16 февраля на видеосервисах more.tv, Wink и “КиноПоиск HD” начинается показ детективного сериала “За час до рассвета” с Константином Хабенским, Андреем Бурковским, Артуром Смольянинов***ым и Алёной Михайловой в главных ролях. Одним из продюсеров выступил Фёдор Бондарчук, а одним из сценаристов — автор хитового “Мажора” Александр Щербаков. Иван Афанасьев посмотрел первые несколько серий и рассказывает, есть ли у этого шоу шанс стать прорывным.
Есть миф, что в природе не существует сериала, способного побороть любовь русского зрителя к народному шоу “Ликвидация”. На это есть целый ряд причин: зашкаливающее количество звёзд (Машков, Маковецкий, Лавроненко, Пореченков, Меньшов — не каждый фильм похвастается таким кастом), обожаемая многими “одесская романтика”, увлекательный сюжет и, конечно же, Давид Гоцман, чьи острые цитатки под папироску превратились в национальную мудрость. Как сказал бы он сам о непробиваемом статусе сериала:
— А тебя правда пуля не берёт?
— Так я быстро бегаю, не поспевает…
Годы шли, российский ТВ-пром крепчал, и сейчас уже как-то странно говорить о том, что ничего круче “Ликвидации” нет на свете, по крайней мере на территории РФ. Но фанаты не сдавались. И вот в авангард выходит сериал со звездой не меньше, чем Машков, — Константином Хабенским, а компанию ему составляет новый народный герой Андрей Бурковский, за последние несколько лет из Данилы из “Даёшь молодёжь!” превратившийся в любимца публики. Что ж, едва ли эта пуля Гоцмана настигнет, но, очевидно, очень попытается поцарапать.
Главный герой — лейтенант Денис Журавлёв (Бурковский), который возвращается после фронта в родной безымянный город — в одной из презентаций проекта он указан как “город N”, но съёмки шли в Кронштадте и частично в Москве и области, так что легко узнаётся Ленинград. Прошедший через огонь и воду Журавлёв мечтает устроиться в милицию и тихонько служить, наслаждаясь мирной жизнью, но его планам не суждено сбыться. Поступив на службу к майору Шумейко (Хабенский), которого вся местная преступная знать неспроста зовёт не иначе как Сатана, он оказывается вовлечён в дело по поимке жестокого и авторитетного бандита по кличке Клещ. Что бы ни делало следствие, он вечно ускользает как песок сквозь пальцы и собирает вокруг себя всё больше сообщников. Тогда Журавлёв предлагает дерзкий план: втереться в доверие, пользуясь тем, что его в городе никто ещё не знает. Помочь в этом соглашаются двое бывших бандитов, ныне отбывающих наказание за решёткой, а также молодая сотрудница розыска по имени Ольга (Алёна Михайлова). Дело рискованное для всех, но другого способа поймать Клеща просто нет.
Как видите, все номинальные “фишки” одного известного сериала сохранены и в некотором роде приумножены. Разве что актёрский состав не столь звёздный — кроме упомянутых лиц, сидельцев-подельников играют два Артура, Смольянинов*** и Ваха, ещё есть Агния Дитковските, Максим Белбородов в амплуа дерзкого бандита по кличке Кот да небольшая роль Артёма Быстрова из “Дурака”, который (почему-то) так и не стал топовым артистом. Важно то, что, несмотря на очевидную ориентацию, сериал не пытается слепо копировать плюсы своего старшего собрата. Скорее даже наоборот: взяв за основу похожую схему, создатели украшают своё детище уникальными чертами. Например, регулярно используют практически в духе Гая Ричи “разделение” экрана: в какой-то момент мы видим одно событие глазами разных героев либо их реакции параллельно с происходящим. Это выглядит весьма стильно и эффектно, хотя и навеяно схожими приёмами, допустим, в близком “гайричевской” стилистике Джо Карнахана. Тем не менее как попытка разнообразить пресную сероватую картинку телевизионных сериалов (изначально “За час до рассвета” снимался с расчётом на канал НТВ) — вполне себе зачёт.
Что удалось точно, так это образы героев, и их опять-таки не пытаются сделать похожими на "те самые". Майор Шумейко в исполнении Хабенского — прелесть, а не персонаж: грубоватый, дерзкий, неуживчивый и неудобный, как противотанковый ёж, следователь милиции, идеалист, мечтающий засадить всех преступников за решётку. За словом в карман не лезет, над моральными дилеммами долго думать не привык, из всех планов выбирает наиболее эффектный и эффективный, не считаясь с потерями. Это не Давид Гоцман (простите, но сравнения напрашиваются сами собой), а более современный герой: без манерности и кокетничанья со зрителем, совершенно одесские “две большие разницы”. В противовес ему — лейтенант Журавлёв в исполнении Бурковского, спокойный, хладнокровный, уравновешенный профессионал своего дела, прошедший через войну и потери. Он знает цену своим словам, уверен в собственных силах, а если выходит из себя, то, значит, дело дошло до крайней точки. На негласном поединке этих двух героев строится львиная часть драматургии сериала. Другие персонажи тоже по-своему хороши, особенно аристократического типажа благородный бандит Иван Иванов по кличке Граф (Артур Ваха), но центральные герои перетягивают на себя всё внимание.
Что же касается непосредственно “милицейской” части, то по первым эпизодам непросто сложить впечатление. Заявлено аж 16 серий, что весьма немало для горизонтального (т. е. со сквозным сюжетом, тянущимся от первой к последней серии) сериала. Первые две серии смотрятся весьма динамично: успевает произойти целый шквал событий. Будет и нападение на милицейский фургон, и перестрелки в помещениях, и коварные разоблачения — снято всё здорово, как в заправском боевике. И из-за этого как раз складывается впечатление, что в итоге это всё-таки будет сериал не про атмосферу и дух, как та же “Ликвидация”, а про сюжет и жанровый детектив, как какой-нибудь “Щит”. Это совершенно не плохо, если такой темп создателям удастся удержать на протяжении всех 16 серий, главное — чтобы в каждой серии был свой аттракцион, иначе зритель быстро утомится. Иногда, кстати, создатели с этой целью пытаются, скажем так, “играть по-взрослому”, что весьма неожиданно для консервативных энтэвэшных сериалов: пускают кровь рекой из тел героев, вкладывают в их уста забористую матерщину и сводят мужчин и женщин в довольно откровенных постельных сценах. Это, конечно, здорово, но мелковато для того, чтобы увлечь; если делается ставка на сюжет, то он должен быть как минимум выдающимся, а не похожим на ещё одну версию “Бандитского Петербурга”.
Но пока что особо выдающегося в нём не видать. Вполне обычная “полицейская” драма с перерывами на экшен и приземлённую романтику (объектом которой станет традиционно прекрасная Алёна Михайлова, словно вышедшая из фильмов Тарантино). Инсайды от знакомых актёров, снимавшихся в эпизодических ролях, подсказывают, что “в сценарии дальше ого-го что будет!” Поживём — увидим, но у сериала есть минимум два плюса: отличные герои и достаточно стильная режиссура. Этого уже немало для начала. А разогревается сериал, как известно, после первой четверти. Там и посмотрим, удастся ли “За час до рассвета” стать новым фаворитом и зажечь искру в сердцах зрителей.
- * внесен Минюстом РФ в список иноагентов
- ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга