Минфин задался целью "обелить" рынок труда и предложил ввести налог на профессиональный доход. Он составит 3% для тех, кто оказывает услуги физлицам, и 6% - юрлицам. Ведомство рассчитывает, что таким образом самозанятые - например, няни, репетиторы, домработницы - выйдут из тени и легализуются. Новый режим предлагают опробовать уже в 2019 году. Пока же идея согласуется с регионами и профильными министерства. Эксперты отнеслись к предложению скептически. Михаил Мельников объясняет, почему у Минфина вряд ли получится заставить самозанятых платить.
В России полным ходом идет подготовка налоговой реформы, и занимающиеся ею структуры то и дело делятся различными идеями, смотрят на реакцию – как эмоциональную, так и экспертную. Своего рода бесплатная консультация.
Министерство юстиции России определяет самозанятых как "физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющих наемных работников".
Но это определение противоречит словам замминистра Минфина, который упомянул, что "самозанятый" может оказывать услуги и юридическим лицам, правда, тогда ставка вырастет до 6%. И вот в этом кроется коварная ловушка.
Тройная тормозная система
Пока уточним термины. Налогоплательщик – тот, из чьих доходов платятся налоги. Налоговый агент – тот, кто осуществляет процедуру перечисления денег в налоговую службу. В нашем случае – тот же самый самозанятый гражданин.
За сотню лет наших граждан напрочь отучили платить налоги самостоятельно. В Советском Союзе эту функцию взял на себя работодатель-монополист – государство, в постсоветской России налоговым агентом граждан также остаются работодатели. Человек получает на руки (или на карточку, что примерно одно и то же) свои 87% от зарплаты, оставшиеся 13% без его участия перечисляются в налоговую службу, а еще 30% "сверху" идут в три фонда – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Во всех этих процессах гражданин не участвует.
Дело не в 3%: их не было бы жалко. Просто на пути налоговой реформы в этом направлении есть три мощных тормоза.
Во-первых, это психология. Прийти в налоговую службу, пообщаться с местными чиновниками, заполнить декларации, перечислить требуемую сумму дано не каждому – само же государство долго насаждало страх перед государственными службами. ФНС прилагает серьезные усилия, чтобы упростить процесс уплаты налогов, разрабатывает онлайн-сервисы, но большинство все равно опасается идти в налоговую. Их логика проста: как только ты вступил в отношения с российским государством, ты уже виноват.
Во-вторых, это недоверие. Минфин меняет правила игры по своему усмотрению. Объявленный мораторий на повышение налогов провалился с треском: один только налог на недвижимость чего стоит, а сколько новых налогов за это время деликатно назвали "сборами", под мораторий не попадающими! Вышел ты из тени на свет, "обелился", заплатил 3% – и где гарантия, что на следующий год с тебя не потребуют 30%?
В-третьих, это своеобразная честность. 3% платят те, кто работает на физических лиц, 6% – те, кто на юридических. Но тут вопрос: а как оформляют это сотрудничество юридические лица? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять – черным налом, иначе налоги бы платились ("работа по договору"), и гражданину не надо было бы объявлять себя самозанятым. Упоминая своего работодателя в декларации, ты фактически вызываешь к нему налоговую проверку – и с далеко не нулевой вероятностью этого работодателя теряешь.
Удивительно ли, что за первый год существования нового понятия в России зарегистрировано лишь около 300 самозанятых?
От США до Кении
Мировая практика по администрированию самозанятых крайне неоднородна – универсального рецепта нет. Хорошо странам, в которых привычка платить налоги стала частью национальной культуры. Скажем, в сознании гражданина США неуплата налогов является куда более тяжким преступлением, чем растление малолетних. Американские самозанятые платят 15,3% прибыли в страховые фонды и от 10% до 39,6% (в зависимости от дохода) в налоговую службу. При этом половина выплат в страховые фонды вычитается из налогооблагаемой базы. Кстати, администрация президента Трампа последовательно добивается снижения налогов для этих групп населения.
