Мнение

Сетевая культура: как коронавирус изменит киноиндустрию

Сетевая культура: как коронавирус изменит киноиндустрию

Из-за коронавируса отменили Каннский фестиваль, кинотеатры ограничили продажи билетов, премьеры перенеслись, производство сериалов отложено. Музеи закрыты, театры отменяют спектакли. Иван Афанасьев — о том, как коронавирус повлияет на киноиндустрию.

В российском и мировом кинобизнесе происходят исторические перемены: противный коронавирус разгоняет релизы в прокате, как веник сор. Обстановка меняется буквально каждый час, и это легко продемонстрировать на примере одного маленького кинотеатра Москвы, с работой которого я знаком, скажем так, не понаслышке.

Столичный кинотеатр "Звезда" на станции метро "Курская" — центральный во всей государственной сети "Московское кино". Единственный камерный зал на шестьдесят человек вместо монструозных холлов "для всей семьи", кофе и круассаны вместо попкорна и кока-колы, фестивальные и артхаусные новинки против многомиллионных блокбастеров. Не могу разглашать реальную сумму среднего заработка за день, но пусть он будет, для наглядности, около 40 тысяч в выходной день (когда зарабатывается основная сумма недельной выручки). Возьмем гипотетическую, высчитываемую путем несложных манипуляций с цифрами (кол-во залов, возможных сеансов в день, средняя стоимость билета), и получим примерную цифру для классического мультиплекса на 6-8 залов — 600-750 тысяч рублей в выходной день. Разница очевидна. На стороне больших кинотеатров весомые аргументы вроде массивных рекламных кампаний, привлекательно-развлекательного формата подачи и прибыльных диснеевских и "марвеловских" блокбастеров.

А теперь вообразим себе, что указ, запрещающий проводить мероприятия численностью более 50 человек, в момент обрушивает всю эту сложную систему "завода" зрителя на сеансы при помощи внешней рекламы, соцсетей, TikTok-видео и прочих инструментов. Даже если представить, что народ решится толпой отправиться на какого-нибудь "Бладшота" с Вином Дизелем, на всех просто не хватит мест: одно "мероприятие" — один сеанс — 50 человек. А народ не отправится, а продолжит штурмовать супермаркеты, выискивая по сусекам крупинки гречневого богатства. Как же быть в таком случае скромному пятачку на Земляном Валу, где тихонько в тупике притаилась "Звезда" со своим артхаусным репертуаром, который и без того вечно пытается с потом и кровью отбить себе право на показ среди титанов-"Холопов"? И как вообще быть кинотеатрам — и тем, которые ставят целью заработать денег, и тем, которые вроде бы живут во имя искусства (но которым тоже не чуждо желание прибыли)?

Если раньше существовал такой основополагающий механизм сбора денег со зрителя, как "кинотеатральное окно" (промежуток времени с момента выхода фильма до его появления на видеосервисах), то сейчас этот инструмент просто-напросто представляется архаизмом. Промежуток между прокатом фильма и появлением его на VOD-сервисах стремительно сократился до минимума. Как апофеоз этого явления, революционность которого неочевидна для зрителя, но очевидна для прокатчика, стало объявление, что мультфильм "Тролли. Мировой тур" выйдет одновременно и в кинотеатрах, и на видеоплатформах. Это смелый эксперимент, на который идет студия Universal Pictures после того, как им пришлось передвинуть на неопределенный срок прокат очередной части "Форсажа". В чем же его невероятность?

"Тролли" будут показательным примером того, как в ближайшие 3-5 месяцев (именно столько закладывают на буйство коронавируса и меры по возврату индустрии развлечений к более-менее работоспособной модели) будут конкурировать между собой кинотеатральный прокат и видеорелизы. Хотя ответ, кто будет победителем, очевиден: достаточно вспомнить весьма ультимативное письмо председателя совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина от 16 марта, обращенное владельцам видеосервисов, например, "Яндексу", объявившему о бесплатном доступе к ассортименту онлайн-кинотеатра "Кинопоиск HD":

Некоторые онлайн-видеосервисы уже объявили "карантин" для традиционных кинотеатров, и, пользуясь таким маркетинговым приемом, стали активно привлекать зрителей подписками, в том числе бесплатными, на свои сервисы. Ассоциация владельцев кинотеатров считает, что использование в рекламных целях призывов к зрителям отказаться от посещения кинотеатров в пользу онлайн-видеосервисов недопустимо. В связи с чем кинотеатры, входящие в состав Ассоциации владельцев кинотеатров, считают возможным для себя прекратить онлайн-продажу билетов на платформах, связанных с онлайн-видеосервисами, ведущими вышеописанные маркетинговые кампании. А также оставляют за собой право отказа от демонстрации в кинотеатрах Ассоциации фильмов, показ которых в дальнейшем планируется в онлайн-видеосервисах, пользующихся сложившимся положением в ущерб российскому кинотеатральному показу.

