В России в период с 2025 по 2042 год введут в строй 88,4 ГВт генерирующей мощности, из которых на АЭС приходится 28,8 ГВт, на теплоэлектростанции – 35,3 ГВт, на ГЭС и ГАЭС – 7,7 ГВт, а на долю всех прочих возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – 16,6 ГВт. Такие цифры привёл телеграм-канал "Высокое напряжение", ссылаясь на министра энергетики Сергея Цивилёва.
Проект назвали генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики или просто Генсхемой. Ключевые задачи: сформировать представление о рациональной структуре генерации и сетевой инфраструктуры в будущем, обеспечить эффективное использование энергоресурсов, предупредить угрозу возникновения энергодефицита и минимизировать риск неоправданного вложения средств.
Генсхема должна быть утверждена правительством России до 1 декабря 2024 года, однако эта дата под вопросом – проект требуется корректировать. 11 н оября президент Владимир Путин дал поручение Росатому рассмотреть возможность строительства Приморской и Хабаровской АЭС до 2032 года. Согласно доработанному проекту Генсхемы, два блока Приморской АЭС общей мощностью 2 ГВт должны быть введены в строй в 2033 и 2035 годах соответственно, а два блока Хабаровской АЭС на 1,2 ГВт – в 2041 и 2042 годах.
Ускорение ввода Приморской и Хабаровской АЭС во многом связано с дефицитом мощности на Дальнем Востоке, из-за которого экспорт электроэнергии в Китай в первой половине 2024 года сократился на 76% (год к году). Однако ввод новых АЭС будет снижать потребность в строительстве угольных электростанций.
"Неслучайно на этапе доработки из Генсхемы был исключён проект Красноярской АЭС – вместо нее был включен проект угольной ТЭС, причем обоснованием такого решения послужили риски сокращения спроса на уголь", – напоминает "Высокое напряжение".
Вдобавок, согласно одному из недавних президентских поручений, правительство должно будет рассмотреть вопрос о регулировании цен на уголь, использующийся в электроэнергетике Дальнего Востока. На практике это означает снижение маржинальности поставок угля на внутренний рынок, за счёт которого угольщики могли бы частично компенсировать потери от падения экспортных цен.
Де-факто угольщики проигрывают административную конкуренцию, причём не только в дискуссии вокруг доступа к инфраструктуре РЖД, но и в проектировках развития электроэнергетики.