Политика

Политика в кино: Стоит ли недооценивать этот вид пропаганды?

Политика в кино: Стоит ли недооценивать этот вид пропаганды?

Фильмы для молодежи политичны, как никогда прежде. Такую точку зрения высказал немецкий портал Die Revolten einer verlorenen Generation. 

В пример издание привело третью часть «Голодных игр». Кино начинается с того, что главная героиня просыпается в бункере после выстрела из лука и попадания стрелой в электростатический сферический купол над боевой зоной. Этот выстрел стал точкой, с которой начался формироваться протест с обществе. Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) первая смогла пойти против системы.

Проснувшись, она узнает, что из нее собираются делать лидера оппозиции, которая должна повезти людей на войну с Капитолием. Получив согласие Китнисс на роль так называемой «сойки пересмешницы», женщина-президент (Джулиан Мур) и главный стратег сопротивления (одна из последних ролей Филипа Хоффмана) создают ей образ непобедимого бойца с несправедливостью (которая без особых усилий может сбить стрелой боевой самолет). 

Причем на само создание образа выделено довольно много времени киноленты. А между тем ее противник президент Капитолия Сноу (Дональд Сазерленд) использует ее возлюбленного Пита (Джош Хатчерсон) как телевизионную марионетку для дискредитации бунтарей.

В предыдущих частях фильма показывалось, как отвлекая внимание от бедности в порабощенных землях и укрепляя нерушимую власть режима, массам показываются жестокие сцены из Голодных игр. «Однако молодая участница этой жестокой игры использует направленные на нее камеры в своих интересах: с их помощью она разоблачает махинации государства тотальной слежки и бросает вызов существующему истеблишменту, и таким образом эта лента вписывается в общую мозаику фильмов для молодежи, которые в настоящее время политизированы, как никогда раньше. В них элементы научной фантастики, приключенческого жанра и общественной драмы превращаются в кошмарную притчу. Они прощупывают наследие утраченной истории, ищут выход из медиального иллюзорного мира и постоянно борются за право иметь независимое будущее», - цитирует немецкое издание «ИноСМИ».

В пример приводится еще один недавно вышедший фильм - «Бегущий в лабиринте», где главный герой бросает вызов системе и организовывает бунт. Выбравшись наконец из лабиринта, при этом потеряв многих людей, их ожидает открытие: они были и все еще продолжают оставаться объектами для опытов в рамках проводимого над людьми жестокого эксперимента. «Вместо восхваления прогресса зрителям предлагаются диссонансы медийных симуляций. Они являются настоящим оружием XXI века, поскольку теперь уже они в состоянии порабощать не только тело, но и душу», - пишет издание. 

Герои этих фильмов-антиутопий для юношества, не успев повзрослеть, все чаще вынуждены жертвовать своей жизнью ради моральных и духовных перемен. Они становятся воплощением надежды реально существующей молодежи, которые сильнее, чем когда-либо пытаются «обрести свою собственную идентичность на фоне массовой безработицы, потоков беженцев и геополитической нестабильности». 

Особое внимание следует уделить и пропаганде в кино позиции страны-создателя ленты в международных конфликтах. Так, во времена Корейского конфликта в 2013 году на экраны вышли подряд два фильма производства США, в которых граждане Северной Кореи нападают на Белый дом - «Падение Олимпа» и «Штурм Белого дома». На протяжении обеих картин доблестные американцы спасают своих президентов от «злых» корейцев. В конце обязательно хэппи-энд - нападающие повержены, США продолжает здравствовать. 

Сейчас на экранах можно заметить множество картин с «плохими русскими». Например, «Человек ноября»: главный злодей фильма - кандидат в президенты РФ, который в этой картине представлен насильником и пьяницей. Или «Великий уравнитель»: герой Дензела Вашингтона подружился с милой девушкой, которая работает проституткой, и однажды вступился за нее. Оказалось, что Тери (Хлоя Грейс Морец) находится под контролем бандитов «русской мафии». Ух, не поздоровилось русским в этой картине. 

Да, можно сказать, что это всего лишь художественные картины и не нужно искать в них политическую подоплеку. Однако, как пишет немецкое издание, ни в коем случае не следует недооценивать их социологическую значимость.