Правительство России внесло в Госдуму законопроекты, которые предполагают изменения параметров налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и повышение НДФЛ до 15% на доходы свыше 5 миллионов рублей. Дмитрий Лекух - о том, почему эти фискальные решения государства можно считать долгожданной корректировкой в сторону справедливости.
Есть очень жесткое правило, которое вбивают в непокорные головы студентов первого курса экономических вузов: в условиях экономического кризиса повышать налоги ни при каких обстоятельствах нельзя, даже если этого очень хочется. Тут все просто: в кризис спасают не казну, ее как раз довольно часто неимоверно щедро расходуют. В кризис спасают т.н. "налогооблагаемую базу", то есть будущие, пролонгированные по времени сборы, и это гораздо важней.
Тем не менее применительно к текущей ситуации в экономике нашей страны можно констатировать следующее: в этом году правительство РФ приняло важные фискальные решения, которые, несмотря на очевидный глобальный экономический кризис, обстановку в экономике страны отнюдь не ухудшают.
Напротив, если эти инициативы будут одобрены в Госдуме, будет снижен бюджетный дефицит, а также появятся возможности для экономического роста в большинстве перспективных отраслей. Все гораздо проще и
одновременно сложней: предложения правительства по налогам не просто
составляют единую стратегию по повышению
стабильности, но и способствуют
восстановлению экономической
справедливости в стране.
Поясним. Как известно, во всех странах мира, особенно в государствах капиталистических, при добыче полезных ископаемых компании уплачивают так называемую "горную ренту" в виде роялти, привязанную к цене на ресурсы. Но для российских компаний, добывающих твердые полезные ископаемые, отечественное налоговое законодательство было крайне либеральным.
Просто чтобы было понятно: эффективная ставка НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) в России по нефти составляет от 40 до 50%, что в текущих условиях хоть и выглядит устрашающе, но на деле вполне вменяемо. Но уже по газу НДПИ составляет 15%, драгоценным камням - 8%, по драгметаллам - около 6%. А вот по твердым полезным ископаемым - всего 0,5-0,6% от получаемой выручки. Это в разы меньше ставок, которые практикуются в остальных цивилизованных странах.
И здесь правительство отмечает явный перекос в налогообложении и предлагает его исправить, установив повышающий коэффициент 3,5 по НДПИ для компаний, добывающих твердые полезные ископаемые (торф, уголь, руды и металлы).
То есть речь идет не столько о росте налогов, сколько о весьма разумной корректировке. Особенно если учесть, что правительство намерено ввести меры по поддержке IT-компаний, снизив ставки по налогу на прибыль до 3%.
Итак, с "горной рентой" разобрались:
если говорить с точки зрения смыслов,
то это не "рост налогов", а всего лишь восстановление справедливости. Кстати, "дыр" подобного
рода в нашем
законодательстве, к сожалению,
много, и очень хорошо, что правительство под руководством Михаила Мишустина начало их устранять.
Переходим к вопросу отмены льготы по НДПИ для выработанных месторождений. Боль это старинная, не раз и не два уже обсуждаемая и к единому мнению в экспертном сообществе не приводящая. Но надо было что-то решать. Вот и решили.
"По НДПИ договорились пересмотреть ряд льгот, которые, на наш взгляд, носят неэффективный характер. Речь идет о выработанных месторождениях, месторождениях со сверхвязкой нефтью. По экспортной пошлине льгота будет отменяться по зрелым месторождениям. Мы оцениваем дополнительные поступления от этой меры около 30 млрд руб.", — сказал господин Силуанов журналистам ТАСС несколько дней назад.
Для нефтяной отрасли в РФ, на мой взгляд, действует крайне неэффективная система налогообложения, состоящая из большого количества невыгодных для бюджета льгот. Их с годами стало так много, что возникало ощущение, что добыча нефти в нашей стране - крайне невыгодное занятие. А это совсем не так.
По сути, Минфин и правительство предлагают начать серьезные перемены в этой сфере. Для начала будут отменены морально устаревшие льготы - так называемый "коэффициент выработанности".
Данная норма была введена почти 15 лет назад для старых выработанных месторождений, чтобы как-то компенсировать высокие затраты добывающих компаний. Однако в современном мире технологии добычи нефти постоянно совершенствуются, и сейчас эта льгота стала не средством поддержки нефтяников, а инструментом получения сверхприбылей, но, как вы понимаете, отнюдь не в бюджет Российской Федерации.
Отменяя эту льготу, правительство предлагает нефтяникам перейти на налог на дополнительный доход (НДД). Это сделает систему налогообложения в этой отрасли более эффективной, но при этом не пострадают компании, которые несут действительно серьезные затраты на разработку старых нерентабельных месторождений.
Таким образом, все вышеизложенное - это банальное восстановление баланса и, если хотите, справедливости в финансово-хозяйственных отношениях государства (считай, народа) и отдельных субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Причем, поверьте профессиональному экономисту, по сравнению с другими странами - это действо еще и предельно вегетарианское.
17 сентября в Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий также и повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% для граждан, чей ежегодный доход превышает 5 млн рублей. При этом деньги, полученные от таких налоговых поступлений, направят на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями.
Эту инициативу можно считать мягким отходом от "плоской" к "прогрессивной шкале". Здесь речь идет больше о социальной справедливости, а еще – о пополнении бюджета на сумму около 60 млрд рублей.
Иными словами, речь в новых инициативах правительства
идет, за редким исключением, не о "росте
налогов", а об их логичной корректировке в пользу граждан, малого и среднего бизнеса и действительно нуждающихся в поддержке государства отраслей.