Актеры и музыканты неустанно жалуются на пандемию и кризис, который существенно сократил их заработки и оставил буквально без средств к существованию. На бедность артистов указывал и Лев Лещенко, и Лолита Милявская, Иосиф Пригожин, Елена Воробей и многие-многие другие. Кому-то даже пришлось продать квартиру, а кто-то лишился комфортной жизни, для которой требовалось как минимум полмиллиона рублей. О такой проблеме рассказала актриса Елена Борщева, чем вызывала у части публики недоумение. Среди таких и Дмитрий Лекух. Он задается вопросом, к кому обращаются работники творческого цеха и у кого хотят вызвать сочувствие.
Это душераздирающее зрелище с предновогодними жалобами работников творческого цеха на трудную материальную судьбу, как бы оно со стороны вызывающе-забавно ни выглядело, действительно логичное продолжение (или, надеюсь, завершение) элитарного проекта "Гражданин поэт". Во время которого несколько немолодых и прилично потасканных жизнью мужчин остроумно, как им казалось, играли в простенькое буриме перед жующими нуворишами на Рублевке, имитируя тем самым и поэзию, и гражданственность творческих элит, после чего за долю малую выдавая эту убойную смесь из дерьма и палок за удобную той самой фрондирующей Рублевке "гражданскую позицию". И, Господь бы уже с ними, с этими немолодыми и потасканными творцами и креативщиками. Там жизнь уже довольно бодренько начала им напоминать, что по счетам по любому придется рано или поздно платить.
Я не о том, а об определенной системе взаимоотношений, в которую встроены у нас и граждане "элитарные поэты", и простонародные юмористы, выстроившиеся в нашем социуме по линии "баре и их креативная челядь". Тьфу, простите, "государство и творческие элиты". Хотя первое определение, безусловно, точнее, но все-таки воспользуюсь, так сказать, казенным. Хотя как-то, конечно, очень неловко называть элитами, да еще творческими, натуральный обслуживающий персонал. Ну, вот чистый "крепостной театр": там тоже были свои любимчики, из "холуев", которым многое дозволялось.
Последней повод сомневаться в наличии у людей данной профессии головного мозга дала артистка, юмористка и участница шоу Comedy Woman (это те, кто про генерала Карбышева, помню, шутили) некто Елена Борщева, которая напомнила о непростой судьбе и трудном материальном положении артистов. И все это из-за пандемии коронавируса, разумеется. Надо бы, короче, помочь. А, еще и назвала сумму, необходимую ей лично для комфортной жизни, но об этом немного потом.
Нужно отдать должное: "юмористка" так зажигательно пошутила далеко не первой. Жаловался на трудную жизнь сословия и Валерий Меладзе. Вот тут нужно отдать должное: потом многое осознавший и даже, вроде как, вернувшийся "в берега". И даже шоумен Сергей Глушко, более известный под сценическим псевдонимом Тарзан и по светской роли мужа певицы Наташи Королевой, пожаловался на то, что пандемия ударила по бюджету его семьи. Впрочем, если кто не следит пристально за личной жизнью шоумена, то ему это мало о чем, признаться, говорит.
О финансовых трудностях звезд рассказывала городу и миру и старшая, так сказать, коллега юмористки Борщевой — юмористка Елена Воробей. Предложившая дать артистам льготы на продукты. Я вот до сих пор, честно говоря, не пойму, шутила она или нет. И силюсь хотя бы понять, какую именно товарную линейку юмористка имела в виду: вряд ли в нее, по идее, должен входить и доедаемый без соли хрен. Нет, так-то продукт, конечно, оригинальный. Но в нем слишком, пожалуй, мало калорий и витаминов, чтобы насытить столь истощенный неустанным творчеством организм. Между тем, артисты, наверное, удивятся, но часть общего с ними народонаселения к подобного рода диете, особенно с началом все того же кризиса, в законной реальности уже слишком опасно приблизилось. И вот эти ваши артистические незамутненные материальные страдания для этой части населения — уже давно совершенно искренне пополам.
