На базе МГИМО прошел форум "Право цифровой безопасности".
Представители купных организаций, лидеры мнений, а также законодатели и юристы приняли участие в круглом столе "Правовая безопасность блогосферы". В частности, участвовали блогеры Юлия Пушман и Карина Каспарянц, предприниматель и блогер Андрей Ковалёв, заместитель директора пиар-агентства "Энергия" Наталья Высоцкая и председатель правления АНО "Добрый город", блогер, общественный деятель, волонтер Ирина Берман.
Модератор, член СПЧ при Президенте РФ, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России, генеральный директор АНО "Белый Интернет" Элина Сидоренко напомнила, какой контент необходимо распространять в сети.
"Важно сегодня продвигать русскую культуру, использовать мягкую силу, в том числе и во взаимодействии с блогосферой. Это очень важный момент, когда всё русское продвигается на другие площадки. А у нас, к сожалению, получается, что многие блогеры привлекают всё нерусское на российские площадки. Это нужно менять и установить обратную связь", - подчеркнула она.
В этой связи обсудили популярность запрещённых соцсетей, где транслируют исключительно западные ценности. Некоторые блогеры продолжают вести там аккаунты и подвергают риску подписчиков. Об этом напомнил председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ, заместитель генерального директора, руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов.
"Существуют разные технологии, в том числе VPN, которые позволяют обходить блокировку сайтов. И многие люди этим пользуются. Здесь нужно предупреждать, что это грозит сбором персональной информации. Это может нанести ущерб как крупным корпорациям, так и конкретному человеку", - сказал Сабитов.
Он также заявил о необходимости переходить на российские онлайн-площадки, где есть все возможности для распространения полезной информации.
Сегодня деятельность блогеров играет важную роль в формировании ценностей у населения, поэтому крайне важно придерживаться правильного курса, заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе.
"Мы должны понимать, что правовая защита и право неотделимы от понятия ценностей. Защищая блогосферу, российских блогеров и аудиторию, мы должны прежде всего задуматься о том, какие ценности мы защищаем. В западных соцсетях, несмотря на существующие ещё рамки свободы, тем не менее сформировался абсолютно понятный тренд на вытеснение любого контента, который связан с традиционными ценностями", - сообщил Кипшидзе.
О том, почему экстремистские платформы остаются востребованными рассказал главный редактор LOOKY Media Василий Максименко.
"Instagram** (владелец компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена) за два года упал в 6 раз по аудитории - до 7 миллионов человек. Но число активных авторов очень высокое. Площадка по-прежнему интересна бизнесу. За последний год в рекламу у российских блогеров вложили около 1 миллиард рублей – это только по данным Роскомнадзора. Доходы инфлюенсеров, особенно крупных, выросли на треть. Запретами эта ситуация не решается. Видимо, нужны какие-то новые правовые шаги, чтобы стимулировать блогеров дублировать контент на российских площадках", - заявил Максименко.
Переход инфлюенсеров в отечественные ресурсы рационален и с юридической точки зрения. Доводы привёл эксперт РОЦИТ, заместитель Председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин.
"Основной капитал блогера – это социальный капитал, его подписчики. Его нужно охранять и защищать, как это предусмотрено для обычных материальных объектов. Проблема в том, что социальный капитал блогеров на иностранных площадках не защищён. Известна масса случаев, когда нашим блогерам перекрывали монетизацию, блокировали их аккаунты. Соответственно, они теряли социальный капитал, который копился долгие годы", - считает Едидин.
Объём блогерского рынка в России в 2023 году составил порядка 30 млрд рублей. Это больше, чем печатная пресса и радиореклама вместе взятые. Такими поделился CEO агентства креативных коммуникаций Blacklight, сооснователь СРО "Ассоциация Блогеров и Агентств" Максим Перлин. Именно поэтому важно помнить и о системе налогообложения для блогеров, которые не всегда решаются полностью перейти на российские онлайн-платформы. Возможное решение этой проблемы предложил советник налоговой практики юридической компании ЭБР Игорь Грибков.
"Стоит нам рассмотреть возможность амнистии по аналогии с той, когда бизнесмены возвращали капиталы из-за рубежа в Россию. Вполне возможно, что многие блогеры не переходят на российские площадки, потому что боятся. Боятся ответственности и того, что они не показывали эти доходы. На зарубежных площадках они не так видны. Соответственно, вот такое мероприятие в виде амнистии будет хорошим стимулом для российских блогеров прийти на наши площадки", - заявил Грибков.
- * экстремистские организации, запрещенные на территории России