Статьи

Сила альянса: как сближаются Россия и Китай

Сила альянса: как сближаются Россия и Китай

Председатель КНР Си Цзиньпин 3 июля приезжает в Россию с двухдневным государственным визитом. В Москве его ждут переговоры с Владимиром Путиным, по итогам которых лидеры стран подпишут два совместных политических заявления. Одно - о двусторонних связях и совместных планах, а другое будет касаться международных вопросов. Кроме того, они утвердят план действий на три года к Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это уже шестой по счету визит председателя КНР в Россию. Дмитрий Лекух обращает внимание на то, что это третья встреча лидеров за полгода, и напоминает о совместных проектах России и Китая.

Восток принципиально нетороплив. Наш Север, кстати, тоже.

Я, вот, к примеру, каждый год езжу ловить сильную и вкусную семгу на заполярный, большей частью, Кольский полуостров. Точнее, - на его южный беломорский берег.

И каждый год проезжаю перед этой рыбалкой старинное русское поморское село Умбу, неторопливо живущее на этом самом беломорском берегу с 1466 года, когда на территории современной Цитадели демократии, прямо по их "сияющему городу на холме", то ли индейцы бегали за бизонами, то ли бизоны за индейцами. И никакую белую портовую сволочь из города Плимут никакой "Мейфлауэр" на эти благословенные девственные земли никто не завозил.

Китайская же цивилизация еще древнее, чем наша. И, соответственно, тем более способна смотреть на эту западную суету, как смотрит взрослый на драчку детишек в песочнице: с пониманием, безусловно, но все-таки несколько свысока.

Тут ведь в чем дело: Россия, которая в китайской картине мира - наследник Великой северной степи, и Китай никогда не были едины и даже единонаправлены. Слишком различны наши цивилизации, слишком различны устремления народов: это как масло и вода, смешивать их бессмысленно. В этом и слабость нашего потенциального альянса, но в этом и его сила: нам нет смысла враждовать и хоть политически, хоть экономически, хоть еще как-то подчинять друг друга.

Мы просто соседи. И нам просто нечего между собою делить. А вот что-то совместное создавать имеет смысл, безусловно. Равно как и выстраивать отношения, которые совершенно буквально в данном конкретном случае и называются именно "добрососедскими". И которые оттого и являются куда более сложными, чем "традиционные западные альянсы", в которых всегда есть кто-то главный, "играющий первую скрипку", и кто-то исполняющий роль сателлита, а по-другому не получается вообще.

Наши же нынешние неторопливые отношения с Китайской Народной Республикой выстраиваются не на осознании, что мы равные или не равные. В военном отношении Россия, например, являющаяся глобальной ядерной сверхдержавой, несмотря на все свои постперестроечные слабости, все равно объективно сильнее. А вот в экономическом отношении рядом с китайским колоссом мы, простите, некоторым образом "ни алле".

Поэтому отношения и выстраиваются на осознании того, что мы не "равные" союзники и/или партнеры, а на том, что мы "разные". Мы, еще раз, не "родственники", мы просто соседи. А с соседом, если ты, разумеется, не ставишь перед собой задачи сжечь его дом и убить всех домочадцев, надо учиться жить. Потому как он никуда отсюда не денется, это – его земля точно так же, как и твоя. И похожи вы или не похожи, - отношения выстраивать надо, выстраивать "правильно". Потому как есть совершенно правильная китайская же поговорка: "Близкий сосед важнее, чем дальний родственник, и при хорошем соседе и слепая дочь замуж пойдет". И вот это одна из главных причин, почему лично мне нравится как неторопливо (не без противоречий – между соседями всякое случается, даже между самыми "добрыми") и правильно пытаются выстроить максимально прочные отношения между нашими странами те, кто за это и должен отвечать.

Вот и в этот раз товарищ Си прилетает сегодня в Российскую Федерацию по приглашению российского президента Владимира Путина с двухдневным визитом вовсе не для того, чтобы вырабатывать новую стратегию, а с тем что дипломаты называют "сверить часы". Ну, не с пустыми руками, разумеется: к хорошим соседям с пустыми руками не ездят. В частности, сообщается, что во время пребывания главы Поднебесной в России российские и китайские компании подпишут соглашения на сумму более десяти млрд долларов США в рамках более чем десяти межведомственных и межправительственных соглашений. Ну, и что возможно еще более важно, особенно в преддверии саммита G20: по итогам визита стороны намерены выступить с двумя совместными политическими заявлениями. И это вряд ли будут "пустые слова": посол Китая в России отнюдь не лукавит, когда, выражая точку зрения своего руководства, говорит, что "Китай и Россия являются друг для друга самыми важными партнерами стратегического взаимодействия". И отнюдь не случайно Путин и Си Цзиньпин с момента вступления последнего в должность в 2012 году встречались уже более двадцати раз.

