Статьи

Овчинка выделки не стоит: почему России невыгодно вводить "налог на Aliexpress"

Овчинка выделки не стоит: почему России невыгодно вводить "налог на Aliexpress"

В России зарубежные интернет-магазины вроде Aliexpress и eBay стали очень популярны. Цены там низкие, а доставка зачастую бесплатная. Однако "халяве" осталось жить недолго. Власти намерены ввести налоги или установить пошлину для зарубежных заказов. Подобный опыт уже есть у Белоруссии. Кто лоббирует эту инициативу у нас и что она даст, объясняет Михаил Мельников. 

Заместитель министра экономического развития Олег Фомичев еще в середине октября четко обозначил официальную позицию ведомства по налогообложению товаров, которые россияне массово заказывают за рубежом: 

Минэкономразвития рассматривает отсутствие НДС на товары, поставляемые иностранными электронными площадками в виде почтовых отправлений в Россию, как фактическое уклонение от налогов, и выступает за выравнивание условий для российских и зарубежных игроков.

Однако на резонный вопрос о том, не будет ли администрирование этого налога обременительнее для бюджета, чем сохранение статуса-кво, Фомичев ответил уклончиво: 

Сейчас рассматриваются варианты, чтобы это администрирование было минимально по затратам для всех участников процесса. Этот риск мы все понимаем и с ним как раз сейчас работаем.

Над этим "риском" работа идет уже много лет. Более того, запущен пилотный проект по взиманию этого налога. Белоруссия регулярно обкатывает у себя самые разнообразные идеи российской власти (например, сейчас мы пристально следим за ситуацией с "налогом на безработных"). Вот и беспошлинный лимит на получение посылок из-за рубежа был там снижен в апреле 2016 года с 200 до 22 евро в месяц. И что вы думаете? Судя по всему, эта мера оказалась убыточной. Зампред Государственного таможенного комитета страны Сергей Полудень летом 2017 года заявил о намерении вернуться к прежним нормам. Увы, даже самые простые бизнес-процедуры в исполнении государственных служб становятся в несколько раз дороже, причем не только у нас – по всему миру. Вот и рассылка налоговых уведомлений или заполнение таможенных деклараций оказались не по карману белорусской власти.

Мы не будем углубляться в достаточно серьезную разницу между НДС и пошлинами – российские чиновники охотно путают способы взимания денег и, скажем, во время объявленного правительством моратория на повышение налогов просто называют все нововведения "сборами".

Кому это выгодно?

Чтобы понять суть любой сложной ситуации в экономике, необходимо в первую очередь перечислить все заинтересованные стороны, сформулировать их цели и задачи, а также понять степень их влияния на ситуацию.

В нашем случае есть пять сторон.

Российские потребители. С ними все понятно – им налог не выгоден, они хотят покупать за рубежом качественные дешевые товары. Их голос практически ничего не значит.

Российские государственные структуры. У них двойственная позиция – конечно, дополнительные деньги всегда нужны, но возиться с каждой из миллионов диковинных приблуд, идущих к нам из стран Азии, очень не хочется. Поэтому государство сохраняет нейтралитет, пока кто-нибудь не предложит приемлемую для него форму взимания налога.

Российские производители, вынужденные платить все налоги и сборы, никак не могут конкурировать с беспошлинным ширпотребом, а значит, у нас становится меньше рабочих мест и снижается уровень жизни. Бизнес целиком и полностью за "налог на Али", и определенные каналы лоббирования у него в правительстве есть.

Зарубежные, в первую очередь восточноазиатские экспортеры и, главное, защищающие их интересы восточноазиатские государственные структуры. Российский рынок для них не главный, но по старой китайской поговорке "фэнь юань бережет", поэтому на уровне межгосударственных уступок и компромиссов эти страны до последнего будут сопротивляться дополнительному налогообложению своего розничного экспорта. Их влияние на Россию очень велико.

И, наконец, несколько неожиданная пятая сторона – группа организаций, громче всех продвигающая "налог на Али", давящая на все доступные им рычаги. Это АКИТ, российская Ассоциация компаний интернет-торговли, в которую входят "М.Видео", "Юлмарт", "Эльдорадо", "Детский мир" и еще несколько десятков крупных и средних торговцев. Юмор в том, что большинство членов АКИТ по сути занимаются тем, что закупают товары в Восточной Азии и перепродают их втридорога в России. Ведь даже отечественные бренды в сегменте бытовой техники или одежды чаще всего производят свой товар в тех же Китае, Вьетнаме, Бангладеш. И каждая покупка нашими гражданами той же продукции напрямую у производителя – нож в спину АКИТ (купил фен на Aliexpress – украл прибыль у "Эльдорадо"). Лоббистский ресурс у этой группы весьма серьезен.

