Общество

Историк Юрий Никифоров ответил на критику нового учебника истории

Историк Юрий Никифоров ответил на критику нового учебника истории
Историк Юрий Никифоров ответил на критику нового учебника истории

Кандидат исторических наук Юрий Никифоров ответил на критику нового учебника по истории России, отметив, что "вариативность" образовательных пособий сделает из уроков факультативы.

В статье «Что стоит за "правым" и "левым" уклонами в критике нового учебника истории», опубликованной в "Российской газете", историк Юрий Никифоров отметил, что тех, кто критикует новый учебник больше всего возмущает включение в программу материалов, отражающих позицию России по актуальным проблемам современности: расширению НАТО на восток, причинам обострения отношений с США и Евросоюзом, обстоятельствам возникновения конфликта Украины и начала СВО.

Никифоров отмечает, что все критикующие в большинстве признаны иноагентами, а раздел о новейшей истории страны, они называют пропагандистским.

«Все это показное негодование по поводу "внедрения единомыслия" — абсолютно на пустом месте. Обличаемый образовательный "канон" в области истории задается вовсе не авторами конкретного учебника, а документами, имеющими для государственных образовательных учреждений нормативно-правовой характер», — считает Никифоров.

Автор уточняет, что с 2014 года содержание всех допущенных к использованию в школе учебников уже соответствовало "единому канону" с точки зрения целей и задач исторического образования.

Историк считает, что возвращение к вариативности учебников разрушит этот "канон".

«Во что это могло бы вылиться на практике? К отказу от единого ядра содержания курса "История" (отмену ИКС), что повлечет за собой невозможность проведения государственной итоговой аттестации (экзамена) по предмету и, в конечном счете, — лишение истории статуса учебного предмета основной образовательной программы (федеральной) и превращение ее в факультатив», — поясняет ученый.

Он не исключает, что критики учебника желают, чтобы школьники вообще не имели представления о постсоветском периоде истории и не заинтересованы в том, чтобы детям предлагали самим делать выводы, основываясь на официальных документах эпохи.