Схожая система в Канаде и Великобритании. В последней также распространена патентная система с фиксированным ежегодным платежом. Если сравнивать с российскими ИП, то граждане с малым достатком платят в США и Великобритании меньше, чем россияне, а успешные самозанятые – больше.
В Евросоюзе нет единого законодательства относительно самозанятых: Брюссель очень хочет причесать всех под одну гребенку, но слишком уж разные условия жизни и дисциплина населения в Германии и Румынии. В целом – развита патентная система, которую проще администрировать, чем переменчивые доходы. Немцы ухитряются даже с безработных брать по 150 евро в месяц на медицинскую страховку.
Интересно поступили в братской Белоруссии. Там ввели "налог на тунеядство" – своеобразный сбор с самозанятых, но с негативным оттенком (в США, например, самозанятость чаще всего является не только добровольным выбором, но и предметом зависти наемных работников). Но вскоре эту дикую систему пришлось отменить. Для зарегистрировавшихся самозанятых граждан есть свой единый патентный налог (в каждой области свой) – скажем, сдавая квартиру в Минске, вы будете платить 116 белорусских (3650 российских) рублей в год.
Китайцы платят подоходный налог независимо от того, на кого они работают. Налоговая система в этой стране – прогрессивная: кто больше получает, тот бóльшую долю и отдает. Если заработок не превышает примерно $620 в год, налог не взимается; от $620 до $700 – 5% и так далее.
В развивающихся странах налоги на самозанятых чаще всего даже не декларируются: нет этого в Индии, Бангладеш, Кении. Самозанятые существуют там, как выражается Минюст России, "на свой страх и риск": они не платят налоги, но в то же время исключены из систем медицинского и социального страхования. Наличие легальной наемной работы в этих странах – показатель жизненного успеха.
В ожидании саботажа
Отдельно отмечу несправедливость нового проекта с точки зрения наемных работников, которых у нас большинство. В самом деле, сотрудники предприятий платят 13% плюс взносы в фонды, а самозанятые граждане – лишь 3% или 6%. Более того, новое правило может поставить под удар миллионы трудящихся. Ведь если самозанятые и впрямь могут заключать договоры с юридическими лицами, работодателям станет выгодно оформлять своих сотрудников именно в этом качестве, лишая людей при этом большинства прав, положенных им по Трудовому кодексу. Этот процесс уже происходит с переходом на договоры, а инициатива Минфина сделает рядовых россиян еще более беззащитными. Сам Трудовой кодекс безнадежно архаичный, он во многом повторяет еще советские нормы и лишает нормальных работодателей возможности легально избавиться от лентяев и тунеядцев. И все же это единственная преграда на пути произвола в трудовой сфере.
Несложно представить судьбу новой системы налогообложения. Не пойдут в налоговую ни авторемонтники, ни фрилансеры, ни нянечки. Налоговая, в свою очередь, не придет к ним – чисто математически невыгодно заводить дело ради получения налога в 10 тысяч рублей. Так что придется государству все равно вводить карательные меры типа "налога на тунеядство" и в досудебном порядке снимать сумму с личных счетов граждан в государственных и частных банках. Только после этого самозанятые потянутся в налоговую службу.
Конечно, все это понимают. Как ни странно, именно налоговики всеми силами отбиваются от администрирования миллионов самозанятых. Они привыкли иметь дело с предприятиями, работа с гражданами им органически чужда. Минфин, в свою очередь, хочет получить деньги чужими руками, не прикладывая к этому никаких усилий (интеллектуальные затраты на предлагаемый законопроект явно близки к нулю). По сути, мы имеем дело с масштабным саботажем интересов государственного бюджета со стороны граждан с "черным" доходом и налоговой службы. И пока государство не разобьет эту спайку, вернуть самозанятых в лоно налоговой системы не получится.