Статьи

Полет державного орла: как изображение герба предопределяло историю России

Полет державного орла: как изображение герба предопределяло историю России

11 апреля 1857 года император Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. Но сам орел появился в качестве государственной эмблемы чуть ли не за 400 лет до этого. Потом он неоднократно менялся. После реформы 1857 года просуществовал почти в неизменном виде до 1917-го, когда был упразднен. Вернулся же опять уже в 90-е. Гербу цари и императоры уделяли особое значение. И выбранные им символы чуть ли не предсказывали их правление. Владимир Свержин рассказывает, как гербы отражали и даже зачастую предвосхищали исторические события. 

Русский державный орел

Желание человека выделить себя из числа соплеменников, защититься от незримой или явной опасности надоумило его размещать на щитах изображения, которым придавалось особое значение. Был ли то образ тотемного зверя или геометрическая эмблема, тем самым обладатель щита старался выразить нечто важное для него, показать себя, рассказать о своих подвигах или о своей вере. Так появились первые гербы. И хотя геральдика — наука, изучающая гербы, правила их составления и регламентацию использования, — появилась довольно поздно, сами эмблемы — личные, корпоративные — были известны задолго до нашей эры. Со временем этот обычай стал распространяться на отдельные владения, а затем и на целые страны. 

Использование государственных эмблем стало повсеместным, с образованием Московского государства и эта молодая держава обрела свой герб. Процесс был непростой. Великий князь Московский кропотливо собирал под своей рукой разодранную в клочья Русь. Он задумал ввести ее в европейское политическое поле и искал пути укрепить позиции своего государства. Женитьба государя на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, позволила Ивану III декларировать Московскую Русь как продолжателя и наследника уничтоженной турками империи. Именно при Иване III новое государство стало именоваться Московским царством, хотя европейские соседи не торопились признавать его высокий статус. Чтобы безоговорочно продемонстрировать серьезность намерений, великий князь использовал в качестве государственного герба знак былого величия Константинополя-Царьграда — изображение двуглавого орла.

Софья Палеолог и предки Российского державного орла

Изначально византийский геральдический двуглавый орел был соединением двух орлов, обращенных спинами друг к другу. Взгляд одного из них был направлен на восток, другого – на запад. Над головами красовались императорские короны великой державы Востока и Запада, одна лапа держала меч, другая, символизируя первенство Византии в христианской вере, сжимала крест. Однако к тому моменту, когда Софья Палеолог дала согласие на брак с русским государем, Византия уже прекратила существование, а потому герб безземельной принцессы существенно отличался от византийского. Прибывший с ней двуглавый орел был лишен императорских корон. В знак высокого рождения Софьи над обеими головами красовалась одна корона, как значилось в описании, "цесарский венец", но при этом, будто в насмешку, лапы орла были пусты, а крылья опущены.

Как в свое время писал Виктор Гюго, "геральдика — алгебра Средневековья". Незначительные, казалось бы, детали в ту пору читались как открытая книга. При взгляде на обнищавшего орла любому образованному человеку было проще простого оценить незавидное положение венценосной бесприданницы. Но у Ивана III были далеко идущие амбициозные планы, и он не желал мириться с невнятным статусом своего брака.

Герб Ивана III

С этого момента начинаются диковинные преображения главной фигуры государственного герба — уже русского двуглавого орла. Первый герб Московского царства по велению Ивана III был изменен. Конечно, Русь не была Византией, но претендовала на несомненную преемственность, так что западная и восточная короны снова появились над орлиными головами. Правда, еще не императорские, но каждому было понятно, в какую сторону клонит государь. А чтобы показать, что при всей преемственности Московское царство — самостоятельная держава, на груди орла вместо монограммы Палеологов разместился щиток с известной уже московской эмблемой — святым Георгием, поражающим дракона. Так появился именно русский державный орел и еще не признанное, но уже существующее "де факто" Московское царство.

