Статьи

Суточный демарш: что стоит за спором Германии и Франции о "Северном потоке-2"

Суточный демарш: что стоит за спором Германии и Франции о "Северном потоке-2"

Париж пошел против "Северного потока-2" и решил поддержать поправки, усложняющие реализацию проекта. Президент Франции Эммануэль Макрон даже отказался от совместного выступления с канцлером Германии Ангелой Меркель на форуме по вопросам безопасности. Формально из-за плотного графика, но на самом деле демонстрируя несогласие. В этом вопросе позиция Парижа схожа с позицией США, которые призывают отказаться от СП-2 и зависимости от России. Однако демарш Франции продлился недолго: спустя сутки стало известно, что стороны достигли компромисса. Официальный Берлин добился того, что поправки к европейской газовой директиве не заблокируют проект. Все решения по "Северному потоку-2" будет принимать Германия. Дмитрий Лекух — о том, что стоит за разногласиями Франции и Германии, как и с кем России договариваться в ЕС. 

К сожалению все равно братского нам украинского народа, Париж возражал против "Северного потока-2" весьма недолго и как-то уж совсем позорно и скомкано. Не прошло и пары дней, как все были оповещены: компромисс по будущему газового проекта российско-европейского газопровода достигнут. Можно выдыхать. Инцидент исчерпан. И тут остается всего лишь пара вопросов: что это было и сумеем ли мы все вместе в ближайшем будущем чего-то подобного каким-нибудь образом избежать.

Вопрос Парижа изначально, даже в самом наихудшем для нас варианте, не означал остановку строительства и введения в эксплуатацию проекта Nord Stream 2 — ни Франция в частности, ни ЕС в целом не могли этого делать. Удар мог быть нанесен по до сих пор довольно уязвимому узлу, то есть по т.н. Третьему энергопакету. 

Формально пакет законов Третьего энергопакета находится в рамках развития либеральных европейских ценностей. Но на деле это жесткая антимонопольная инициатива, призванная не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям благодаря владению сетями распределения. И если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50% их емкости конкурентам, не пользоваться ей или продать данные сети независимым операторам. 

В принципе внутри европейских рынков такие нормы, если ими с умом пользоваться, вполне оправданы (в первую очередь, кстати, это касается не газо- и нефтепроводов, а банальных ЛЭП). Но если их политически натягивать на то, что называется "естественными монополиями", да еще и продлевать юрисдикцию вне зоны действия и так довольно специфического европейского права, то картина резко меняется. И мы, и европейцы уже сталкивались с этим на первых ветках Nord Stream — ничего хорошего из этого не получилось. В результате Еврокомиссии пришлось действовать в ненадежном режиме "исключения". Переносить эту болезненную тему еще и на Nord Stream 2 не хотелось бы ни одному участнику проекта, включая самих французов, участвующих в проекте трубопровода. 

Тем не менее Франция из исключительно своих сиюминутных соображений решила евробюрократию поддержать. Получилось, честно говоря, не очень: здравый смысл, пусть и под откровенным германским давлением, все-таки победил строптивость и без того униженного "желтыми жилетами" и итальянскими политиками Эммануэля Макрона.

Теперь Третий энергопакет точно работать не будет. Более того, основным пунктом новых договоренностей станет разрешение стране, на территории которой находится пункт получения газа, то есть Германии, принимать любые практические решения по газопроводу Nord Stream 2. По сути, Еврокомиссия умыла руки, отказавшись дальше оказывать давление на газопроводный консорциум. Аргументы исчерпаны, американцам предложено больше не возвращаться к этому вопросу или решать его с немцами напрямую. А немцы, понимающие, что без дешевого трубопроводного газа их просто разорят конкуренты за счет ценовой политики, будут стоять до конца. Тут вопрос уже не прибылей, а самой выживаемости немецкой промышленности, которую и так "в хвост и гриву" имеют американские и китайские конкуренты за счет более дешевого рынка труда и менее "социальной" налоговой системы. А умирать экономически Германия, и так утратившая большую часть политического и военного суверенитета, не может позволить себе никак — у нее просто ничего больше нет.

