В США открыто заявили, что не признают никакие международные суды и нормы. Помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон сказал, что в Белом доме готовы принять все возможные меры для защиты американцев от преследования со стороны Международного уголовного суда (МУС). Более того, он пригрозил санкциями за преследование американцев, закрытием счетов адвокатов и судей МУС и тюрьмой. Малек Дудаков рассказывает, на что готовы пойти США ради защиты своих граждан.
Кто такой Болтон
Наступил звездный час Джона Болтона - одного из самых влиятельных действующих американских дипломатов. Он работал и в администрации Джорджа Буша-старшего, и в команде Буша-младшего, но никогда ранее у него не было таких рычагов власти, как сейчас. Болтон - один из тех людей, к мнению которых всегда прислушивается Дональд Трамп. Он имеет возможность разрабатывать новые внешнеполитические инициативы, представлять их в Белом доме и затем реализовывать. Если другие дипломаты в президентской администрации - госсекретарь Майк Помпео, посол США при ООН Никки Хейли - чаще всего исполняют решения Трампа, то Болтон занимается в первую очередь выработкой стратегии внешней политики. Сложно найти другого члена кабинета Трампа, имеющего такое же влияние на президента.
Жалобы на американцев
Предложение Болтона выйти из соглашения о работе МУС прозвучало не просто так. Как раз сейчас Международный уголовный суд рассматривает вопрос об открытии дела в отношении американских солдат, участвовавших в войне в Афганистане. После сбора нескольких десятков жалоб на действия военнослужащих США от жителей Афганистана судьи ICC в ноябре 2017 г. приняли решение начать процесс.
Впрочем, стоит отметить, что Гаагский суд не стал ограничивать состав обвиняемых лишь американцами. В рамках процесса должны быть также рассмотрены обвинения против солдат правительственной армии Афганистана, боевиков террористического движения "Талибан"* и их союзников из т.н. "Сети Хаккани". В официальных бумагах по этому делу даже упоминаются спецподразделения соседнего Пакистана, которые нередко по приказу США проводят свои операции в Афганистане.
На текущий момент судьи ICC порекомендовали создать международную команду расследователей, которая должна будет отправиться в Кабул и собрать свидетельские показания местных жителей. Затем этим расследователям будет необходимо четко обозначить круг лиц, в отношении которых можно выдвинуть официальные обвинения.
Против международного права
Длительное время МУС отказывался расследовать военные преступления в Афганистане, понимая сложные политические обстоятельства такого дела. Ведь правительства США и Афганистана в таком случае сразу обвинят ICC в потворствовании боевикам из "Талибана"*. Мол, любые официальные обвинения американских или афганских солдат еще сильнее ударят по их репутации среди местных жителей и повысят популярность "Талибана" как альтернативной силы.
С другой стороны, на ICC оказывалось и политическое давление европейской стороны. Многие либеральные политики в Европе критиковали Гаагский суд за то, что тот расследует дела, касающиеся нарушений прав человека в африканских странах. При этом судьи, которые на бумаге имеют все необходимые полномочия и мандат ООН, просто боятся каким-то образом встать поперек внешней политики США и их союзников.
Но в итоге Международный уголовный суд после длительного периода раздумий (а он составлял 14 лет и продолжался с осени 2003 г.) все-таки занялся проблемой соблюдения законов в раздираемом гражданской войной Афганистане. В течение двух месяцев в ноябре-декабре 2017 г. в зале суда выступили 14 приехавших в Гаагу жителей Афганистана. Они рассказали о всеобъемлющей практике использования пыток и избиений со стороны как американских солдат и правительственных войск, так и боевиков "Талибана"*. Кроме того, в суде были заслушаны показания об организации убийств и похищений людей с целью получения выкупа, отправки в тюрьму без решения суда, изнасилованиях и других преступлений против международного права.
Пытки водой
Отдельной темой стала практика "расширенного допроса", которая применялась ЦРУ в отношении многих задержанных афганцев до 2006 г. Здесь речь идет в первую очередь о "пытках водой", применяемых в тюрьмах в отношении подозреваемых в терроризме. Известно, что афганские граждане содержались в тайных тюрьмах ЦРУ в Польше, Литве и Румынии, где против них и использовались пресловутые "пытки водой". Уголовный суд хочет получить доступ в эти тюрьмы и допросить сотрудников ЦРУ, которые ими заведовали.
