После обострения отношений США и России эксперты стали чаще анализировать потенциальные военные возможности двух стран. Сравнение истребителей - одна из самых популярных тем. В США признали Су-35 мощнейшим оружием РФ, а журнал National Interest назвал его "худшим ночным кошмаром" для американских ВВС в Азиатском регионе. Но с новейшими российскими разработками не все так гладко. Истребитель пятого поколения Су-57 вызывает скепсис у экспертов. Источником финансирования серийного производства Россия рассматривала партнерство с Индией. Но создание на базе Су-57 индийского истребителя было заморожено. Сергей Иванов рассказывает о будущем российских истребителей и объясняет, почему некорректны сравнения их мощи с остальными.
Три поколения в бою
Каждая страна стремилась иметь на вооружении лучшие самолеты и всячески превозносила свои машины по сравнению с конкурентами. Сухие цифры летно-технических характеристик машин могут дать частичное представление о том, какой из самолетов имеет превосходство. Но проверяются они всегда только боем.
Реактивным самолетам первого поколения удалось хорошо пощипать другу другу перья в ходе Корейской войны — советские МиГ-15 и американские F-86 показали себя практически равноценными противниками в воздушном бою. Решающим было именно мастерство пилотов.
Самолеты второго и частично третьего поколения сразились друг с другом в небе Вьетнама. В самом начале войны, кстати, произошел интересный казус, связанный с вооружением самолетов. Военные теоретики и конструкторы самолетов считали, что с появлением наводящихся ракет воздух-воздух дистанции боя станут очень большими, и авиапушки станут ненужными. Поэтому на новейшие МиГ-21 и F-4 Phantom II их попросту не ставили. Но первые же воздушные бои показали, что точность ракет в реальных боевых условиях гораздо ниже, чем на учениях и испытаниях, и что самолетам требуется орудие ближнего боя. Поэтому на уже выпущенные самолеты в срочном порядке установили подвесные контейнеры с пушками, а в конструкцию строящихся вернули пушечное вооружение.
Впрочем, Вьетнамская война уже была очень несимметричной — Штаты бросили в бой намного больше самолетов, чем Северный Вьетнам, что, с другой стороны, компенсировалось поставленными из СССР новейшими системами ПВО. Такими войнами, как Корейская и Вьетнамская, сверхдержавы опосредованно сражались друг с другом — это был своеобразный полигон для возможной Третьей Мировой.
А войны между другими странами становились скоротечнее. В тех же арабо-израильских конфликтах превосходство в воздухе зачастую завоевывалось в первые же часы войны ударами израильской авиации по вражеским аэродромам. Вдобавок летная подготовка израильских пилотов была намного лучше. Бои шли в очень неравнозначных условиях — и это огромный плюс в копилку к армиям-победителям, но никак не говорит о превосходстве того или иного самолета над конкурентом.
Вот четвертому поколению реактивных истребителей совсем "не повезло". Друг с другом они в реальных боевых условиях почти никогда не сражались.
Они участвовали в военных конфликтах 90-х и нулевых годов, но всегда с огромным численным превосходством против морально устаревших машин противника. Например, в ходе войны в Югославии страны НАТО выставили около 1000 самолетов против нескольких десятков самолетов Милошевича. Да, среди них были МиГ-29 четвертого поколения. Но условия, мягко говоря, были неравны – при подавляющем количественном и качественном превосходстве победа в бою едва ли будет сюрпризом.
На 4+
Если говорить о пятом поколении, то тут долгое время безраздельно господствовали США со своим F-22. СССР развалился, программы проектирования новых истребителей были заморожены или закрыты. КБ и заводы жили за счет экспортных контрактов на самолеты — тот же Су-27 оказался крайне удачным истребителем, и на его базе было сделано множество разных машин, поставляющихся на экспорт. Началась эпоха поколения 4+.
"Плюс" появился не просто так. Смена поколений в реактивной авиации проходила все медленнее — если между первыми полетами МиГ-15 из первого поколения и МиГ-19 из второго прошло всего 5 лет, сроки их разработки от проекта до серийной машины были очень коротки, то между четвертым и пятым поколением прошли несколько десятилетий. Самолеты стало все сложнее совершенствовать, и нужно было обозначить промежуточный результат. Поколение 4+ обозначает, что самолет обзавелся некоторыми "фишками" самолетов пятого поколения (например, современным радиоэлектронным оборудованием), но в целом до него не дотягивает.
В итоге пятое поколение появилось и у нас — Су-57, созданный по программе ПАК ФА, удовлетворяет предъявляемым к пятому поколению требованиям. Но руководство страны сделало выбор в пользу массовой закупки Су-30 и Су-35, относящихся к поколению "плюсов", а пятое поколение будет выпускаться малой серией.
Проблемы пятого поколения
Одна из причин в том, что для российского "пятого поколения" пока что нет задач. То же самое можно сказать и про США: F-22 находится на вооружении с 2005 года, но первое боевое применение состоялось в 2014 году — несмотря на то, что американская авиация все эти годы перманентно воевала на территории Ближнего Востока.
