В Московском авиационном институте состоялась конференция "Сертификация БАС. Пути развития", на которой собрались около 200 представителей отрасли – разработчики, эксплуатанты, представители авиационных властей.
Как отмечает телеграм-канал "Беспилот", говорили участники конференции о разном, но больше о грустном – к примеру, Александр Тарасов из национального центра вертолётостроения "Миль и Камов" рассказал об опыте сертификации беспилотника БАС-200 и назвал стоимость этой процедуры. 109,5 млн рублей у компании ушло на услуги экспертов при подтверждении соответствия конструкции всем требованиям, ещё 32,5 млн рублей пришлось потратить на создание опытных образцов, летные испытания, керосин. Общие затраты на сертификацию дошли до 142 млн рублей.
На эти деньги удалось провести 31 испытательный полёт, 25 из которых – с участием лётчика сертификационного центра. В сертификационных работах участвовали представители ЦИАМ, ГосНИИ ГА, ЦАГИ, СЦ "Материал", Авиарегистра РФ и не только.
В такой ситуации сейчас находятся все разработчики с максимальным взлётным весом более 30 кг, причём названная сумма – ещё не предел. В апреле зампред правительства Андрей Белоусов на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что с учётом создания опытных образцов и стендовой базы, сертификация может стоить около одного миллиарда рублей.
"Потянуть такие расходы не в состоянии даже большие компании, что уж говорить о маленьких стартапах. Опять же в апреле Минтранс издал приказ об установлении предельной стоимости сертификации на уровне 30-70 млн рублей, в зависимости от типа беспилотника. Но даже эти деньги можно назвать неподъёмными", – пишут авторы "Беспилота".
Сам Тарасов резюмировал: "Сертификация – это реально, но если у вас нет денег, не лезьте в авиацию".