Впоследствии конфликт был полюбовно исчерпан: можно полагать, что в данной ситуации желание обеспечить людей в интернете (который стал оплотом всех вынужденных домоседов мира) "бесплатным кино" превалировало над желанием продвинуть свои сервисы и, простите, хайпануть на всеобщей панике (хотя кто знает!). Но беспокойство Олега, ровно как и беспокойство работников киноиндустрии в целом, прекрасно можно понять. За последние лет пять, с появлением в числе крупнейших игроков индустрии Netflix, вопрос о том, как долго еще кинотеатры будут оставаться предпочтительной формой кинопросмотра, стал еще более актуальным. Переломным моментом можно считать 2017 год, когда в конкурс Каннского кинофестиваля вошла "Окча" Пона Чжун Хо (режиссер "Паразитов") — голливудско-южнокорейская фантастическая сказка о дружбе девочки и генетически модифицированной свинки. То есть "буржуйская" видеоподелка (как сказали бы снобы, в итоге они ведь так и сказали) конкурировала наравне с элитарными фресками от Михаэля Ханеке, Франсуа Озона и Андрея Звягинцева. Непорядок!

И там же Уилл Смит, член жюри основного конкурса, сказал, что ему в целом нормально смотреть из дома: почему бы и нет, если индустрия так развилась, что можно на видеосервисах увидеть эксклюзивное кино с Джейком Джилленхолом и Тильдой Суинтон, не отвлекаясь на хруст попкорна и втягивание газировки через трубочку? Так что вопрос о том, насколько коммерчески привлекателен формат кинотеатрального проката в связи с выходом кино в онлайн, обсуждается уже давно. А с коронавирусной эпидемией, загнавшей здравомыслящих граждан со всего мира в теплые и безопасные дома, вопрос встал ребром. Ни у кого нет сомнений, что родители по всему миру, как бы ни старались владельцы киносетей отгородить их и их чад от зловещей инфекции (в США и Великобритании уже закрылись крупнейшие киносети, но не все), вряд ли в большинстве своем рискнут тащить детей в кино. Зачем, если можно дать ребенку планшет, да еще и сэкономить?

Этот конфликт гораздо серьезнее, чем может показаться: привычные нам механизмы продвижения и позиционирования кино сломаны или по крайней мере надломаны. Все те же Канны, мекка производителей кино- и видеоконтента, потихоньку отодвигают свои мероприятия на осень. Уже перенесен фестиваль рекламы "Каннские львы", фестиваль сериалов CANNESERIES и крупнейший европейский кинорынок MIPTV, где владельцы киносетей издревле в новейшей истории набирали себе контент для проката, отменены. Каннский кинофестиваль сдался. Король киносмотров, важнейшее мероприятие, определяющее кинотеатральную политику на год вперед, не нарушало периодичности смотров с 1968 года, когда Францию охватили студенческие протесты. Неужто власть белых успешных мужчин во главе с бессменным директором Тьерри Фремо может пошатнуть какой-то невидимый глазу враг? Что уж говорить, если отменяются даже летние кинофестивали в Сиднее? 

Так что, как бы мы ни пытались хорохориться и говорить, что "меня коронавирус не касается", как бы он "искусственно" ни раздувался СМИ, факты таковы, что мы с вами присутствуем при историческом моменте. Инфекция меняет наш мир — трудно пока сказать, к лучшему или худшему, потому что в пелене новостей про обвал рубля и цен на нефть, скупку гречки и туалетной бумаги практически невозможно заметить что-то хорошее. Но я постараюсь вынести из этого и положительные выводы. Из плохого: всем работникам индустрии развлечений придется очень несладко. Кто-то точно лишится рабочих мест: кино не золотая жила, всех на удаленку не переведешь, всем впрок две трети от оклада не заплатишь. Пустить работника под сокращение в долгосрочной перспективе проще, чем потом несколько месяцев держать его на передержке. Да и в целом ситуация плачевная: тем, кто рискнет продолжать работу в нынешних условиях, предстоит нелегкая борьба за зрителя со скудным набором релизов. Тем, кто решит прикрыть белый экран тряпкой на ближайшее время, грозит банкротство или как минимум тяжелые убытки.

Но есть и хорошие новости: помимо консолидации человеческого общества в целом, можно ожидать, что все те же видеосервисы возьмут под свое крыло отчаявшихся владельцев киносетей и предложат взаимовыгодную помощь. "Кинопоиск" уже написал ответное письмо Ассоциации владельцев кинотеатров:

Сейчас многие оказались дома, и активности всего рынка должны быть направлены на то, чтобы поддержать людей, находящихся в вынужденной изоляции. Мы готовы участвовать в поиске решений в поддержку кинотеатров. "КиноПоиск HD" может предоставить платформу для проведения онлайн-сеансов кинотеатральных показов с продажей на них билетов и структурой распределения выручки, максимально приближенной к кинотеатральному прокату. Мы понимаем, что все решения зависят от прокатчиков и кинотеатров, и открыты для диалога.

Что в итоге привело к примирению обеих сторон. Безусловно, общество, как и искусство в нем, трансформируется. И, возможно, это даже к лучшему. Вот она, парадоксальность ситуации: изоляция должна научить человечество ценить и уважать общество, которого они по вине коронавируса временно лишились. И, таким образом, болячка как бы сама начинает выполнять функции регулятора культуры. Частью которой кино и является. И которая учит нас: как бы ни хотелось чихать на чью-то жизнь, порой это стоит все же делать дома, а не в душном зале кинотеатра.