Выступившие в суде жертвы произвола и их родственники требуют привлечь всех виновников преступлений к ответственности и заложить основу для того, чтобы не допустить подобных выходок в будущем. Судьи ICC согласились с ними в том, что все описанные ими события носят достаточно серьезный характер для организации широкого международного расследования. Однако в связи с техническими и процессуальными сложностями решение о начале такого расследования было официально принято лишь в июле этого года. На задержку повлияли как выборы новых судей ICC, состоявшиеся в марте, так и оппозиция началу расследования со стороны некоторых юристов, заседающих в суде.
Оппозиция расследованию и угрозы судьям
Реакция со стороны государств, чьи граждане будут затронуты в этом процессе, оказалась довольно смешанной. США выступили категорически против его проведения. Советник Болтон заявил о том, что деятельность ICC нарушает американский суверенитет и его постановления не должны признаваться на территории США. Рассматриваемые же там уголовные дела, по словам Болтона, не имеют под собой никаких оснований. Стоит отметить, что Болтон в 2002 г., работая в ООН, оппонировал принятию соглашения о создании ICC. Теперь же у него появляется возможность наконец-то вывести США из-под юрисдикции суда.
Вероятно, что в идеале Болтон бы стремился и к полному выходу США из состава ООН и всех международных организаций, действующих под ее эгидой. Как и многие другие члены кабинета Трампа, Болтон видит сохранение американского суверенитета от глобалистских начинаний одной из важнейших задач нынешней администрации. Но если добиться таких целей крайне сложно, то выйти из договора об ICC очень просто. Для этого будет достаточно одного президентского указа.
В случае, если уголовный суд все же решит проводить разбирательство по Афганистану, то ему могут грозить санкции со стороны США. Болтон перечислил список мер, которые сейчас находятся на рассмотрении американского правительства. К ним относится запрет на въезд в США судей ICC и всех юристов, работающих вместе с ними, а также арест их счетов в американских банках. К тому же Департамент юстиции США может начать свое собственное расследование в отношении судей ICC о превышении их полномочий. В итоге, как заявил Болтон, США готовы сделать все, чтобы максимально ограничить деятельность Международного суда и в конце концов "дать ему возможность тихо умереть своей смертью".
В свою очередь правительство Афганистана ответило в более сдержанных тонах. Формально оно поддержало начало расследования, однако призвало судей провести его предельно корректно и в узких рамках. Афганские власти опасаются того, что широкий процесс над американскими солдатами может мотивировать администрацию Дональда Трампа вывести войска из страны. В таком случае шансы кабульского правительства противостоять давлению со стороны "Талибана"* будут крайне малы.
Чьи нормы выше
Но даже сейчас остается открытым вопрос о том, может ли суд привлекать граждан США к ответственности. Белый дом в 2002 г. присоединился к Римскому статуту о создании уголовного суда, но Конгресс так до сих пор его и не ратифицировал. Это может означать, что его решения будут иметь лишь рекомендательный статус для американских граждан. Впрочем, юристы ООН считают, что, согласно Римскому статуту, под действие Международного уголовного суда подпадают все страны вне зависимости от того, признают ли они его легитимность или нет.
В таком случае вновь поднимется наболевший вопрос международного права: каковы его рамки и может ли оно превалировать над суверенитетом отдельных стран и национальным правом. Американская юриспруденция дает на этот счет однозначный ответ: Конституция США всегда будет находиться выше, чем любые международные нормы, подписанные Белым домом. Соответственно, международное право никогда не будет иметь основополагающее или решающее значение для американского правосудия.
Подобный подход применяется не только в отношении норм и постановлений ООН. Он же используется и в случае коллизии американского законодательства с юридической практикой других стран. Далеко не секрет, что Госдепартамент США старается всеми силами добиваться возвращения на родину американцев, задержанных в других странах. В принципе, похожей политики придерживаются и многие другие страны, включая Европу или Россию. Однако именно для американского правосудия характерна практика не признавать юридические нормы других стран, если они относятся к гражданам США.