Тут стоит отметить другое. А именно реакцию на происходящее Российской Федерации. Она была настолько дежурной, что, можно сказать, реакции и не было никакой. Кто-то что-то сказал, кто-то довольно вяленько, без "огонька", откомментировал.

И здесь нет ровно ничего странного и противоестественного: просто это уже не наш, а сугубо европейский вопрос. В конце концов, Nord Stream 2 строился не только за наши деньги, вот пусть европейские партнеры и решают вопросы с наполнением трубы: остановить строительство-то Франция и не пыталась. А остальное — это их сугубо внутренние разборки, как-нибудь да решат. 

Ну, конечно, не очень красиво с французами получилось, зато подтвердили старинную западную цивилизационную поговорку: лучше всего французы понимают, когда с ними отчего-то разговаривают на хорошем немецком языке. 

Однако шутки шутками, но дело, к сожалению, не в этом. Главный урок произошедшего вокруг новой резолюции по Третьему энергопакету не в победе здравого смысла и не в поражении политической Франции. А в сокращающейся базе договороспособных политиков Европы, со многими из которых теперь уже становиться не только невозможно что-то совместное и практическое делать, но даже и не о чем говорить. И это симптом самого, пожалуй, системного и страшного кризиса Европы, который гораздо неприятнее даже кризиса экономического: это кризис элит. И на тактическом уровне, и, к сожалению, стратегическом. И из этого кризиса Европа может либо совсем не выбраться, либо выбраться совсем другой. Более того, все говорит о том, что в своем нынешнем виде объединенная Европа совершенно точно не сохранится, и это уже нужно воспринимать как факт. 

Если говорить о тактическом уровне, то там совсем все печально: судя по всему, после совместного франко-германского демарша по поводу войны в Ираке главным требованием "старших партнеров" к местным европейским элитам стала именно управляемость. И они в этом направлении поработали, результатом чего самым естественным образом стали проблемы масштабирования личностей. Это я к тому, что тому же Миттерану, к примеру, с нынешним Макроном не то что в одно кресло, но и на одном огороде присесть было бы как-то странно. А погляди: и Эммануэль — целый президент. Возникший из ниоткуда и, что вполне закономерно, возвращающийся также в никуда. Есть проблемы и у Меркель: да, фрау, несмотря на все невзгоды, уверенно держит власть и даже легко ставит на место строптивца, возглавляющего соседнее государство. Но у Меркель последний срок, а преемница у нее отличается по уровню от того же "строптивца" примерно ничем. И по-настоящему сильным (они это только что доказали) германским элитам есть о чем задуматься. И это — два базовых государства Евросоюза. Что уж о других говорить. Великобритания — та просто стоит на выход, Италия откровенно хулиганит. Балканы уже привычно трясет.

Не добавляет оптимизма и тот факт, что "старшие партнеры" также не очень нуждаются в услугах Брюсселя: Трамп приветствовал Brexit и, похоже, против дальнейшего распада ЕС не очень уж сильно бы и возражал. Он вообще уже не раз говорил, что предпочитает двусторонние отношения. Словом, это в данном случае далеко не Чип и не Дейл, которые будут спешить на помощь. В лучшем случае просто умоет руки, в наиболее вероятном — попытается по возможности грабануть. 

И вот именно это и есть главный вызов современной российской дипломатии: разобраться в происходящих процессах на субконтиненте и принять правильные, прежде всего стратегически, решения. А отнюдь не всевозможные демарши Макрона, тактические победы Меркель (даже если они нам объективно выгодны) или встречи итальянских политиков с французскими "желтыми жилетами". Это все не более чем сиюминутные флуктуации скатывающейся в хаос нынешней европейской реальности. А вот с новой Европой, какой бы они ни стала (надеюсь, что перемены там произойдут эволюционно, а не катастрофически), - нам и дальше жить по соседству. А газопровод Nord Stream 2 и так построят.