29 апреля в прокат выходит “Девятаев”, новая картина Тимура Бекмамбетова и его постоянного оператора Сергея Трофимова, для которого фильм стал режиссёрским дебютом. В главных ролях — Павел Прилучный (“Мажор”), Павел Чинарёв (“Гурзуф”), Евгений Серзин (“Лето”) и другие актёры. В основе сюжета лежит подвиг Михаила Девятаева, знаменитого советского лётчика. Иван Афанасьев посмотрел фильм на открытии 43-го Московского международного кинофестиваля и рассказывает, каким получился очередной фильм о Великой Отечественной войне.
Молодое поколение кинозрителей (а я себя к таковым причисляю) порядком утомлено поставленным на поток производством блокбастеров про Великую Отечественную войну. Так вот, у “Девятаева” получается неожиданное: он сложен по всем канонам отечественного “патриотического” кино и умудряется ещё и здорово увлекать. Попробуем разобраться, как же так вышло.
1944 год. Во время боевой операции советский ас Михаил Девятаев попадает под обстрел немецкой авиации и терпит крушение, но остаётся в живых. Его берут в плен и отправляют в лагерь переподготовки. Там Девятаев отказывается переходить на сторону рейха и за это получает смертный приговор. Но вместо расстрела по стечению обстоятельств он отправляется в другой лагерь, теперь уже с приставкой “конц-”, на остров Узедом, где на сверхсекретном полигоне Пенемюнде проводятся испытания крылатых ракет “Фау-2”. Довольно быстро в голове Михаила возникает невероятно дерзкий план побега. На полигоне в ангаре припрятан немецкий бомбардировщик Heinkel He 111; вместе с другими заключёнными Девятаев должен изучить его устройство, ликвидировать охрану и улететь в сторону наших.
Бекмамбетов и Трофимов предпочитают не сгущать краски и ограничиваются рассказом о побеге Девятаева из концлагеря. О дальнейшей его судьбе на Родине напоминает только закольцованный в начале и конце эпизод с пожилым гражданином в автобусе (его внезапно играет постаревший Александр Лыков, он же Казанова из “Улиц разбитых фонарей”), называющим Девятаева предателем. Кстати, это, пожалуй, одно из достоинств фильма: в нём почти нет идеализированного СССР, который не похож сам на себя и порядком поднадоел. Даже стилизация начальных титров под “советские” не напрягает (а вот кавер на песню “Любимый город” в исполнении солиста Rammstein Тиля Линдмеманна — если не напрягает, то точно здорово смущает).
“Девятаев” интересен тем, что это сугубо жанровая картина, которая не занимается патриотическим воспитанием. Открывается она (и, соответственно, закрывается тоже) отлично снятыми сценами воздушных боёв, которые, конечно, ни разу не выглядят революционными, но свою функцию — впечатлить зрителя — выполняют на твёрдую пятёрку. При этом здесь нет раздражающей “сказочности” того же “Т-34”, в котором снаряды из пушки танка отлетали от брони, рикошетом разя врагов. “Девятаев”, конечно, не пытается казаться реалистичнее, чем он есть, но он делает самолётные бои по-настоящему тяжеловесными. Это в том числе заслуга отличного звука: рычат и стрекочут пулемётами советские истребители и немецкие бомбардировщики так, что на секунды меняется гравитация в зале. Вдобавок ко всему фильм насыщен разнообразными техническими терминами, которые необразованный кинокритик не выговорит с первого раза — те, кто любит самолёты, должны быть в восторге.
Воздушные бои занимают важную, но меньшую часть фильма (и это неудивительно). В центре сюжета — именно подготовка к побегу и непосредственно побег Девятаева с другими узниками из лагеря. Здесь фильм следует всем стандартам голливудского кино об ужасах Второй мировой — деревянные койки, орущие благим матом лагерные капо с дубинками, битва не на жизнь, а на смерть за кусочек хлеба в кармане… Но смущает то, что заветный бомбардировщик охраняет единственный и не особо внимательный охранник с винтовкой.
В “Девятаеве” есть совершенно прекрасные эпизоды, вроде наполненного хичкоковским саспенсом фрагмента с обезвреживанием зависшей над самолётом советской бомбы. Они сняты и написаны так искусно, что возникает мысль, будто сценаристы в одни моменты работали на твёрдую пятёрку, а на другие моменты махнули рукой со словами “И так сойдёт”. Это ключевая проблема российского кино, о чём я уже говорил, например, в “Пальме”, которая, конечно, вышла похуже, но также имела задатки отличного фильма: там не доделали, тут подзабили, здесь подрасслабились — и вот кино ломается на глазах удивлённого зрителя. А продюсеры потом задаются вопросами, почему BadComedian положил глаз на их картину.
Но в целом “Девятаева” хочется скорее хвалить. Было бы удивительно, если бы господин Бекмамбетов и его постоянный оператор выдали что-то плохое — это, конечно, не лучшая картина российско-голливудского постановщика, но совершенно не стыдная. И уж точно это военное кино с человеческим лицом.