Арестованных по тем или иным вопросам американцев практически всегда (если речь не идет о странах-противниках США) возвращают домой и затем уже судят по собственным законам. Американцам, даже проживающим в других странах, все равно приходится соблюдать все законы своей родины. Например, они обязаны платить налоги со своих доходов в Налоговую службу США, проживание в другой стране от этого не освобождает. Единственный способ постараться избежать длинной руки американского правосудия – это получить гражданство другой страны и отказаться от американского.
В политической сфере такое отношение часто вызывает дипломатические конфликты между США и другими странами, в том числе их союзниками или "сателлитами". Скажем, многие европейские государства противились тому, что в тюрьмах ЦРУ, расположенных на их территории, применялись методы "расширенного допроса" заключенных. На тот момент в большинстве стран Европы "пытки водой" были уже долгое время запрещены, в то время как США вплоть до 2006 г. продолжали считать их использование законным. Впрочем, ЦРУ, основываясь на идее о верховенстве американского права на арендованной под свои тюрьмы территории, игнорировало протестные ноты со стороны европейских политиков.
Что творят американские солдаты
Более серьезные происшествия случались в Ираке и Афганистане. Правительства обеих стран после оккупации постоянно жаловались на нарушения прав человека со стороны солдат американской армии. Хорошо известен скандал с пытками заключенных в иракской тюрьме Абу-Грэйб в 2004 г. Другая, не менее жестокая история происходила в афганской тюрьме Баграм, где десятки обвиняемых в пособничестве террористам истязались на протяжении нескольких лет.
В обоих случаях Пентагон провел свое собственное расследование событий, признал часть солдат и офицеров виновными в превышении полномочий и наложил на них наказания. Большинство из них были уволены со службы в армии или понижены в должности и оштрафованы. Некоторые отделались сравнительно небольшими сроками в военных тюрьмах на территории США.
Власти Ирака и Афганистана неоднократно призывали США судить своих военнослужащих по местным законам и отправлять их в здешние тюрьмы. Тем не менее Пентагон и Белый дом ни разу не согласился пойти навстречу предложениям руководства этих стран.
Ситуация особенно обострилась после кровавого побоища на площади Нисур в Багдаде в 2007 г. Виновниками этого события стали наемники из частной военной корпорации Blackwater. Они охраняли перевозку военного груза по улицам Багдада, пока на их пути не оказалось несколько машин с протестующими против американской политики. Бойцы из Blackwater посчитали, что эти машины представляют для них опасность, и начали обстреливать их из винтовок. На помощь находившимся на площади пришли иракские полицейские и военные, которые сами открыли огонь по американским наемникам. В ходе этого противостояния погибли 17 человек, в основном мирных жителей, и пострадали еще 20 иракцев.
Произошедшее стало сильнейшим ударом по репутации корпорации и вынудило Пентагон отказаться от многих заключенных контрактов с Blackwater. Сотрудники компании, которые были замешаны в перестрелке, были оперативно вывезены из Багдада и отправлены в Вашингтон, несмотря на протесты иракского правительства. Судебный процесс над ними затем продлится более 7 лет: в итоге четверо бойцов признаны виновными в неспровоцированных убийствах мирных жителей и приговорены к пожизненным заключениям.
Однако сама история серьезно подорвала дипломатические отношения между Вашингтоном и Багдадом. Правительство Ирака долгое время требовало отдать им наемников для проведения процесса в Багдаде. Нежелание Пентагона идти на такой шаг в итоге заставило Ирак задуматься о выводе американских войск из своей страны.
В 2010 г., когда на повестке дня стояло перезаключение договора о сохранении американских солдат в стране, камнем преткновения как раз стал вопрос об их подчинении иракскому законодательству. Правительство страны было готово оставить все американские базы открытыми, но только если военнослужащие США будут соблюдать юридические нормы Ирака. Белый дом под руководством Барака Обамы отказался идти на такую сделку, что в итоге и привело к началу процесса вывода регулярных войск из Ирака.
- * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.