Статьи

Орудие, опередившее время: почему беспилотные машины не прижились 100 лет назад

Орудие, опередившее время: почему беспилотные машины не прижились 100 лет назад

Террористическая атака 13 дронов на российскую авиабазу в Сирии открыла новую страницу в истории войн. Эксперты единодушны: в будущем военные действия будут вестись с помощью роботов. Впрочем, технологическую военную революцию готовили очень долго. Первые боевые беспилотники появились на полях сражений более сотни лет назад. Потребовалось целое столетие кропотливого труда, чтобы беспилотные боевые аппараты составили бы полноценную конкуренцию человеку. Владимир Тихомиров рассказывает о военных разработках, которые велись со времен Первой мировой войны. 

Французская "торпеда"

Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать в битве машины родилась сразу же, как только окопы и траншеи противника скрылись за рядами колючей проволоки. Эх, мечтали солдаты, нам бы сюда какой-нибудь самоходный аппарат с "руками-ножницами", чтобы резать проволоку... Уж мы тогда бы показали этим трусам, что такое настоящая война. Еще лучше, если бы этот аппарат был бронированным – чтобы не обращать никакого внимания на огонь врага. А еще лучше, если бы этот бронированный агрегат был оснащен пулеметом, чтобы давать отпор вражеским солдатам.

Машина Lefebvre

И тогда еще в 1915 году два французских инженера Поль Обрио и Густав Габе создали на базе новейшего сельскохозяйственного трактора Lefebvre странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение танка состояло из 37-мм скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка.

Необычной в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по проводам: при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана.

Разумеется, что боевая машина, волочившая за собой такой "хвост", была забракована военными. Дескать, ни один уважающий себя французский офицер не сядет в это ведро на колесах!

И тогда Обрио и Габе предложили боевую машину, которой был бы не нужен механик-водитель – свое изобретение они назвали Torpille Terrestre, то есть "наземная торпеда" в переводе с французского. Это был обычный гусеничный механизм с электромотором, способный доставить к позициям противника до 200 кг взрывчатки.

Torpille Terrestre

Правда, испытать "сухопутную торпеду" в боевых условиях так и не удалось. Тем не менее известие о Torpille Terrestre, опубликованное в научном журнале, произвело небольшую сенсацию в военных кругах. Например, по следам французов в 1918 году свою военную торпеду создал и американец Элмер Викерсхэм. 

Советский телетанк ТТ-26

Больше всего идеей создания беспилотных танков загорелись в Советской России. Будущий маршал Михаил Тухачевский, который в середине 20-х годов занимал пост заместителя наркома по военным и морским делам, был уверен, что только боевые роботы и помогут Советскому Союзу выиграть грядущую войну и совершить мировую революцию. Дескать, доказывал он, как только западные солдаты увидят перед собой армаду танков-роботов с красными звездами на башнях, столь зримо демонстрирующих техническое превосходство первой в мире коммунистической армии, сразу же побросают оружие и перейдут на сторону СССР.

Создание роботизированной армии было поручено инженеру Владимиру Бекаури,  основателю Остехбюро ("Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения"). В свое время он занимался замками для банковских сейфов, одновременно создавая бомбы для большевиков, благодаря чему снискал доверие даже самого Ленина. Поэтому после революции он получил под свое начало Центральную военно-техническую лабораторию Генерального штаба, созданную накануне войны по личному указу императора Николая II для разработки самых передовых образцов вооружения.

Уже в 1932 году Бекаури представил комиссии из Наркомата обороны первый в мире радиоуправляемый танк - телетанк ТТ-26, оснащенный системой управления "Мост-1": управление телетанком велось не со стационарного пункта, а из башни обычного танка Т-26.

Телетанк ТТ-26

Окрыленный успехом Бекаури начинает строить настоящую радиоуправляемую армию. Предполагалось, что вскоре к каждому обычному танку в Красной армии будет приписано по два-три танка–робота, которые и пойдут вперед, расчищая путь перед атакой.

