Издание Forbes написало, что кабмин изучает возможность введения прогрессивной ставки. Одним из вариантов рассматривалось увеличение НДФЛ до 15% для состоятельных граждан, чей годовой доход превышает 2-3 миллиона рублей. Идея не новая, но источник "Известий" подтвердил, что сейчас вероятность введения прогрессивной шкалы налогообложения гораздо выше, чем раньше. Дмитрий Лекух — о "прогрессивной" и "плоской" шкале и о том, почему правительство пока от идеи что-то менять открестилось.
Если не точку, то довольно жирное многоточие в новой дискуссии поставил пресс-секретарь премьер-министра Михаила Мишустина Борис Беляков, официально заявивший, что на текущий момент времени правительство Российской Федерации не обсуждает повышение налога для богатых.
Просто по классике вносить какие-либо фундаментальные изменения в законодательство в период очевидной глобальной экономической нестабильности — это верный путь к ее, этой нестабильности, нарастанию в отдельно взятой стране. Что сейчас ее экономике и ее гражданам совершенно точно не нужно.
Давайте хотя бы для начала с поправками в Конституцию разберемся, прежде чем еще какие-либо, даже самые правильные и справедливые новации, предлагать. И из карантина выйдем как следует, чтобы понять хоть, кто у нас оттуда и как выходит, а кому уже и особо некуда выходить, прежде чем о любых новых формах налогообложения рассуждать.
Идея с прогрессивной шкалой, может, и хорошая, но несколько, простите, несвоевременная. Просто представьте, что кому-то сейчас свой бизнес — неважно, большой или небольшой, частный или вполне себе государственный — из коронакризиса выводить, а ему сразу налоги предлагается пересчитать. И на себя, и на своих ведущих сотрудников. И это при всех, не раз названных и президентом, и премьер-министром страны, "косяках на местах" даже с определенными высшей государственной властью России выплатами и прочими кризисными льготами.
Впрочем, давайте по порядку: о чем, собственно, речь. Сразу несколько ведущих СМИ вышли с информацией, что в правительстве РФ обсуждают возможность ввести повышенную ставку НДФЛ для людей с высокими доходами. Дальше сведения о происходящем разнятся: среди наиболее обсуждаемых вариантов — повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% для состоятельных россиян. Однако уровень годового дохода, который может облагаться более высоким налогом, пока вроде не определен.
Во время дискуссии якобы рассматривался уровень годового дохода 2–3 млн рублей, но первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов поведал в эфире радиостанции "Говорит Москва" и о еще более экзотических предложениях.
Я один из авторов законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения. Конечно, это не поможет стратегически с точки зрения наполнения бюджета. Мы должны говорить о европейской модели, которая принята во всем мире. Богатые люди с хорошим доходом, например, которые получают миллион в месяц — у нас достаточно таких людей — они должны иметь нагрузку не 15%, а 30% и 50%. Наше предложение: людей с доходом в 25 тыс. рублей вообще освободить от подоходного налога. Дальше, я считаю, что ту ставку, которая есть, 13%, ее до 100 тыс. можно и необходимо оставить. Назовем это средним классом. А вот дальше не возражаем, первый этап — 15%, дальше 20%, 30%, 50%.
Что тут можно сказать: в таком случае тем более спасибо дорогому правительству, что оно эту депутатскую приверженность креативному законотворчеству отвергло. Потому как неудержимую страсть наших народных избранников к пониманию социального равенства исключительно как к обеднению бывших богатых, а не к улучшению уровня жизни новых бедных, нужно хотя бы изредка притормаживать.
Считать богатыми людей с доходом от ста тысяч рублей в месяц — оскорбление и для самих депутатов Государственной Думы, которые, если по этим цифрам судить, сами настоящие миллионщики и должны быть подвергнуты неистовому прогрессивному налоговому обложению и обдиранию.
Я, как представитель экспертного сообщества, прекрасно отдаю себе отчет в том, что нам все равно придется выбирать между "плоской" и "прогрессивной" шкалой налогообложения. И сделать это придется в самые ближайшие если не месяцы (что вряд ли в связи с кризисом), то в ближайшие годы совершенно точно.
Вопрос-то не сегодня впервые поднимается, и он, что называется, "перезрел". И тут, с точки зрения стремящихся ориентироваться на народ политиков и экономистов, прогрессивная шкала выглядит куда более перспективной. По крайней мере "социальный запрос" на такие изменения, вне всякого сомнения, в нашей стране есть. И отнюдь не случайно именно "прогрессивная", а не "плоская" шкала имеет место быть в налоговом законодательстве всех стран, которые у нас принято именовать "цивилизованными".
Вот как это выглядит, к примеру, во всеми нами любимой Франции: доходы в части от 26 421 евро до 70 830 евро облагаются по ставке 30%; от 70 831 до 150 000 евро — по ставке 41%; от 150 001 до 1 000 000 евро — по ставке 45%. Все, что свыше миллиона евро, обкладывается и вовсе по ставке в 75%. Если помните, от этой немыслимой красоты даже Депардье в Мордовию сбежал.
А теперь самое, наверное, главное. Процитируем тот самый "источник Forbes в правительстве": "Речь идет не об увеличении доходов бюджета, а скорее о социальной справедливости, чтобы те, кто имеет очень низкий доход или временно низкий доход, имели меньшие обязательства перед государством в виде НДФЛ, а те, кто имеет более высокие доходы, имели чуть большие обязательства".
То есть, если смотреть инициативу в дошедшем до публики мягком варианте, с 15% от 2-3 млн. рублей годового дохода, то речь идет примерно о сумме в 60-65 млрд рублей дополнительного дохода от сбора НДФЛ. И это реальные "слезы", говорить всерьез о "решающих цифрах для бюджета" как-то довольно смешно. Да еще и неизвестно, сколько из этой цифры уйдет на финансовое и налоговое администрирование.
Наш бюджет далеко не так критически зависим от налогов с физических лиц, как в "цивилизованных странах", у нас несколько иные источники его формирования: в первую очередь ненавистные всем цивилизованным странам русские газ и нефть, которые отчего-то до сих пор в изрядной степени принадлежат государству. Поэтому если и ожидать какого-то эффекта от внедрения в нашей стране прогрессивной шкалы налогообложения, то он будет в чистом виде социальным.
Социальный эффект — это крайне важно, мы этого не отрицаем: российское общество во многом построено на чувстве справедливости, поэтому тему возможного перехода на прогрессивную шкалу налогообложения не просто можно, но и нужно, даже необходимо обсуждать.
Социальные вызовы в нашем современном обществе совершенно справедливо иной раз ставятся выше даже чисто экономических, это правда, более того, это, возможно, правильно. Вот только для достижения пущего социального эффекта для начала нужно бы просто исполнить распоряжение Путина о налогообложении реальных сверхбогатых, тот самый 15-процентный налог на офшоры, который сейчас отложен на конец года и вообще старательно замыливается. Можно подумать, наши сверхбогатые на сбербанковскую карточку деньги получают. Надеяться, что президент как-то слегка забудет о своей инициативе, как-то слегка наивно.
Вот это будет сразу же очень серьезный шаг в сторону социальной справедливости. Зримой такой социальной справедливости, весомой, ибо нет, наверное, в народе такой искренне нелюбимой социальной прослойки, как офшорная аристократия. А потом уже и о прогрессивной шкале налогообложения для внутренних богатых можно будет поговорить.
А если рассматривать данную инициативу как приглашение к серьезному разговору — а по-другому после официальной реакции правительства ее рассматривать как-то сложно — то она очень своевременна. Ибо именно сейчас, на выходе из кризиса должна возникнуть широкая дискуссия о реальном будущем нашей страны — той страны, которую мы в новых условиях хотим построить. Вопрос о модели налогообложения, "прогрессивной" или "плоской", тут действительно один из фундаментальных — от этого во-многом будет зависеть то, какое именно общество мы хотим построить.