Но вернемся к молодой юмористке. Шура Балаганов … тьфу … простите, Елена Борщева в том же самом интервью рассказала, что ей нужно для счастья, то есть для комфортной жизни. Ее семье необходимо "тысяч 500 рублей в месяц" — это сумма, при которой, по ее словам, "можно очень хорошо жить".
Что ж, запросы, прямо скажем, далеко не космические. Многим из нас, в том числе и мне, приходилось и тратить в месяц прилично больше, а месяцами "торчать" на цифрах на порядок меньших. Дело, в общем, житейское.
У меня другой вопрос: а на хрена, простите, и журналисту, и артисту тащить вот это вот возвышенное и животрепещущее представление о прекрасном, да еще в контексте с жалобами на тяжелое материальное положение "творческого сословия", на широкую-то аудиторию? Посвящая в эти свои взаимоотношения с прекрасным и весь остальной мир. Вот какова сама цель? Вы что, реально хотите, чтобы вас после всего вот этого еще и пожалели?!
И вот здесь-то вернусь к началу статьи: к кому конкретно обращаются товарищи артисты со своими жалобами на жизнь? Было бы логично подумать, что к тому, кто и оплачивал им "содержание". Точнее к тем, кто его раньше, до кризиса, оплачивал.
Это кто угодно, только, разумеется, не народ, не публика, хоть они зачастую перед боярами этот самый народ с его чаяниями и изображают. Не понимая в этих самых чаяниях, как показывает исторический опыт, приблизительно ни хрена. Но у публики нет на их содержание денег, особенно в кризис. Значит, какой смысл к этой самой публике обращаться и что-то у нее просить. И ведь небезосновательно надеются, что дадут. Иначе бы не выдавали свои притязания на более или менее "красивую жизнь" за жалобы на непереносимую нищету. Если жить в нормальном мире, а не в том, где саморегулируются перекрестным опылением бояре и вот эта их "культурная" челядь, то выглядят эти жалобы как-то удивительно жалко и отчего-то совершенно не смешно.
Дело тут совершенно даже и не в деньгах, а в несоотносимости всех этих прекрасных ребят с новой, проступающей на наших глазах довольно суровой реальностью, в которой вопрос встает зачастую о банальном выживании. Где, допустим, врач важнее артиста не потому, что он чаще мелькает на телевидении (время такое). А потому что банально умеет лечить.
Поэтому что здесь лично для меня абсолютно загадочно, так это цель и аудитория обращения. Ибо задача "челяди" договориться с условным "боярским сословием", а не привлекать к текущему состоянию дел внимание широкой публики. Широкая публика и так не любит и тех, и других приблизительно одинаково. Но зачем на этом снова внимание этой самой широкой публики-то заострять?
Кстати. Оттого и так удивительно забавно выглядели, помнится, артистические угрозы не участвовать, допустим, в новогодних мероприятиях на телевидении: есть такое ощущение, что эти люди верят, что кому-то в реальном мире, а не в тесном мирке самоопыляющейся перекрестно "тусовки", они хоть немного нужны. Сколько уже анекдотов на эту тему в народе рассказали.
Даже, говорят, кто-то деньгами скинуться хотел: на установку памятника при жизни "певцу, победившему ночь живых мертвецов" на отечественном телевидении. Но инициатива как-то неожиданно тихо угасла. Ибо народ в большинстве своем уже просто давно перестал смотреть телевизор в новогоднюю ночь сразу после поздравления президента. Эти рейтинги неоднократно публиковались, правда, обсуждение быстро затыкали, ибо "тусовочке" на мгновение от них становилось как-то особенно нехорошо.
А вообще, конечно, мы с вами живем определенно в какие-то постбулгаковские времена. Вот, к примеру, вы про сеанс магии с ее последующим разоблачением, надеюсь, помните? Так вот. Разоблачение нам с вами, к сожалению, только уже и осталось. А магии... Магии давно нет.