По большому счету, в предстоящем визите невозможно провести четкую грань между политической и экономической повесткой. Кстати, что касается собственно экономики, тут кое-что постепенно налаживается: российско-китайская торговля показала рост на 24% только за первый квартал, и заданный тренд позволяет рассчитывать на восстановление докризисного уровня. А уже к концу текущего года, к примеру, должно быть закончено строительство титанического газопровода "Сила Сибири", крайне важного для энергетики обеих стран. Это газопровод от Чаядинского месторождения (в планах еще и соединение с Ковыткинским газовым месторождением) до Владивостока, протяженностью, на секунду, четыре тысячи километров и мощностью до 38 млрд кубов в год.

В сентябре 2016 года "Газпром" и CNPC подписали EPC-контракт на строительство подводного перехода трансграничного участка "Силы Сибири" под рекой Амур. На конец 2016 г. "Газпром" построил уже 445 километров газопровода, а уже в следующем 2018 году по нему, возможно, пройдут первые пять миллиардов кубометров того самого русского газа. Масштабы, мягко говоря, впечатляют. А в планах уже "Сила Сибири-2" (он же газопровод "Алтай" или "западный маршрут") протяженностью уже в 6700 километров, после введения которого объемы поставок газа в КНР станут вполне сравнимы с европейскими.

И это мы еще даже не рассматриваем, просто за неимением времени, циклопические проекты - транспортные, логистические, технологические, инфраструктурные - связанные с "поясом сопряжения" Великого шелкового пути. Слава всем русским и китайским богам, наши отношения постепенно выходят уже на такой уровень экономической интеграции, когда первым лицам можно спокойно "сверять часы".

Причем, важны даже не газовые, нефтяные и прочие инфраструктурные стройки. А проекты, казалось бы, локальные, но полностью меняющие экономический ландшафт регионов.

Простейший пример.

В начале мая текущего года российское Минвостокразвития вышло с предложениями, которые позволят ускорить транзит некоторых товаров из Китая. В чем, собственно, вопрос: как выяснилось, чисто географически китайским производителям выгодно часть товаропотоков из северо-восточных провинций КНР переваливать не через китайские, а через российские дальневосточные порты. В результате грузы пошли через международные транзитные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", и это выгодно обеим сторонам. Да вот незадача: грузы у нас "таможатся" дважды: в точке входа и точке выхода, а это не только дополнительные трудозатраты, но и потери во времени. А время в транспортной логистике - это те самые деньги, которые ни нам, ни китайцам совершенно не хочется терять. И этот вопрос решили, причем довольно просто: теперь таможенные процедуры по транзиту оформляются непосредственно в порту. И сроки сократились в случае "Приморья-1" вдвое, а "Приморья-2" - аж даже и втрое.

Почему этот, на первый взгляд, абсолютно локальный вопрос так интересен? Все просто. Теперь уже стало понятно, что потенциальный объем грузовой базы только МТК "Приморье-2" к 2030 году составит 23 млн тонн зерновых (пшеница, соя, рис), плюс 15 млн тонн контейнерных грузов ежегодно. Предварительная оценка только сопутствующих, так сказать, инвестиций в этот проект составляет почти 3 миллиарда долларов США. А это отнюдь не федеральный, уровня "Пояса сопряжения", а только региональный проект. Далеко не единственный из тех, что даже не выходят на уровень взаимного обсуждения между нашим товарищем Путиным и их товарищем Си. Но вполне показательный для того, чтобы понять, каков наш совместный экономический потенциал сотрудничества даже в таких "мелочах", не говоря уж о чем-то по-настоящему "стратегическом".

Вот отчего нашим странам так важны добрососедские отношения. И почему нам не надо торопиться. И почему сегодня российский президент Путин встречается с председателем Си уже в двадцать первый, и, судя по всему, далеко не в последний раз.