Статьи

"Охотник" в ударе: в чем особенность новейшего российского тяжелого беспилотника

"Охотник" в ударе: в чем особенность новейшего российского тяжелого беспилотника

Российские военные показали первые летные испытания новейшего тяжелого ударного беспилотника "Охотник", который разрабатывается с 2011 года. Пока у России нет на вооружении ударных беспилотных летательных аппаратов. Но на "Охотник" возлагаются большие надежды. История военных беспилотных летательных аппаратов в какой-то мере повторяет историю авиации в Первой мировой войне. Изначально разработанные исключительно как разведчики, позже они обзавелись и функциями удара по наземным целям. Так скоро в воздух поднимутся первые беспилотные истребители. Вполне возможно, что полетевший на днях С-70 "Охотник" — один из них. Сергей Иванов рассказывает о его перспективах.

Образцы для вдохновения

Когда впервые были опубликованы фотографии "Охотника", абсолютно все подметили его внешнее сходство с Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Доходило до обвинений в копировании этого аппарата. 

"Охотник" и Lockheed Martin RQ-170 Sentinel1/2
"Охотник" и Lockheed Martin RQ-170 Sentinel2/2

Но российский аппарат значительно больше по длине и по мощности двигателя, имеет более высокую скорость. А сама по себе схема "летающее крыло" — давняя мечта авиаконструкторов, воплотить которую пытались еще немцы в годы Второй мировой войны. Несмотря на некоторый успех этих попыток, самолет, построенный по такой схеме, нуждался в сложных электронных системах управления, которых в то время не было. Поэтому "летающее крыло" нашло применение только в последние несколько десятилетий.

Другим важным фактором при разработке "Охотника" стал успех применения ударных БПЛА со стороны США в локальных конфликтах. Более того, малоразмерные ударные беспилотники, собранные в подвалах и гаражах из комплектующих с AliExpress, успешно применяются в локальных войнах. Сирия, Ирак, Йемен, Украина — все противоборствующие стороны в этих конфликтах, не имея финансовых или интеллектуальных возможностей для разработки своих ударных машин, делают их в кустарных условиях. И периодически с неожиданным успехом применяют.

Характеристики "Охотника"

Впрочем, маленькие "кустарные" ударники против мало-мальски современной и бдительной армии применить не получится. Например, террористы в Сириии неоднократно пытались атаковать российские базы роями беспилотных аппаратов, но почти все они или сбивались на подлете, или перехватывались средствами РЭБ. Чем меньше беспилотник, тем меньше его дальность, слабее сигнал, ниже скорость и слабее вооружение.

Самым массовым на сегодняшний день ударным беспилотником является американский MQ-9 Reaper. Оборудованный экономичным двигателем и управляемым вооружением, он может десятками часов "выжидать" свои цели, что обуславливает его успешное применение в ходе конфликтов на Ближнем Востоке. Минусами этого дрона можно считать низкую скорость (всего 400 км/ч) и узкую номенклатуру вооружений с небольшим радиусом действия. Это делает его уязвимым — даже очень старые системы ПВО легко захватывают его в прицел и поражают. Впрочем, абсолютное большинство целей, для поражения которых используется "Жнец", никаких систем ПВО не имеет.

MQ-9 Reaper ("Жнец")

Когда от самолета хотят добиться одновременно высокой дальности, скорости и боевой нагрузки, он начинает набирать размер и вес. И "Охотник" — не исключение. Это по-настоящему тяжелый ударный БПЛА, взлетный вес которого превышает 25 тонн, что ставит его в один ряд с современными истребителями. Более того, большой размер позволяет аппарату нести в себе значительно больше средств обнаружения и контроля над полем боя. На фотографиях беспилотника выделяется носовой обтекатель, который почти наверняка скрывает под собой мощную радиолокационную станцию, сопоставимую с БРЛС самолета Су-34.

