Общество

Эксперты объяснили, почему регистрация в Роскомнадзоре будет выгодна владельцем каналов

Эксперты объяснили, почему регистрация в Роскомнадзоре будет выгодна владельцем каналов
Фото: telegram-канал РОЦИТ

На площадке РОЦИТ состоялось общественное обсуждение нового регламента регистрации владельцев каналов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков в Роскомнадзоре.

Представители бизнеса, власти и блогосферы поделились своим мнением относительно инициативы и подняли вопросы, связанные с практическим исполнением закона.

Модератором дискуссии выступил председатель правления РОЦИТ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. В начале мероприятия спикер напомнил об изначальных целях, стоящих за принятием законопроекта.

"Бесконтрольное распространение информации через группы в соцсетях и каналы в мессенджерах дает хорошую почву для процветания мошенничества, терроризма и экстремизма. В этой связи видится логичным, чтобы была известна личность человека, который распространяет эту информацию, чтобы ответственность несли и платформы, на которых эта группа, страница, канал функционируют. Только с такой системой можно обеспечить безопасную информационную среду", - пояснил эксперт.

Коллегу дополнил журналист, автор и ведущий программы "Итоги с Малькевичем" (ТВ-3), заведующий кафедрой социальных коммуникаций Азовского государственного педагогического университета (Запорожская область) Александр Малькевич.

"Порядок регистрации владельцев каналов важен, поскольку он направлен на деанонимизацию информации в интернете. Не секрет, что анонимность в сети используют мошенники, украинские спецслужбы и иные преступники. Их цель - навредить нашим гражданам и стране в целом. Такие анонимы распространяют фейки и другой противоправный контент. И порой у анонимных каналов большое количество подписчиков. И эти люди верят этим каналам. Хотя, повторюсь, что анонимные каналы распространяют опасный контент. Поэтому важно, чтобы наши граждане понимали, чей этот канал, можно ли ему доверять. И я не вижу никаких проблем для законопослушных владельцев каналов предоставить Роскомнадзору информацию о себе", - заявил Малькевич.

Исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер считает, что ключевой вопрос – правильность составления регламента регистрации владельцев каналов, определение и фиксирование преференций для тех, кто посчитает необходимым зарегистрироваться и работать в публичном поле. "Деанонимизация несет за собой большую ответственность и соблюдение ряда правил. Мы, как СМИ, должны соответствовать множеству законов, при этом достаточное количество владельцев каналов позиционируют свои паблики как медиаканалы, но при этом ничем юридически не ограничены", - говорит Цыпер.

Также он отметил важность проверки и верификации публикуемого в блогосфере контента в рамках борьбы с фейками. Например, в случае чрезвычайных ситуаций информация в пабликах слишком быстро распространяется, и традиционным СМИ не представляется возможным проверить весь этот объем на корректность. Поэтому вопрос об ответственности размещаемого контента должен, в частности, упростить работу СМИ в плане цитирования, уверен эксперт.

Тему ответственности за содержание контента продолжил эксперт РОЦИТ, резидент "Телега Online" и блогер Илья Гогуа. Он подчеркнул, что иногда даже газеты опираются на анонимные источники, однако ответственность в любом случае несет главный редактор.

"Если мы публикуем какую-либо информацию, например, репост, или делаем какие-то выдержки, то мы даем какое-то разъяснение своей аудитории: о наличии фейковой информации или пишем опровержение. В любом случае автор своего канала отвечает как перед своей аудиторией, так и перед законом. Таким образом, автор будет более осмысленно подходить к каким-либо репостам и цитированиям. А если все-таки эта информация нанесла более значительный ущерб, то здесь уже в судебном порядке нужно будет разбираться в каждом случае индивидуально. Виноват должен быть автор паблика, который целенаправленно или по незнанию опубликовал информацию. Я думаю, что здесь необходим именно такой механизм, который можно взять у классических СМИ", - сказал Гогуа.

Коллегу продолжил директор по развитию и взаимодействию с государственными органами RUTUBE Илья Емелин. Он сообщил, что видеохостинг поддерживает законодательную инициативу и подчеркнул, что она в том числе направлена на борьбу с фейками и негативным контентом, которого сейчас в сети достаточно много.

"Естественно, мы будем маркировать контент так, как указано в законе. Мы уже разрабатываем специальное визуальное назначение для каналов пользователей. Однако со стороны регулятора нам хотелось бы получить часть автоматизации, например, API для более эффективной и быстрой передачи данных", - отметил Емелин.

Сооснователь Консультационного центра АБА, юрист АБА, руководитель юридического отдела рекламного агентства blacklight Анастасия Красникова подняла вопрос сохранности персональных данных владельцев каналов. "Учитывая активизацию мошенников, это оставляет возможность для злоумышленников подделывать ссылки и таким образом красть данные", - обратила внимание Красникова.

Также на встрече прозвучали темы безопасности персональных данных и важность работы с рисками.