Византийский орел

Спустя восемь лет после женитьбы Иван III официально принял титул самодержца. Стояние на Угре навсегда покончило с зависимостью от Орды. И с орлом Ивана III тут же произошли чудесные трансформации. Сегодня невозможно сказать, была ли это сознательная политическая декларация или просто неизвестный художник уловил ощущение пробуждающейся силы, но державный орел внезапно поднял крылья! Новые короны над его головами стали напоминать прежние императорские, в лапах вновь появились меч и крест. Причем это был уже именно восьмиконечный русский православный крест.

Герб Грозного и Великой смуты

С тех пор при каждом новом государе появлялись новые орлы, и зачастую их начертания чудесным образом предопределяли характер царствования. Так, например, в ранние годы внука Ивана III, будущего Ивана Грозного, когда реальная власть в стране принадлежала не столько юному царю, сколько окружавшим его боярам, герб обрел новый, почти карикатурный вид. Грозная птица была разоружена — вместо меча в лапе орла оказался шар державы. Однако простым обезоруживанием дело не ограничилось — "боярский орел", будто в насмешку над дородностью вершителей судеб державы, был "поперек себя шире". Крылья его снова опустились и явно были недостаточно мощными, чтобы поднять этакую тушу. В противовес ему коронационный орел Ивана Грозного был тощий, злой и снова вооруженный: крылья его опять были распахнуты и, что до поры было совершенно непонятно, меж головами виднелся крест, над которым располагалась держава, будто подсказывая, что именно для нового государя превыше всего. При этом былые "патриархальные" венцы изменяются на нечто коронообразное — ни до, ни после не встречающееся.

Боярский орел начала царствования Ивана IV

Сам того не ведая, художник будто говорил, что будущее царствование будет таким, какого прежде никогда не было и вряд ли когда-то еще будет. Можно задаться вопросом: что заставило художника установить православный крест между "восточной и западной" головами орла? Геральдика — наука точная, случайностей не терпит. Поэтому совершенно необъяснимо появление такого элемента в гербе за годы до того, как во времена царствования Ивана Грозного возник известный сегодня тезис: "Москва — Третий Рим". Именно на такое положение между мусульманским Востоком и католическим Западом и указывает православный крест. Это уже не напоминание о былом величии растаявшей империи, а провозглашение собственного независимого пути молодой державы.

Коронационный Герб Ивана IV, еще не Грозного

Трансформации происходили с российскими орлами от царствования к царствованию. Порою изменения выражали целенаправленное желание государя заявить свою позицию, как это было, скажем, с гербовым "знаменным" орлом первого императора уже не Московской Руси, а России, державшим в клювах и лапах карты с изображением четырех морей (Балтийского, Черного, Каспийского и Белого), выходы к которым закрепил Петр Великий. 

Новый орел наполнен державной мощью, это открытая и сознательная демонстрация имперской силы. Просто не верится, что всего около ста лет до того над Россией красовался совершенно иной, глубоко трагичный орел Бориса Годунова. Что и откуда мог знать художник в начале его царствования?! Борис Годунов был умным государем, хорошим администратором. Он был куда менее жестоким человеком, нежели предшествовавший ему Иван Грозный. Но ему фатально не везло — он не пользовался ни любовью подданных, ни преклонением их, ни даже страхом пред фигурой государя. И орел его — без корон, с задранными вверх головами — будто просит помощи. Крылья его подняты, но перья встрепаны будто ураганом, в лапах державной птицы крест и Библия.

Орел Бориса Годунова

Еще хуже выглядит орел Василия Шуйского — это просто какая-то двуглавая ощипанная курица без державных атрибутов, без Георгия Победоносца, зато с каким-то странным то ли жезлом, то ли цветком, торчащим между голов. Одного вида этой птицы достаточно, чтобы понять — в государстве Великая смута.