Какова цена вопроса?

Кстати, о каких суммах речь, что получит бюджет? Розничная трансграничная торговля в 2016 году оценивается в 3 миллиарда долларов, то есть каждый россиянин в среднем потратил на эти покупки около 1250 рублей. Если брать НДС со всей этой массы (хотя как минимум половина покупателей тратит меньше, чем пороговые 20–22 евро в месяц), бюджет получит 540 миллионов долларов в год.

Стоит ли это даже легкого недовольства Пекина, Хошимина и Тайбея? Ответ однозначен – нет.

Да и как взимать налог? Проверять заявленную стоимость каждой посылки (скажем, автор этих строк регулярно заказывает аккумуляторы и футляры для смартфонов – крохотные пакеты с копеечным товаром), выписывать налоговое требование, отсылать по месту регистрации покупателя, которое еще надо установить, ведь оно часто не совпадает с почтовым адресом? Вскрывать посылки, чтобы убедиться в соответствии товара описанию? Ради 18% от, скажем, 2000 рублей? Овчинка выделки не стоит.

Поэтому Россия очень хотела бы, чтобы зарубежные продавцы… сами обложили себя налогом. Иностранцам уже предложено зарегистрироваться в нашей ФНС и перечислять туда НДС. Те, правда, недоумевают: они платят тот же НДС у себя дома, между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения, а проблемы российского бюджета иностранцев в принципе не должны волновать. Еще один возможный ход конем, за который ратует АКИТ, – создание в России, простите, "B2B2C-складов" – продавцы будут централизованно завозить туда товар, а российские налоговики приплюсуют к его стоимости НДС и только после этого разрешат розничную продажу. Тоже тупиковый путь – разнообразие товаров на том же "Алиэкспресс" огромно, и даже 10% самых популярных в Россию заранее не завезешь.

Глава АКИТ Алексей Федоров рассказывает нам о том, что все вопросы практически решены, вот только налоговики и таможенники спорят о том, кто будет собирать средства. Он только не уточняет, что, судя по всему, спор заключается не в стремлении взять сбор под контроль, а наоборот, в отфутболивании проблемы – ни таможне, ни ФНС такая головная боль не нужна.

Пути решения проблемы

Кроме того, 18% НДС ситуацию не изменят. Низкие китайские налоги на бизнес и развитое производство все равно позволят продавать товары гораздо дешевле. Кроме того, голь на выдумки хитра - многие покупатели легко рассредоточат свои закупки по родственникам и знакомым, чтобы не подняться выше порога (а он все равно необходим, ибо налогообложение однодолларовой посылки убыточно по определению). АКИТ с большим удовольствием вообще бы запретила розничную трансграничную торговлю, но Пекин будет против, а с ним сейчас спорить сложно. Китайцы уже показали свою "мягкую силу", когда закрывался Черкизовский рынок – в столичную мэрию приехала тогда скромная делегация из Поднебесной, а уже на следующий день московские китайцы вместо одного тесного "шанхая" получили два просторных - "Садовод" и ТЦ "Москва". Повторный визит этих улыбчивых людей никому в России не нужен.

Получается, несправедливость неизбежна? Наше несчастное производство никогда не поднимется, потому что иностранцы продают те же товары без налогообложения? На самом деле ситуация иная.

Российский производитель по идее находится не в проигрышном, а в выигрышном положении по сравнению с мастерской дядюшки Ляо из шанхайского подвальчика. Они оба официально зарегистрированы на родине, оба платят налоги и сборы, стоимость труда в обеих странах примерно одинакова, но на дядюшке Ляо лежат еще существенные логистические расходы по доставке этого несчастного копеечного аккумулятора в какой-нибудь чудовищно далекий 斯摩棱斯克 (так по-китайски пишется Смоленск).

Проблема совсем в другом. Прямые и косвенные налоги в России выше, чем в Китае (там меньше налогов для юридических лиц и есть прогрессивная шкала для физических), и эту проблему надо решать внутри нашей собственной страны. Временная потеря бюджета от снижения налогов будет очень быстро компенсирована увеличением налогооблагаемой базы – за счет роста производства и выхода из тени нынешнего "серого" бизнеса. Кроме того, в России велика доля неналоговых издержек (взятки и "крышевание"), которые у наших восточных партнеров встречаются существенно реже.

Но вместо того чтобы скинуть оковы со своих производителей, мы пытаемся накинуть их на иностранцев. И удивляемся, что те не понимают.