

Дискуссионные баталии вокруг необходимости сохранять те или иные монументы — история для западных стран не новая. Десятилетиями идут попытки убрать с площадей все памятники генералам и солдатам Конфедерации, воевавшим на стороне патриархального уклада жизни и рабства.

Полиция Сент-Пола пытается убрать снесенный памятник с проезжей части 1/3
Полиция Сент-Пола пытается убрать снесенный памятник с проезжей части 2/3
Полиция Сент-Пола пытается убрать снесенный памятник с проезжей части 3/3

Почти три года назад в Шарлотсвилле случилось крупное столкновение сторонников и противников сноса памятника генералу Роберту Ли. "Альтернативные правые" с одной стороны и "антифа" с другой бились до последнего, хотя в итоге вопрос о статусе монумента все равно решался голосованием жителей города. Такого рода референдумы проходят нередко, и "сносители" памятников чаще проигрывают: жители обычно считают, что им монумент никак не мешает, а даже наоборот, придает городу определенный шарм.

Мемориальный парк в Вашингтоне

Сейчас же, вкусив вседозволенности, революционеры XXI века решили отбросить в стороны все "отжившие" демократические институты, которые не дают им быстро навязать свою волю остальное обществу, и просто силой начали уничтожать памятники. В Бостоне монументу Христофора Колумба снесли голову, в Ричмонде (штат Вирджиния) его "брата по несчастью" сбросили с пьедестала и скинули в реку, в Сент-Поле (Миннесота) еще одного Колумба расколотили на куски. В Портсмуте (Вирджиния) произошел казус: статуя конфедеративным солдатам была сброшена прямо на голову одному из участников митинга. Еще десятки других памятников были разрисованы, расписаны оскорбительными эпитетами или просто закрашены.

Как видно, пока больше всего досталось именно фигуре Колумба. Открыватель Америки сегодня считается чуть ли не главным злодеем во всей истории Нового Света. Имя Колумба ассоциируется с насильственной колонизацией, геноцидом индейцев и созданием государств на костях и крови этнических меньшинств.

Момент падения статуи Колумба в Миннесоте

В прошлом в США каждый год праздновался День Колумба, но нынче он заменяется на День почитания коренных народов Америки. Что интересно, памятники Колумбу появились сравнительно недавно — уже в XX векe. Тогдашние городские элиты, в основном представляющие демократов, пытались возведением статуй Колумба переманить на свою сторону приплывающих к ним итальянцев. Ведь Колумб, как известно, был итальянцем, хоть и плавал под испанским флагом. А памятники ему должны были запечатлеть вклад итальянцев в американскую историю. И они справлялись с этой задачей почти 100 лет — до сегодняшнего момента.

Тем временем по другую сторону Атлантики инициативы американских либералов подхватила прогрессивная общественности Британии. В Бристоле был повержен памятник Эдварду Колстону, городскому патрону, но еще и работорговцу XVII века. В Оксфорде тамошние студенты хотят снести статую Сесила Родса — предпринимателя, который являлся де-факто основателем Южной Родезии и феномена апартеида в ЮАР.

Снос памятника Эдварду Колстону 1/3
Снос памятника Эдварду Колстону 2/3
Снос памятника Эдварду Колстону 3/3

В Лондоне пытались свалить и монумент Уинстону Черчиллю — пожалуй, самому популярному премьер-министру за всю английскую историю. Причина — расистские и "империалистические" убеждения Черчилля, а также и то, что при нем случился бенгальский голод, от которого погибли несколько миллионов индусов.

Что в Америке, что в Англии местные власти боятся хоть как-то препятствовать уличному "террору" в отношении отлитой в граните исторической памяти. Некоторые из них, вроде мэра Лондона Садика Хана или губернатора Вирджинии Ральфа Нортама, даже встают на сторону "народа" и обещают помочь разобраться с оставшимися символами ушедшей эпохи. Вдохновленные успехом своего "блицкрига", активисты обсуждают, чьи памятники должны попасть под раздачу следующими: Джорджа Вашингтона или Томаса Джефферсона, Эндрю Джексона или Джеймса Полка. Здесь выбор большой: ведь половина из подписантов Декларации независимости США и пять из семи первых американских президентов были рабовладельцами. А памятников им существует немало.