Согласно публикующимся в СМИ данным, беспилотник способен нести 2,8 тонны боевой нагрузки. Уже неоднократно звучали комментарии о том, что для такого тяжелого самолета это слишком мало. Но если речь идет о нагрузке только на внутренних точках подвеса (необходимое условие для малозаметности), это очень много — больше, чем у любого из существующих самолетов-невидимок (за исключением стратегического бомбардировщика B-2 Spirit). В частности, F-22 на внутренних точках может нести не более 1,1 тонны вооружений, Су-57 — около двух тонн. Максимальная нагрузка у этих самолетов выше, но с ней они теряют свои летные характеристики, дальность и полностью утрачивают малозаметность.

Двигатель на "Охотнике" сделан на базе двигателя АЛ-41Ф1, установленном на Су-57. Ключевое отличие от оригинального двигателя — отсутствие форсажной камеры, что несколько облегчает и укорачивает его, но лишает самолет возможности быстрого набора скорости и высоты, а также с некоторой вероятностью говорит о том, что скорость звука "Охотник" превысить не способен. Впрочем, некоторые СМИ сообщают, что максимальная скорость аппарата составит 1400 км/ч, но официальных данных нет.

Высокая дозвуковая скорость (тем более — неподтвержденный сверхзвук) позволяет "Охотнику" выполнять задачи в одном строю с истребителями. Другие имеющиеся в мире беспилотные аппараты таких возможностей в принципе не имеют. Это значит, что такой беспилотник может стать "глазами" и даже "руками" находящихся в тени истребителей, не подставляя их под первый удар врага.

Беспилотники, которые атаковали российскую базу в Сирии. Фото Минобороны

Пилоты беспилотников 

Полет практически всех существующих на сегодняшний день беспилотников полностью или частично управляется с земли или ограничивается заранее выданным полетным заданием и маршрутом. Если речь идет не о разведчике, а об ударной машине, то решение о применении оружия тоже приходит с земли. И эта коммуникация является одним из слабых мест самой концепции беспилотника: при развитии современных и будущих средств радиоэлектронной борьбы и постановки помех связь с дроном может быть ухудшена или прервана полностью. Более того, уже неоднократно осуществлялся перехват управления и даже посадка на своей территории беспилотников противника.

Разработчики этих систем понимают угрозу со стороны РЭБ и обычно предусматривают несколько резервных механизмов управления — например, возврат на аэродром базирования с ориентацией с помощью систем спутниковой навигации, инерциальных систем и так далее. Но даже в этом случае с земли можно подавить этот сигнал и подать ложный, в результате чего беспилотник может быть уведен в нужную сторону и даже посажен на землю. И каждый такой новый резерв увеличивает массу, сложность и стоимость беспилотника.

За последние несколько лет Иран несколько раз перехватывал и сажал американские беспилотные аппараты. Более того, Иран неоднократно перехватывал и публиковал в сети видеосигналы, которые беспилотники передавали на свои базы. В 2011 году Иран праздновал беспрецедентный успех, когда "угнал" и посадил на своей территории американский RQ-170. США попросили вернуть беспилотный летательный аппарат, с заявлением выступил даже президент Барак Обама, но Иран отказался.

Захваченный Ираном RQ-170 Sentinel

По данным СМИ, "ответственным" за эти радиоэлектронные подвиги является комплекс РЭБ "Автобаза" российского производства. Добыча Ираном американской беспилотной матчасти и ее изучение позволила стране войти в топ-10 мировых производителей беспилотников. По-настоящему проблему с перехватом и подавлением сигналов может решить только 100%-ая автономность для беспилотного летательного аппарата. Но ее обеспечение — это очень сложная задача, ведь по сути требуется создать искусственный интеллект, у которого вдобавок будет право на использование вооружения. Эта задача так или иначе будет решена, но существующие серийные модели такими системами не оборудованы. По крайней мере официально.

Еще одним способом является управление беспилотниками с самолета, который летит относительно далеко от них. Это позволяет значительно увеличить защищенность канала связи от помех и во многом решает проблемы с автономностью.

"Охотник" пока совершил лишь первый испытательный полет. Требуются еще годы исследований, испытаний и разработок для того, чтобы эта красивая машина стала по-настоящему грозным оружием.