Мнение

Митинг как концерт: кто и зачем вышел на Сахарова 10 августа

Митинг как концерт: кто и зачем вышел на Сахарова 10 августа

Завтра, 14 августа, ЦИК проведет открытое заседание для всех, у кого есть вопросы по выборам в Мосгордуму. На него, по словам главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, приглашены все, кто пишет о них и называет необоснованными отказы зарегистрировать кандидатов. В прошедшую субботу они опять собрали санкционированный митинг, который по сути превратился в концерт из-за участия в нем рэперов, популярных блогеров и стэндаперов. Чего им удалось добиться, рассказывает Дмитрий Лекух. 

Завтра, на "судьбоносном" расширенном заседании Центризбиркома с приглашенными политологами и экспертами, которые имеют претензии к работе комиссии, Элла Памфилова пообещала показать "все то, о чем раньше не хотели говорить".

Так получилось, что в августе 1991 года я, в роли тогда еще довольно сопливого по тем временам журналиста, вернулся, отработав "распределение", в Москву. Редакция предложившего мне работу и неплохую, по тем меркам, зарплату издания (они тогда плодились как грибы и столь же стремительно исчезали), как сейчас помню, располагалась отчего-то в славном городе Зеленограде. И я очень хорошо помню, как недоумевал 19 августа, проезжая через всю Москву.

Танки, многочисленные люди в военной форме, толпы народа на улицах. "Лебединое озеро" по телевизору. Мы с коллегой, естественно, сразу из редакции направились к Белому дому: море людей сразу от выхода на "Краснопресненской", тройное кольцо, "перепись защитников"... Узнав некоторые детали армейской службы, меня сразу отправили к одному из хорошо известных журналистскому сообществу подъездов, где зачем-то едва не вручили АК-47. К счастью, удалось отбояриться. 

Взглянув на эти светлые лица, я просто внезапно понял, что они ровно ничем не отличаются от прежних. И, не дай бог что случиться, умирать я за них не хочу. Но, вот что не отнять, все происходило с абсолютно звериной серьезностью. "Мы-здесь-власть" по обе стороны баррикад, по крайней мере на "низовом" уровне, готовы были за свои, пусть и иллюзорные, как мы сейчас понимаем, убеждения по-настоящему убивать и умирать.

Прошло 28 лет, в Москве снова август. И история, реально превратившаяся в трагедию и переломавшая несколько десятков миллионов судеб по всей гигантской территории бывшего СССР, снова пытается повториться. Только уже как удивительно пошлый, но предельно вегетарианский фарс. 

10 августа в Москве прошли сразу несколько массовых мероприятий, включая фестиваль "Панки в городе" и митинг-концерт на несчастном проспекте Академика Сахарова: вот так вот, как все у них заведено, — предельно пафосно. С обилием заглавных букв.

И если линейно рассматривать "историю демократического движения" в России с августа 1991-го, когда оно еще было настоящей "несистемной оппозицией", по август 2019 года, когда оно снова окончательно выродилось в ту самую "несистемную оппозицию", динамика перед нашим взором предстанет более чем фееричная.

Нет, в августе 1991 года тоже, безусловно, были и фрики, и популярные музыканты, и зеваки, и персонажи в "шапочках из фольги". Возможно, были даже подпольные ЛГБТ*-активисты, которые в те годы вполне разумно предпочитали себя таким образом не называть. Но все-таки это, в отличие от августа 2019 года, было откровенное охвостье, цветистое украшение. А основную массу "населения перед Белым домом" составляли все-таки обычные москвичи, самоорганизовывающиеся и готовые противостоять. Представить же толпу, целиком состоящую из фриков, активистов разного толка, музыкантов и их поклонников, а также прочих представителей определенных страт и меньшинств тогда было просто невозможно.

К сожалению, другого "демократического движения" у нас для вас сейчас просто, увы, нет. Хотя, может быть, это даже и хорошо. По крайней мере, вся эта движуха, собравшаяся на проспекте Академика Сахарова, со сценой и музыкантами в текущих обстоятельствах опасна может быть исключительно для самих себя. Ну, еще, пожалуй, неприятна для не довольных таким прекрасным соседством проживающих неподалеку москвичей, но для гигантского мегаполиса это, в общем, скажем прямо, меньшее из зол. Предстоящее в грядущие выходные великое, пусть и повторяющееся как минимум два раза в год футбольное дерби "Спартак" - ЦСКА столичные обыватели ждут с куда большим напряжением. Ибо вот эти парни, вызывающие куда более положительные эмоции по сравнению с людьми на Академика Сахарова, при определенных обстоятельствах могут стать реально опасны. Хоть политика тут вообще особенно ни при чем.

Что же касается самого митинга-концерта, то вторая составляющая там, безусловно, вполне превалировала над первой: даже известный в прошлой жизни телеведущий Леонид Парфенов бодро "читал рэпчик": чисто политической повесткой внимание собравшихся было как бы весьма затруднительно привлекать. Эксперты (к примеру, Павел Данилин) вообще считают, что "по повестке", т.е. людей, реально хоть как-то заинтересованных в выборах в Мосгордуму, даже чисто теоретически, на Сахарова было не больше 4-5 тысяч человек из примерно 27 тысяч собравшихся.

И вот именно к ним как раз и обращается Элла Панфилова. По ее словам, Центризбирком в рамках закона уже восстановил кандидатам все подписи, которые были забракованы по вине технических ошибок ведомств. Да, такое, увы, тоже случается. И это, к сожалению, нормально — без накладок в таких делах не бывает, необходимо просто их спокойно и без суеты исправлять. Они и исправляются. 

"По всем кандидатам все заявления, которые потом были перепроверены, трактовались в пользу заявителя", — подчеркнула глава ЦИК. Ну, а незарегистрированные кандидаты могут спокойно и без особенной суеты обжаловать решение Мосгоризбиркома в ЦИК, все согласно прописанной процедуре. А также, разумеется, при необходимости обращаться в суд.

В частности, секретарь Центризбиркома Майя Гришина специально уточнила, что решение Мосгоризбиркома может быть обжаловано в течение пяти дней и подлежит безусловному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления жалобы. Впрочем, вот это большинству посетителей митинга-концерта на Сахарова было вообще никак не интересно: им была интересна группа "Кровосток", рэперы Фейс* (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) и IC3PEAK, легализация легких наркотиков (все "песни протеста", увы, сводились исключительно к "легалайзу" — тема, безусловно, глубокая, но от заявки на митинг достаточно далекая), "чей Крым" и состояние дел на соседней Украине. Еще волновала "борьба с провокаторами", разумеется. И иные организационные вопросы: кое-что про деньги, "заграница нам поможет", и еще кое-что, сугубо и исключительно по мелочам. Что тут можно сказать: для почти 28-летней истории "уличного демократического движения" в России весьма печальный итог.

  • * экстремистская организация, запрещенная на территории России