Позорная история

Война с монументами — всего лишь один из эпизодов культурной войны в США и на остальном Западе, но за последнее время самый яркий. Рано или поздно она должна была начаться: вряд ли стоило ждать, что в либеральных мегаполисах будут вечно стоять "неполиткорректные" статуи. К тому же 40% американской молодежи (а как раз она и выходит сносить памятники) уверены в том, что историей США нужно стыдиться и гордиться там нечем. Колониализм, рабство, сегрегация — за это нужно каяться, а почитать "американскую исключительность" как раз совсем не нужно.

Разрисованные памятники в Европе: Леопольд II, Черчилль, Артур Уэсли, еще одна скульптура Леопольда II 1/4
Разрисованные памятники в Европе: Леопольд II, Черчилль, Артур Уэсли, еще одна скульптура Леопольда II 2/4
Разрисованные памятники в Европе: Леопольд II, Черчилль, Артур Уэсли, еще одна скульптура Леопольда II 3/4
Разрисованные памятники в Европе: Леопольд II, Черчилль, Артур Уэсли, еще одна скульптура Леопольда II 4/4

Именно сейчас в среде либеральной интеллигенции Америки набирает популярность проект исторической ревизии под названием "1619". Впервые он был представлен на страницах New York Times и недавно получил Пулитцеровскую премию. Его сторонники призывают считать историю США не с 1776 года — даты образования страны, а с 1619 года — привоза первого раба-африканца на американский континент.

Но, пожалуй, главный ревизионистский тезис проекта "1619" касается истоков появления Соединенных Штатов. Они пытаются доказать, что Америка как таковая возникла только из-за вопроса рабства. По их мнению, в Британской империи к концу XVIII века рабство уже постепенно отменялось и, чтобы сохранить этот институт, богатые рабовладельцы американских штатов и начали войну за независимость. Иными словами, США в принципе появились на базе рабства, вся дальнейшая история Америки строилась на притеснении и дискриминации этнических меньшинств. История США — история несвободы и бесправия, заключают участники проекта "1619".

Памятник итальянскому политику Индро Монтанелли в Милане также оказался исписан красной краской, его обвиняли в изнасиловании эфиопской несовершеннолетней, когда он был солдатом | Фото: AP

Если принять за основу этот радикальный тезис, то сразу становится понятна и логика "восстания" против памятников американскому прошлому. "Прогрессивные" силы на Западе пытаются его просто стереть (или, как сейчас модно говорить в соцсетях, "отменить" — cancel) и уничтожить ради победы своей революции. Как их идеологические предшественники: большевики — после красного октября, хунвейбины — в коммунистическом Китае. Они намерены разрушить старый мир до основания — и начать, конечно, с его истории. Кто контролирует прошлое — контролирует будущее, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое, говорил еще 70 лет назад Джордж Оруэлл.

В 1776 году, сразу после подписания Декларации независимости США, армия колонистов снесла памятник королю Георгу III, который шесть лет простоял на Манхэттене. Это символическое событие часто называют первым празднованием независимости североамериканских штатов от британской короны. Сейчас на улицах американских городов празднуют, тоже символически, независимость от своего "расистского прошлого". И здесь по-хорошему даже нет разницы, кому именно сносить памятник, — достается и рабовладельцам, и аболиционистам, воевавшим с рабством.

Снос памятника Георгу III в Нью-Йорке, 1854| Картина: Уильям Уолкотт

Главное, что либеральная публика считает любой монумент олицетворением "шовинистической" истории Америки (а вместе с ней и Англии, и остального Запада), с которой должно быть покончено раз и навсегда. Ведь если никакой исторической памяти не останется, ничто не будет препятствовать строить "прекрасную утопию будущего", свободную от расизма и всех прочих "смертных грехов" из прошлого. Впрочем, те, кто историю не забудет, смогут подтвердить, что такие "утопии" очень быстро превращаются в самые страшные антиутопии.