Одной из возможных причин столь позднего боевого дебюта "Раптора" может быть стоимость эксплуатации: летный час F-22 минимум в полтора раза дороже, чем сопоставимого по характеристикам F-15. Другая причина также в том, что самолет заточен на завоевание превосходства в воздухе, а его ударные возможности существенно ограничены. F-35 в этом отношении имеет преимущество, ведь он изначально разрабатывался как многоцелевой истребитель. Боевое применение F-35 состоялось в мае 2018 года авиацией Израиля.
Важнейшая "фишка" пятого поколения - малозаметность, а она достигается в том числе размещением всего вооружения во внутренних отсеках истребителя. Но во внутренних отсеках не может быть размещена вся номенклатура вооружений, и далеко не вся возможная боевая нагрузка — на внешних пилонах что F-22, что F-35, что Су-57 могут нести в несколько раз больше ракет и бомб (по массе), чем во внутренних отсеках.
Например, F-22 в отсеках несет 1,1 тонны оружия, в то время как его максимальная боевая нагрузка составляет около 11 тонн. У Су-57 отсек вооружений крупнее, и он может нести около двух тонн бомб внутри при максимально возможной нагрузке в 10 тонн. Таким образом, если в бой эти самолеты будут идти с подвесным вооружением, они лишатся малозаметности, лишатся крейсерского сверхзвука (из-за возросшего сопротивления) и по сути утратят все "фишки", присущие пятому поколению, уравнявшись с поколением 4++. От пятого поколения в таком раскладе останется лишь высокая стоимость эксплуатации.
В полной мере свойства "пятого поколения" могут раскрыться в воздушном противостоянии двух технически развитых армий. У России на данный момент нет таких врагов — любая война со странами НАТО крайне маловероятна, как и военный конфликт с ядерными державами вроде Индии и Китая. На Ближнем Востоке абсолютное большинство стран имеют и техническое, и количественное отставание авиапарков. Единственное исключение — Израиль.
Есть и другие проблемы. Су-57 пока что летает с двигателем первого этапа — он обеспечивает самолету высокую тяговооруженность и крейсерский сверхзвуковой полет, но не способен в полной мере раскрыть потенциал этого самолета. Предполагалось, что двигатель второго этапа ("Изделие 30") будет довольно быстро запущен в серию, но программа задерживается. Двигатель будет иметь гораздо большую максимальную тягу (18 тонн против 15), а также тягу на крейсерском режиме.
Совместная российско-индийская программа FGFA по созданию истребителя пятого поколения на базе ПАК ФА была недавно заморожена Индией. Индийская сторона оказалась недовольна задержками программы и степенью локализации производства, а также тем спектром технологий, которым Россия готова была поделиться. Нельзя забывать и о том, что в военном руководстве Индии есть достаточное число лоббистов западных истребителей, которые всеми путями будут препятствовать любому возможному российско-индийскому сотрудничеству.
В свете этого всего закупка Су-35 и Су-30 выглядит оптимальным решением. Су-35 имеет очень хорошие летные характеристики, и до пятого поколения "не дотягивается" только в плане крейсерского сверхзвука и малозаметности. В то же время на Су-35 стоит одна из самых мощных истребительных РЛС. Су-35 и Су-30 дешевле, чем Су-57. Стоимость серийных Су-57 оценивается в 3,2 млрд рублей, Су-35 — около 2 млрд. Для текущих задач российской армии (например, операции в Сирии) Су-35 более чем достаточно.
Что же касается возможной массовой закупки Су-57, то она произойдет не раньше, чем через пять лет, если вообще произойдет. С новыми двигателями и с более совершенной авионикой. Вполне возможно, что к этому времени у российской армии появятся задачи, которые можно будет решить только с помощью Су-57.
Можно долго спорить, какой из существующих самолетов пятого поколения лучше, но эти споры, по большей части, беспредметные.
Во-первых, реальные ЛТХ и многие критически важные параметры машин элементарно засекречены, и о них можно только гадать или ссылаться на сомнительные слова многочисленных "военных экспертов".
Во-вторых, сравнивать два "сферических истребителя в вакууме" будет некорректно, так как истребители работают группами, а не по одиночке, а в современной войне у них в поддержке могут выступать наземные или воздушные радиолокационные станции и станции радиоэлектронной борьбы, которые помогут самолетам раскрыть весь свой боевой потенциал. Так что, по большому счету, сравнивать приходится не самолеты, а чуть ли не целые армии.
Поэтому тот же Су-35 в ВКС России или он же на вооружении Китая — это два разных по своим возможностям самолета. Так как у них в поддержке и обеспечении выступают разные армии. Более того, Су-35 в сирийском Хмеймиме и он же в Хабаровском крае будут иметь разные возможности — и это усложняет и без того непростой анализ.
Конечно, очень интересно было бы узнать, кто лучше в реальном бою — Су-57 или F-22. Но вот только не хотелось бы видеть войну, в которой такой гипотетический бой мог бы произойти.