Однако вскоре все работы в этой области были прерваны. Буквально через две недели после ареста Тухачевского Владимира Бекаури публично обвинили во вредительстве и работе на германскую разведку. Вскоре он был арестован, а в феврале 1938 года - расстрелян.

Но многие наработки "Остехбюро" продолжали жить собственной жизнью. В 1938 году было изготовлено 28 телемеханических групп (всего 56 танков, включая "ведущие" танки с операторами). Боевое крещение радиоуправляемых танков состоялось во время Финской войны зимой 1939 года, когда телетанки использовались для подрыва вражеских дотов. Сохранилось боевое донесение полковника Е. Завьялова, командира танковой роты 217-го отдельного танкового батальона: 

С выходом на исходные позиции были пущены телетанки, ведущие огонь из огнеметов. Перед финскими дотами располагались гранитные надолбы, наполовину занесенные снегом и плохо просматриваемые. В итоге все телетанки сели днищем на надолбы и прекратили движение. Финны на наши танки не реагировали и огонь по ним не открывали... Под покровом ночи телетанки сняли с надолбов, но несколько машин было потеряно, так как снять их с надолбов не удалось...

Позже телетанки 217-го батальона смогли подорвать один финский дот на линии Маннергейма.

Вскоре на Кировском заводе в Ленинграде для войны с Финляндией была выпущена специальная телемеханическая группа "Подрывник". Это были уже многоразовые машины, оснащенные системой для сбрасывания мощных мин весом свыше 700 кг. На минах был установлен взрыватель с задержкой 15 минут, чтобы телетанк смог бы отъехать на безопасное расстояние.

Телемеханическая группа "Подрывник"

Телетанки принимали участие и в боях Великой Отечественной войны – под Севастополем. Шесть старых машин Т-27 были оснащены радиооборудованием и зарядом тротила. Рано утром 27 февраля 1942 года советские телетанки атаковали немецкие позиции. Две танкетки были взорваны, но остальные достигли своей цели и уничтожили артиллерию немцев.

Немецкий "Голиаф"

Немцы же еще во время Первой мировой войны активно экспериментировали с проектами беспилотной авиации. Еще в ноябре 1914 года Военное министерство Германии поручило Комиссии по транспортным технологиям разработать систему дистанционного управления, которая могла бы устанавливаться как на корабли, так и на самолеты. Проект возглавил профессор Йенского университета, а основным поставщиком технологий стала компания Siemens & Halske.

Менее чем за год испытаний удалось разработать технологию создания дистанционно управляемых по проводам планеров, которые запускались как с земли, так и с дирижаблей, и могли нести торпедную или бомбовую нагрузку до 1000 кг. Правда, как признала комиссия военного ведомства, система управления была "недостаточно точной для авиационного бомбометания".

Радиоуправляемый бомбардировщик Fledermaus

Но разработки были применены компанией Mannesmann-MULAG в создании проекта радиоуправляемого бомбардировщика Fledermaus ("Летучая мышь"). Он имел радиус действия до 200 км и мог нести нагрузку до 150 кг. Управление полетом и сбросом бомб производилось с земли, аппарат мог быть возвращен к точке старта, после чего двигатели выключались и самолет приземлялся с помощью парашюта. Однако этот проект так никогда и не был принят на вооружение.

Зато в Германии массово выпускались радиоуправляемые минные тралы и минные транспортеры, разработанные конструктором Карлом Боргвардом. 

Телетанкетка "Богвард IV"

Впрочем, немцы отказались и от этой техники. Вместо дорогой радиоаппаратуры они стали использовать проводную связь, широко используя дешевые мобильные мины Sd.Kfz.302 Goliath, которые управлялись по проводам.

Всего за время Второй мировой войны было произведено 7 564 "Голиафа" различных модификаций, но эксплуатация в боях показала их ненадежность. Как жаловались немецкие солдаты, узкие гусеницы часто мешали "Голиафу" достичь цели на пересеченной местности – из-за того, что машину часто подбрасывало на ухабах, она то переворачивалась вверх дном, то сбивалась с курса. В то же время низкая скорость делала почти невозможной удачную атаку танка противника, а советские пехотинцы быстро сообразили, что "Голиафа" можно обезвредить, если успеть перерубить провода питания.

