Мнение

Других для вас нет: почему "пьяное" дело актера Ефремова типично для нашей культурной среды

Других для вас нет: почему "пьяное" дело актера Ефремова типично для нашей культурной среды

Актер Михаил Ефремов устроил пьяную аварию в Москве. Он выехал на встречную полосу на Смоленская площади и врезался в автофургон Lada. Водитель, 57-летний Сергей Захаров, скончался в больнице. Сам Ефремов практически не пострадал. Экспертиза обнаружила в крови актера 1,05 промилле алкоголя (относится к средней степени опьянения). Теперь актеру грозит не менее пяти лет тюрьмы. Но у многих появились сомнения в реальном наказании известного артиста. Дмитрий Лекух обращает внимание и на другую сторону вопроса — на качества гуманитарной элиты. 

То, что не самый плохой, будем честны перед собой, актер Михаил Ефремов жрет как не в себя, было известно довольно давно. Фактически с тех времен, когда широкая публика вообще что-то узнала про актера Михаила Ефремова.

И то, что с ним вчера произошло, хоть это и неприятно говорить, — история вполне ожидаемая. Не случилось бы это — произошло бы что-нибудь другое, ничуть не менее гнусное. Я, кстати, невольно поймал себя на том, что удивился не пьяному смертельному ДТП. А тому, что у человека, для которого пребывание в подобного рода состоянии как раз норма жизни, вообще есть права на вождения автомобиля и их у него никто не отбирает. Своих пристрастий Михаил Олегович от широкой публики не скрывал. И даже не потому, что ими бравировал. А потому, что по-другому просто уже тупо не мог.

Собственно говоря, к самому артисту Михаилу Ефремову вопросов тут меньше всего: артиста Михаила Ефремова там, на Смоленской площади, просто не было. Там было бухое, разложившееся до оболочки "элитное" животное, в состоянии полного невмендоса севшее за руль, потерявшее связь с реальностью и вылетевшее на встречку. Где оно, это животное, и угробило ни в чем не повинного человека, приехавшего в столицу отнюдь не для того, чтобы повстречаться там с "великим русским актером", как его в этой самой "элитке" сегодня принято называть.

Тут все достаточно просто: когда ты так употребляешь — при полном, кстати, поощрении окружающей среды — закончится это может по-разному, но финал все равно будет хреновый: будь ты хоть слесарь-сантехник дядя Вася, хоть артист из большой и уважаемой династии. Как там в известном советском фильме: "украл, выпил, в тюрьму". Не пьяное ДТП со смертельным исходом, так какая-нибудь бытовая пьяная поножовщина, делов-то. Есть такая слегка циничная народная поговорка, предельно все четко формализующая: "Пацан к успеху шел". 

Могло, конечно, и повезти. И пьяная кривая провела бы заплетающиеся ноги мимо цели в данной конкретной ситуации. Но в общем и в целом — вполне закономерный финал. Просто даже статистически: слишком уже давно и долго Михаил Ефремов по этой грани ходил.

А здесь, наверное, и возникает главный вопрос к окружающему Ефремова "элитному слою", многие представители которого уже прямо сейчас вовсю включают свои разнообразные, в том числе и медийные возможности на тему понять и простить. Господа, а вы что, не видели, что с человеком уже очень много лет подряд что-то уж совсем неладное происходит? Да видели, конечно. Более того, довольно часто и вообще просто использовали понятную человеческую слабость. Использование разнообразных человеческих слабостей вообще достаточно эффективно при решении локальных деловых задач в современной культурной среде. От алкоголизма до гомосексуализма — можно подумать, я вам сейчас что-то новое сказал. И как можно и нужно говорить с Ефремовым, если вам от него что-то по делу необходимо, — секрет Полишинеля, извините. А что человек, которого вы иной раз даже торжественно величаете своим другом, в буквальном смысле этого слова самоубивается прямо на ваших глазах, — ну так что же, дяденька уже взрослый. А это побочный эффект.

И вот здесь начинается, пожалуй, самое любопытное в данной истории: разговор, по идее, должен совершенно точно перейти из категории "частное дело актера Михаила Ефремова" в категорию "качество российских гуманитарных элит". А оно у нас, это качество, довольно хреновое. И об этом довольно странно даже в текущих обстоятельствах стыдливо молчать. Ведь в том-то и проблема, что для "тусовочки" Михаил Олегович Ефремов, даже во вчерашнем скотообразном состоянии, отнюдь не enfant terrible, к сожалению, а вполне системный, более того, по факту системообразующий персонаж.

Элитный гуманитарный деятель М.О. Ефремов ровным счетом ничем по образу мышления, стилю поведения и/или чисто сословному наплевательству на весь остальной мир от этой самой элитной гуманитарной среды не отличается. Ну, может, таланта чуть побольше, но это компенсирует алкоголь.

Отечественная гуманитарная элита в ее нынешнем виде еще более сословна и в плохом смысле этого слова наследственна, чем чиновничья, замкнута сама на себя и старательно заточена под то, чтобы не пускать чужих на свой тщательно пестуемый огород. Если наше чиновное сословие, к которому тоже хватает вопросов, хотя бы каким-то образом ротируется, там временами появляются новые лица, то "любимые домашние питомцы", оттоптав поляну, вообще переводят самих себя в разряд неприкосновенных. 

От дурно понятого знаменитого сталинского "других писателей для вас у меня нет". А откуда им взяться-то, другим писателям, если люди давно то, что по привычке ошибочно именуют культурным пространством, приватизировали. И перед ними стоит весьма эквилибристическая задача: живя в основном на разного рода государственные гранты и дотации, сословно ругаться и фрондировать. Тут любые конкуренты опасны, лучше уж вечно пьяного Михаила Ефремова потерпеть. В качестве короткого примера данной эквилибристики можно привести блистательное недавнее выступление соратника актера Михаила Ефремова по различным авторским проектам литератора Дмитрия Быкова на Красной площади во время проводимого на государевы деньги книжного фестиваля. Очень показательно выступил, ничего не скажешь. Ничуть не хуже, если говорить по большому счету, чем его друг-актер. Дело даже не в том, с какими именно стихами выступил литератор Быков — мы живем в свободной стране, каждый имеет право иметь свое мнение. Весь вопрос тут исключительно в том, кто оплачивал данный банкет и почему.

Тут можно сколько угодно говорить, что творцы ни при чем, виноваты власти: в случае с литератором Быковым сделавшие этого персонажа фронтменом государственного мероприятия, а в случае актера Ефремова — не установившие "отбойник" на элитной трассе, где люди постоянно бьются как раз потому, что возвращаются с разного рода мероприятий в возвышенном состоянии, понимая, что в случае чего у них хватит денег, чтобы закрыть вопрос.

Смоленская площадь, кстати, в этом отношении место вообще гиблое, тут кто бы спорил. Но в том-то и проблема, что таких вот условных бухих в говно гуманитарных деятелей на ночных дорогах столицы гораздо больше, чем необходимо в бытовых условиях. Разлагающееся животное, когда-то бывшее не бесталанным актером, на общем фоне существо еще более или менее безобидное. Поэтому, кстати, среда и воспринимает аварию исключительно как "трагическое происшествие с великим русским актером", которого сейчас "надо как угодно спасать". А насколько эта публика оторвана от реальной жизни, можно судить по блудной дочери актера Анне-Марии, которая, отвлекшись от своих гендер-флюидных экзерсисов предложила семье погибшего Сергея Захарова… свою психологическую помощь. И глупо тут говорить про любую "неуместность" и предостерегать от глупостей: что вы хотите, тут в чистом виде продукт именно что вот такой вот среды. Они действительно уверены в своей "сословной избранности".

Скриншот Instagram Stories Анны-Марии Ефремовой

Словом, если у этой истории и есть какая-то мораль, то она предельно проста: приватизация культурного пространства породила в этой среде своих условных мар багдасарян. Когда культурное пространство не просто "приватизировано", но и, будем говорить прямо, монополизировано, глупо ждать от хозяев культурной жизни какого-то иного поведения. Ибо, обратите внимание, они еще и ничему не учатся: все произошедшее для них — всего лишь небольшой "трагический эпизод".

Михаил Ефремов — фигура все-таки для хозяев культурной жизни чересчур знаковая и символическая. Как раз по причине скудости среды хоть на какие-либо таланты. И тут, в ситуации абсолютно для общества очевидной, еще и придется кривляться и чего-нибудь этому "гнилозубому быдлу" говорить. И то, что сказать им уже давненько особенно нечего, данную публику, разумеется, не остановит. В конце концов, про погибшего Сергея Захарова скоро забудут, а страдающего в страшном ГУЛАГе талантливого актера надо непременно спасать.

Михаила Олеговича надо было начинать спасать еще лет двадцать назад, когда уже стало понятно, к чему все идет, когда талантливый парень начал демонстрировать все признаки разложения и деградации совсем даже и не вчера. Но "спасение человека" Михаила Ефремова в данной среде точно так же никого не волнует, как и спасение жизни погибшего в ДТП Сергея Захарова. А вот пребывание на нарах "символа сословности" сословие крайне нервирует и бесит.