25 сентября глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин назвал имя нового руководителя ЦНИИмаш. Им стал Николай Севастьянов, в последнее время исполнявший обязанности заместителя Рогозина, а ранее возглавлявший знаменитую РКК "Энергия". Мало кто помнит, что в 2006 году он пообещал создать постоянную российскую базу на Луне к 2015 году. А с 2020 года эта база могла начать поставлять на Землю редкий и ценный изотоп гелий-3 (этот изотоп был воспет в голливудском фильме "2112"). Прогноз не сбылся, лунной станции пока нет, зато обострилась конкуренция за спутник Земли. Михаил Мельников - о проекте лунной станции, обещаниях Роскосмоса и их отношению к реальности.
От престижа к деньгам
46 лет прошло с того дня, когда человек в последний раз ступал на Луну. Мир с тех пор изменился радикально – передовая техника 1972 года была ближе к высшим достижениям Римской империи, чем к нашим дням. А на Луну больше никто не летает.
Никаких сколько-нибудь серьезных технических проблем в отправке человека на Луну и обратно больше нет, это исключительно вопрос денег и целеполагания.
Раньше с целями проблем не было: так, для ученых Советского Союза поражение в "лунной гонке" 1960-х стало настоящей трагедией. Оригиналы, сомневающиеся в том, что американцы были на Луне, просто забывают о том, как в буквальном смысле слова рыдали люди, привыкшие побеждать, - первыми запустили спутник, первыми животных, первыми людей, первыми вышли в открытый космос. Если бы у них были хоть какие-то основания сомневаться в успехе американцев, они бы докопались до истины.

Полеты американских астронавтов никаких серьезных научных или военных целей не преследовали: это были, скажем так, престижно-испытательные запуски - обойти русских и обкатать технологии. Когда и то, и другое было выполнено, США потеряли интерес к лунной программе. Тем же объясняется и отсутствие советских экспедиций: если не первые, то не все ли равно какие.
В XXI веке ситуация изменилась. Развитие технологий привело к тому, что Луна стала представлять интерес уже промышленный (тот же гелий-3), коммерческий (в лунный отель выстроилась бы очередь), военный и даже колонизационный. К сожалению, речи о массовом переселении не идет – малая масса Луны не дает особых шансов на создание у нее пригодной для дыхания атмосферы, в этом смысле Марс намного перспективнее. Но научно-производственная база на естественном спутнике Земли – совсем не фантастика. Если бы ведущие страны мира не тратили деньги на вооружения, чисто технически такую базу можно было бы основать уже в 2020 году.
Луна удаляется
Но напряжение в мире растет, поэтому сроки создания такой базы постоянно сдвигаются, а нации не могут договориться. Россия отклонила предложение США по совместной работе над колонизацией Луны. Дмитрий Рогозин был недоволен той "вспомогательной" ролью, которую играла бы российская сторона в этом проекте. Скажем, шлюзовый отсек должен быть адаптирован и для нашего, и для американского типа скафандров, что заметно усложняет конструкцию. Рогозин предпочел бы остановиться только на российском типе.
Он анонсировал собственный проект, куда Россия, в свою очередь, готова пригласить США и страны БРИКС. Подробности этого предложения будут обсуждаться в октябре на встрече Рогозина и главы NASA Джима Брайденстайна.

А мы пока вспомним, как на второй космической скорости отодвигались сроки строительства российской лунной базы. Если в 2006 году говорилось о девятилетней перспективе, то в июне 2016 года в "Роскосмосе" объявили, что строительство лунной базы остается одной из главных стратегических целей российской космонавтики, а отправка космонавтов на Луну произойдет в 2030-е годы.
А в октябре 2017 года начальник летной службы РКК "Энергия" Александр Калери пообещал нам базу уже в 2040-2050 годах. Видимо, он сделал ставку на даты, лежащие явно за горизонтом его карьеры (специалисту сейчас 62 года).
В апреле 2018 года, правда, прогнозы сменились на более оптимистичные. В той же "Энергии" рассказали о корабле "Федерация", который сменит уходящие на пенсию "Союзы". У "Федерации" будет пилотируемая версия с запасом автономного хода до 30 суток. Первый рейс орбитальной версии должен состояться в конце 2024 года, а пилотируемый корабль отправится к Луне в начале 2030-х.
Тогда же нам сообщили, что автоматический аппарат "Луна-25" уже в конце 2019 года взлетит с "Восточного" и совершит мягкую посадку близ Южного полюса Луны. Это приятно, но когда-то планировалось запустить "Луну-25" в 2014 году.