Британская "Пчелка"

В 1916 году по заказу правительства Великобритании профессор Арчибальд Лоу - пионер телевидения, изобретатель дистанционно управляемой ракеты - занялся разработкой "автоматического аэроплана" — управляемым часовым механизмом самолетом, который в заданный момент должен был сбрасывать крылья и падать на вражеские позиции. Идеи профессора Лоу позже нашли применение в проекте телеуправляемого самолета The Queen bee – "Пчелиная матка". Первый полет радиоуправляемого самолета в Британии состоялся в начале 1935 года в городе Гендоне. 

Образцы дронов были созданы на базе 3 отреставрированных бипланов Fairy Queen, дистанционно управляемых с судна по радио. Во время демонстрации два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полет, сделав Великобританию первой страной, извлекшей пользу из БПЛА.

Телеуправляемый самолет The Queen bee

Однако британские генералы решили использовать радиосамолет как мишень для тренировки зенитчиков – какая еще польза, размышляли они, нам от этих радиоуправляемых установок.

Уже во время войны британские разработки были переданы в США, где по заказу ВМФ было изготовлено более 500 беспилотных самолетов Radioplane OQ-2, превращенных в "авиационные торпеды". Также по британским чертежам был создан многоразовый БПЛА Interstate TDR-1, способный нести торпеду для атаки кораблей противника.

Первой успешной миссией TDR-1 стала атака 30 июля 1944 года на японское торговое судно Yamazuki Maru — правда, к тому времени корабль уже два года сидел на мели на Соломоновых островах, но зато он был вооружен зенитной артиллерией.

Интересно, что похожие работы по созданию беспилотников шли и в Японии, но японцы в конце концов отказались от идеи БПЛА. Зачем тратить деньги на создание дорогой радиоаппаратуры, если в стране нет отбоя от желающих стать камикадзе?

Американо-израильский "Пионер"

Мало кто знает, но само слово "дрон" придумал еще 1936 году капитан третьего ранга Делмар Фарни, возглавлявший проект радиоуправляемой авиации ВМФ США. В отчете он впервые употребил слово "дрон" (обозначив беспилотную летающую мишень на учениях). Под руководством Фарни ВМФ США впервые начал реализацию "Проекта Опцион", который предусматривал создание беспилотных самолетов для разведки и наблюдения за перемещениями японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - "беспилотник", дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, самостоятельно нашел в море эсминец "Уорд".

Однако полностью "Проект Опцион" был реализован лишь на рубеже 1990-х годов, когда бурное развитие систем связи и навигации, в первую очередь системы глобального позиционирования (GPS), позволили БПЛА стать по-настоящему самостоятельными аппаратами, которые не зависели больше от качества приема радиосигнала с управляющей радиостанции.

Первым же беспилотником в современном смысле слова стал БПЛА RQ-2 "Pioneer" — тактический разведывательный дрон, построенный американо-израильской командой ученых. Конечно, по сравнению с сегодняшними дронами "Пионер" выглядит как поделка кустарей. Но тогда это был прорыв – впервые израильская разведка получила малозаметного воздушного разведчика.

RQ-2 "Pioneer"

Вскоре "Пионер" показал себя в деле: в 1992 году израильский БПЛА был впервые использован как боевое средство для целеуказания при операции по ликвидации в южном Ливане лидера организации Хезболла Аббаса аль-Мусави. БПЛА выследил колонну, в которой ехал Мусави, и пометил его автомобиль лазерным маркером, по которому была выпущена ракета со штурмового вертолета. Аль-Мусави погиб, но тогда израильским спецам по борьбе с терроризмом и в голову не могла бы прийти мысль, что через четверть века в распоряжении террористической группировки окажутся стаи таких машин, способные нападать и действовать сообща.