Герб Василия Шуйского

От трехглавого орла к унылой птице

Но и приобретения державы, сохранившей и укрепившей государственность, также находили отражение в фигуре орла. Так, после вхождения Украины в состав России, как знак правителя Великой, Малой и Белой Руси, на печати царя Алексея Михайловича появляется невиданный прежде трехглавый орел.

Орел Алексея Михайловича

После Петра тенденция продолжилась — каждое царствование вносило в изображение главной державной эмблемы нечто новое и своеобразное. Иногда изображение за время одного правления менялось несколько раз, но, как ни удивительно, всякий раз это изменение отображало ситуацию в стране и в обществе. Здесь можно вспомнить российский герб времен Павла I, присоединившего к своим титулам звание великого магистра мальтийского рыцарского ордена. Крест рыцарей-мальтийцев в краткое царствование императора-магистра успел появиться на груди орла и остался в российском гербе времен его сына, Александра I, победителя Наполеона.

В эту эпоху орел, изображенный на знаменах, чудесным образом преобразился. Крылья его распахнуты, в правой лапе факелы и "перуны" (связки молний), в левой — лавровый венок. Святой Георгий на щите превратился в обычного рыцаря на белом коне, поражающего змея. Фигура победительная, но декоративная и не имеющая особой связи с историей России.

Орел Александра I

Наконец 11 апреля 1857 года император Александр II законодательно утвердил все элементы государственного орла. С этой поры и вплоть до февраля 1917 года все изменения герба касались исключительно деталей изображения. Новый герб имел вид внушительный и сбалансированный, но несколько декоративный. Вокруг щита на груди орла красовалась цепь высшего российского ордена Андрея Первозванного, каждая из голов была увенчана императорской короной, еще одна корона, соединенная с ними синей Андреевской лентой, изображалась над ними. В лапах орел держал скипетр и державу, а на крыльях его (на малом гербе) располагались щитки с гербами земель, входящих в полный императорский титул.

Февральская революция опрокинула существующий порядок, и государственный орел тоже не избежал изменений. Он был начисто ограблен и лишен какой бы то ни было доблести. Приняв себе в качестве герба такую унылую птицу, Временное правительство, кажется, подписало себе приговор.

Герб Временного правительства

Взлет нового орла

Советский герб строился на отрицании прежнего державного герба и всей старой символики. Но уже в 1993 году возникла необходимость в создании нового, "республиканского" орла, с одной стороны сохраняющего естественное родство с прежней державной птицей, с другой — демонстрирующего новое содержание прежней формы. Автором этого герба стал известный российский геральдист Евгений Ухналев.

Судьба этого незаурядного человека сама по себе заслуживает внимания. В детстве Евгений Ухналев пережил блокаду, затем эвакуацию. Окончив художественную школу, он собирался работать архитектором, однако в 1948 году был обвинен по какому-то доносу в намерении вырыть подкоп из Ленинграда в Москву, под мавзолей Ленина, и осужден на 25 лет. Выйти из тюрьмы и реабилитироваться ему удалось лишь через 11 лет, в 1959. Затем он был главным архитектором Эрмитажа, потом стал ведущим художником и, наконец, экспертом аппарата государственной герольдии при президенте России. Созданный им орел в настоящее время является гербовой эмблемой нашей страны.

Герб Российской Федерации

В отличие от черного орла в золотом поле Российской империи, он золотой в алом щите. В соответствии с законами геральдики это уже совсем иной герб, нежели прежде, однако его форма, при всех отличиях, близка к той, которая была закреплена 11 апреля 1857 г. Вернув изначальные золотой и алый цвета византийского герба, Россия по сути вернулась к притязанию на роль древней Византии — поборницы христианской веры и патриархальных ценностей. 

Вместе с тем следует отметить еще одно существенное отличие: когти и клюв — вооружение орла — изображены того же цвета, что и вся остальная птица, то есть, по геральдическим канонам, он является мирным.