5 декабря вступают в силу новые санкции стран G7 и Евросоюза против топливно-энергетического сектора России, в частности против ее нефтяной промышленности. По условиям ограничений запрещается морская перевозка российского топлива и страхование судов с ним, а также его покупка дороже $60 за баррель. При этом ряд стран добились для себя исключений из правил.
Например, ограничение импорта не касается поставок трубопроводной нефти: Венгрия, Чехия и Словакия продолжат получать топливо по нефтепроводу "Дружба". Кроме того, этим странам плюс Болгарии Евросоюз разрешил приобретать российское "черное золото" по морю без рестрикций, но только в том случае, если поставки по "Дружбе" прервутся.
Нефтепродукты, в отличие от нефти, поставлять в Европу пока разрешено (запрет вступит в силу 5 февраля 2023 года). Поэтому Хорватия продолжит импортировать вакуумный газойль из РФ, а Чехия — перегонять из российского сырья бензин и дизель.
Как и прежде, европейским странам будет разрешено закупать нероссийскую нефть, идущую к ним транзитом через Россию. Таким образом на рынки стран ЕС попадут азербайджанские, туркменистанские и казахстанские марки, фрахтуемые в портах Усть-Луги и Новороссийска.
Третьим странам Евросоюз также не рекомендует приобретать российскую нефть, искусственно ограничивая морские нефтеперевозки ценой в $60 долларов за баррель.
Примечательно, что Индия может продолжить закупать топливо по рыночной стоимости. Но при этом страна не должна пользоваться услугами западных стран для ее закупки. По словам министра нефти Индии Хардипа Сингха Пури, республику не волнует введение новых санкций в адрес России. Комментируя вопрос журналиста о том, какое влияние ограничение стоимости российской нефти окажет на Индию, чиновник ответил: "Нулевое".
В МИД Японии накануне заявили, что потолок цен на нефть не затронет импорт с проекта "Сахалин-2": он также станет исключением из западных санкций.
В интервью "РИА Новости" замруководителя направления "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергей Колобанов заявил, что уже в следующем году под потолок цен на российскую нефть не попадет приблизительно 24 млн тонн топлива. 20 млн тонн из них придется на экспорт по исключенному из-под санкций трубопроводу "Дружба". Он предположил, что спрос на отечественное топливо будет "политически ограничен". Оставшиеся 4 тонны придется на морские перевозки в Болгарию и в Японию, для которых в Брюсселе сделали исключение.
Ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы, в 2019 году экспорт российской нефти в Европу в 2019 году составил 140 млн тонн, в 2020-м – 120 млн, в 2021-м – 111 млн. По итогам текущего года, однако, речь может идти менее чем о 100 млн тонн нефти.
Директор научного центра "Ансельм" Максим Канищев добавил, что Россия сама может ограничить поставки нефти, не попадающей под европейский "потолок". Так, Москва "слишком много поставила" на борьбу с западными ограничениями, и потому может принять политически обусловленное решение в пользу прекращения экспорта.
На прошлой неделе правительства государств Евросоюза достигли предварительного консенсуса касаемо "потолка" цен на российскую морскую нефть: стоимость топлива ограничат на уровне $60 за баррель.Лимит вступает в силу сегодня, 5 декабря. Вице-премьер РФ Александр Новак подчеркивал, что Москва не будет поставлять нефть и нефтепродукты странам, которые поддержат ограничения. Такие предложения Новак назвал абсурдом и вмешательством в рыночные механизмы.
В связи с грядущими санкциями Россия приобрела свыше сотни танкеров для дальнейшей продажи нефти в Индию, Китай и Турцию. Закупка судов для "теневого флота" несколько облегчит для Москвы последствия западных рестрикций, однако не нивелирует все сложности в экспорте топлива.