В правительстве России разъяснили норму о неуважении к власти (ч. 3, 4 и 5 ст. 20.1 КоАП), сообщает РБК.
21 мая Михаил Гальперин, занимавший на тот момент пост уполномоченного России при Европейском суде по правам человека, направил в Страсбург свои возражения на жалобы россиян, подвергнутых штрафу или административному аресту за нарушение этой статьи. Всего ЕСПЧ рассматривает 19 таких жалоб от 17 заявителей, основной аргумент которых указывает на неопределенность формулировки "неуважение к власти".
Гальперин в своем ответе объясняет, что ответственность наступает за действие, которое "выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к обществу, государству, официальным символам Российской Федерации, Конституции или органам, осуществляющим государственную власть".
Специальным и обязательным объектом данных действий является нравственность, и проявляются эти действия в форме наглости, цинизма, бесстыдства и оскорбительности совершаемых деяний как в отношении граждан, входящих в информационные сети, так и в отношении моральных устоев и нравственных правил общества в целом.
Как объяснил агентству руководитель проекта "Сетевые свободы" Дамир Гайнутдинов, нормы КоАП, посвященные неуважению к власти, не содержат формулировок, которые использовал Гальперин. Фрагмент его ответа, где речь идет о "цинизме и бесстыдстве", встречается в научной статье 1997 года о практике по уголовной статье о хулиганстве, а фрагмент о желании противопоставить себя обществу и выразить пренебрежительное отношение к нему взяты из постановления пленума Верховного суда, также посвященного применению статьи УК о хулиганстве. Гальперин немного изменил флормулировки, добавив в первом случае упоминание "граждан, входящих в информационные сети", а во втором — упоминание "государства, официальных символов Российской Федерации, Конституции и органов, осуществляющих государственную власть".
В ответе омбудсмена говорится также, что в России "нет запрета на высказывание мнения, в том числе негативного, в адрес государственной власти", но такие высказывания "не должны выражаться в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность". Заявители могли "беспрепятственно выражать несогласие с политикой государства, не используя при этом ненормативную лексику", отметил Гальперин.