США и Европа
А конкуренты не дремлют, хотя их сроки тоже сдвигаются. На начало 2020-х годов США назначили начало добычи ресурсов на Луне, а Китай и Япония – первые пилотируемые полеты к ней. Корабль Европейского космического агентства устремится к спутнику Земли чуть позже, в конце 2020-х годов. Но что их там ждет, кроме реголита, гелия-3 и красивой родной планеты над головой?
Наиболее актуальный вариант земной базы на Луне сейчас - американский проект Gateway – "космический порт, сухой док для текущей деятельности" – частные компании разрабатывают сейчас конкретные решения. Но, как и в России, все зависит от власти.
Скажем, недалекий Джордж Буш-младший активно интересовался космическими проектами, приземленный Барак Обама резко сократил финансирование NASA, а амбициозный Дональд Трамп требует вновь сделать Америку великой в том числе и за счет Луны. Причем у Обамы слова сильно расходились с делами:
К 2025 году мы ожидаем, что новый космический аппарат, предназначенный для длительных поездок, позволит нам осуществить первые в истории пилотируемые миссии за пределы Луны в глубокий космос… Впервые в истории мы отправим астронавтов на астероид.
Что ж, профессиональный век президента США короток, и это позволяет давать очень щедрые обещания, а ответственность перекладывать на преемников.

Одним из вариантов Gateway является Deep Space Gateway, она же Lunar Orbital Platform-Gateway – аналог МКС, но не на земной, а на лунной орбите. Логика проста: зачем тратить большие объемы топлива на посадку и взлет массивного корабля, если он может просто вращаться вокруг Луны, а на поверхность при необходимости можно отправлять небольшие челноки.
Но этот проект выглядит не очень привлекательно с точки зрения пиара, и европейские специалисты пробивают идею Moon Village. Так называется некоммерческая ассоциация, поддерживаемая Европейским космическим агентством. Десятки входящих в нее структур предлагают свои варианты базы. В частности, существует вполне приличный украинский вариант, подготовленный КБ "Южное". Вот только работа этой ассоциации больше всего напоминает любительский клуб фантастов - серьезных денег на реализацию проектов у нее нет.
Частные проекты
Борьба амбиций и интересов, набор обещаний, непредсказуемые бюджетные расклады – все это делает государственную космонавтику в России и США не слишком эффективной. Иное дело Китай с его жесткой вертикалью власти; к сожалению, тайконавты не раскрывают в подробностях своих планов, но нет сомнений, что работа в Поднебесной ведется серьезнейшая (и все же сроки запуска перенесены на 2030-е годы). А в странах – лидерах отрасли в качестве альтернативы официальным программам NASA и "Роскосмоса" одна за другой появляются сугубо частные инициативы.
Знаменитого Илона Маска Луна не слишком интересует – он ориентируется на Марс, который в далекой перспективе действительно может быть пригоден для колонизации. SpaceX Маска, конечно, с удовольствием получит контракт NASA на доставку грузов к Луне, но приоритетом компании это не является.
Зато очень активно интересуется Луной "космическая нация Асгардия", созданная российским промышленником и ученым Игорем Ашурбейли. Своей целью "Асгардия", гражданами которой сейчас считают себя более 200 тысяч человек, называет защиту Земли от внешних угроз (радиация, метеориты), для чего необходимо постоянное присутствие в ближнем космосе. Пока что вокруг Земли летает всего лишь маленький спутник "Асгардия 1" (символизирующий собой территорию нации, ведь в Уставе ООН не написано, где должна находиться территория и каковы ее минимальные размеры). Но сотни специалистов работают именно над основанием колонии Асгардии на Луне. 55-летний Игорь Ашурбейли уверенно заявляет, что намерен лично навестить первых колонистов.

Шансы проекта Ашурбейли без государственного финансирования ("Асгардию" все же очень рано считать государством) выглядят призрачными, но определенные наработки могут пригодиться.
* * *
Работа над созданием лунной станции – сумбурная, разнонаправленная, нескоординированная. "Распила" средств здесь куда больше, чем реального желания создать стационарное жилое помещение где-нибудь в кратере Дарвина или море Москвы. Слишком велика стоимость проекта – и корпоративные интересы потенциальных подрядчиков оказываются важнее даже национальных интересов, что уж говорить об общечеловеческих, о которых не вспоминают, кажется, со времен Горбачева.
Может, и правда не стоит с этим возиться? Ну, поставят на Луне четыре базы – российскую, китайскую, американскую и европейскую. И начнут конкурировать за месторождения, устраивать друг другу мелкие гадости, кормить ими популистов…
Похоже, не готовы еще мы, земляне, к настоящему выходу в космос. Психологически не готовы.